Предложения по совершенствованию налогового администриирования имущественного налогообложения физических лиц

Предложения по совершенствованию налогового администриирования имущественного налогообложения физических лиц

В современных российских условиях инновационного развития и цифровой трансформации требуют активного совершенствования и модернизации все структуры, институты и элементы экономической системы, в том числе налоговой, так как от налогового бремени, состава, собираемости и распределения налогов зависит развитие государства, бизнеса, инфраструктуры, социальной сферы и уровень жизни населения. Для увеличения плодотворности налогового администрирования не только по стране, но и по субъектам РФ необходимо решить некоторые проблемы, существующие в области налогообложения.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (4), Февраль ‘21

Поделиться

На федеральном уровне уделяется большое внимание государственной налоговой политики и повышению эффективности налогообложения, в том числе приняты федеральные законы, модернизирующие налогообложение имущества различных видов:

  • принят упрощенный порядок предоставления льгот по имущественным налогам физических лиц, исключивший необходимость представления документов-оснований,
  • введен принцип пропорционального налогообложения при изменении характеристик земельного участка,
  • закреплены правила о едином налоговом платеже по имущественным налогам и порядок оплаты налогов через МФЦ

и много другое.

Несмотря на значительное количество нововведений, модернизацию налогового администрирования вряд ли можно считать полностью завершенной. Для увеличения плодотворности налогового администрирования не только по стране, но и по субъектам РФ необходимо решить некоторые проблемы, существующие в области налогообложения. 

Выделим основные проблемы налогообложения имущества физических лиц в Межрайонной ИФНС № 25 по Республике Башкортостан.

Во-первых, в настоящее время продолжается постепенный переход к взиманию налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости. Это потребовало введения в Республике Башкортостан многочисленных изменений, таких как порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и закрепления правил установления кадастровой стоимости.

В целом, можно отметить, что к 2020 году в Республике Башкортостан установлена единая методология определения кадастровой стоимости для всех объектов недвижимости.

В тоже время практика внедрения налогообложения имущества исходя из кадастровой стоимости показала, что определение налоговой базы сопряжено с определенными трудностями, вызванными несовершенством механизма определения величины кадастровой стоимости, в том числе на результатах кадастровой оценки негативным образом сказываются:

  • недостатки нормативно-правовой базы и ее практического применения, а также отсутствие практического опыта подобной работы у оценщиков,
  • отсутствие надлежащего учета объектов недвижимости и земельных участков, их площади, границ и контроля их использования,
  • отсутствие законодательно установленных обязательных сроков регистрации прав собственности на объекты недвижимости,
  • использование субъективных подходов при выборе критериев для целей определения стоимости объектов недвижимости,
  • низкий уровень достоверности информации, содержащейся в кадастре,
  • существенные расхождения баз данных налоговых органов и органов Росреестра.

Указанные недостатки механизма кадастровой оценки негативно сказываются на налогообложении имущества физических лиц в целом. В том числе на территории обслуживания Межрайонной ИФНС № 25 по РБ рассматривается ряд дел по оспариванию кадастровой стоимости, определенной для объектов жилого назначения, связанных с существенным расхождением кадастровой стоимости однотипных объектов недвижимости.

Несовершенство процедур оценки, а также учета объектов недвижимости негативным образом отражается на уровне поступлений в бюджет от налогообложения недвижимого имущества, о чем свидетельствует высокий уровень образовавшейся задолженности. Так, за период 2017-2019 г.г. объем неурегулированной задолженности по налогу на имущество физических лиц возрос с 33 627 тыс. руб. до 38 020 тыс. руб. и составил 28,92% от начисленной суммы налога. Отношение неурегулированной задолженности к сумме поступившего в бюджет налога в 2019 году составило 40,68%.

Наряду с ростом задолженности происходит снижение количества налогооблагаемых объектов, прежде всего, земельных участков в сельской местности. Так, на территории Межрайонной ИФНС № 25 по РБ число земельных участков личного подсобного хозяйства в 2017-2019 г.г. снизилось с 68 183 ед. до 66 858 ед.

Таким образом, незавершенность работ по созданию кадастра объектов недвижимости является одним из барьеров, препятствующих реализации рациональной политики налогообложения недвижимого имущества физических лиц. Следствием этого становится неравномерное и несправедливое распределение налоговой нагрузки, а также низкий уровень поступлений в бюджет. 

Во-вторых, результаты проведенного исследования уровня начислений и собираемости имущественных налогов на территории Межрайонной ИФНС № 25 по РБ свидетельствуют о высоком уровне непоступлений налога в бюджет в связи с установленными по нему льготами. Так, в 2019 году доля объектов недвижимости, по которым предъявлен к уплате налог на имущество, снизилась с 63,04% до 62,39%, что обусловлено увеличением численности льготных категорий граждан.

При начислении налога на имущество отдельные категории физических лиц в соответствии со ст. 407 НК РФ имеют право на налоговую льготу, предоставляемую в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении одного из объектов налогообложения, находящегося в собственности. При этом органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц. Таким образом, граждане, попадающие в льготные категории, имеют право воспользоваться как федеральными, так и местными льготами по налогу на имущество физических лиц [1].

За период 2017-2019 г.г. в базе данных Межрайонной ИФНС № 25 по РБ количество граждан, имеющих льготу по налогу на имущество физических лиц, возросло с 79 431 чел. до 86 278 чел.

Наибольшее число льгот по налогу на имущество физических лиц граждане получают на основании федерального законодательства. В ст. 403 НК РФ предусмотрены налоговые вычеты и льготы, позволяющие снизить сумму налога на имущество путем уменьшения общей площади недвижимости [1].

Налоговая база в отношении объекта недвижимости определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости:

  • 50 квадратных метров площади жилого дома,
  • 20 квадратных метров площади квартиры или части жилого дома,
  • 10 квадратных метров площади комнаты или части квартиры,
  • 1 миллион рублей – для единого недвижимого комплекса с жилыми помещениями.

Налоговым органом при исчислении налога на имущество физических лиц вычет применяется автоматически, и каких-либо заявлений от налогоплательщика не требуется.

Далее, в ст. 407 НК РФ для 15 категорий налогоплательщиков, в том числе пенсионерам, инвалидам, участникам ВОВ, ветеранам боевых действий и т.д. установлены льготы. Налоговые льготы предоставляются в отношении следующих видов объектов налогообложения:

  • жилой дом (его часть),
  • квартира, часть квартиры, комната,
  • специально оборудованное помещение, используемое в качестве творческой мастерской, ателье, студии, а также для организации негосударственного музея, галереи, библиотеки (пп. 14 п. 1 ст. 407 НК РФ),
  • хозяйственное строение или сооружение с площадью до 50 кв. м, расположенное на земельном участке для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ),
  • гараж или машино-место [1].

Например, если гражданин владеет двумя квартирами, жилым домом и гаражом, то льготой можно воспользоваться в отношении одной квартиры, жилого дома или гаража. За прочие объекты недвижимости (вторая квартира) налог уплачивается на общих основаниях.

Федеральные льготы граждане получают на основании подачи заявления в налоговую инспекцию и предоставления документов, подтверждающих их право на налоговую льготу.

По Межрайонной ИФНС № 25 по РБ на основании ст. 407 НК РФ в 2019 году количество льготников составило 84 291 чел., или 97,70% от общего количества льготных категорий граждан.

Наибольшее число льготников относится к категории «пенсионеры по старости» (пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ). В 2017-2019 г.г. число льготников по данной категории возросло с 74 353 чел. до 80 991 чел., что составляет 93,87% от общего числа льготников по налогу на имущество физических лиц.

За период 2017-2019 г.г. сумма налога, не поступившая в местные бюджеты городов и районов на территории Межрайонной ИФНС № 25 по РБ, в связи с предоставлением налогоплательщикам федеральных и местных льгот по налогу на имущество физических лиц увеличилось с 22 168 тыс. руб. до 30 112 тыс. руб. Этот рост обусловлен увеличением числа льготников – пенсионеров по старости.

Аналогичная ситуация в Межрайонной ИФНС № 25 по РБ складывается и в отношении собираемости земельного налога. Так, в 2019 году доля земельных участков, по которым предъявлен к уплате земельный налог, снизилась с 94,26% до 85,74%, что было обусловлено увеличением льготных категорий граждан.

При начислении земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ отдельные категории граждан полностью освобождены от платежей по данному налогу.

Так, в число физических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, п. 5 ст. 391 НК РФ предусматривает налоговые вычеты и льготы, позволяющие снизить отдельным категориям граждан сумму земельного налога путем уменьшения кадастровой стоимости на 600 кв. м. площади земельного участка. К таким категориям граждан относятся Герои СССР, инвалиды, чернобыльцы, ветераны боевых действий, пенсионеры и другие [1].

За период 2017-2019 г.г. в базе данных Межрайонной ИФНС № 25 по РБ количество граждан, имеющих льготу по земельному налогу, возросло с 8 194 чел. до 55 384 чел. или с 6,29% до 39,72%. Наибольшее число льготников относится к категории «пенсионеры по старости».

На основании вышеизложенного, считаем необходимым пересмотреть подход к предоставлению льгот по налогу на имущество для пенсионеров. 

Согласно положениям пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ право на налоговую льготу по налогу на имущество имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством. При этом пенсионеры, получающие доход, превышающий величину установленного в субъектах РФ прожиточного минимума пенсионера, являются платежеспособной категорией лиц для целей налогообложения принадлежащих им объектов недвижимости [1].

Принимая во внимание важность обеспечения достойного уровня жизни людей старшего поколения и одновременно с этим сохраняя приверженность принципу нуждаемости при предоставлении налоговых льгот, вопрос о частичной отмене льгот по налогу на имущество для пенсионеров необходимо рассматривать только в сопоставлении с их реальным уровнем доходов. Предполагается, что взимание налога на имущество не должно приводить к существенному ухудшению материального положения пенсионеров. В качестве критерия при определении уровня дохода пенсионера-налогоплательщика для целей применения льготы следует применять установленную величину прожиточного минимума в регионе. 

Также считаем необходимым установить ограничения на право пользования льготами только в отношении единственного места жительства налогоплательщика, исключив иные объекты недвижимого имущества от освобождения.

Реализация указанных мер будет способствовать более равномерному распределению налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной кадастровой стоимостью, позволит сделать налогообложение недвижимого имущества физических лиц более справедливым и обеспечить увеличение доходов бюджета за счет повышенного налогообложения дорогостоящей недвижимости и отмены льгот для граждан с высоким уровнем доходов.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary