Актуальность настоящей статьи вызвана тем, что каждый ребенок начинает свое знакомство с художественной литературой именно с поэтической формой произведения. Не вызывает сомнений тот факт, что изучение поэзии детьми способствует формированию у них не только образного представления о мире, но также и развитию памяти, эстетического вкуса, нравственных качеств личности.
Одним из поэтов, творчеству которого будет посвящена настоящая статья, является Михаил Яснов.
Его произведения посвящены детям как дошкольного, так и младшего возрастов.
Именно этим и объясняется разный объем произведений поэта: двустишья – для трехлеток, четверостишья – для детей постарше – младших дошколят и, наконец, стихи большего объема предназначены для детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы дать представление о современной российской поэзии Яснова, нами были выделены в его произведениях фонетические, лексические и синтаксические черты.
Одной из фонетической особенностью стихотворений Яснова является игра рифмой. Это тот прием, который наиболее часто встречается в стихотворениях Яснова. Однако поэт редко использует необычные рифмы.
В большинстве стихотворений имеется конечная рифма. Что касается рифмы внутренней, то для стиховорений Яснова, предназначенных для детей, это явление достаточно редкое: «строенье – оперенье» («Мы и птицы») [2].
Такие стихотворения, как «Кто я?», «Мои буквы» и др. характеризуются наличием смежной рифмы.
Характеризую рифму стихотворений Яснова, стоит отметить, что в его творчестве для детей нами не было обнаружено произведений с кольцевой, а также с неточной рифмой. В то время как рифма точная найдена во многих стихотворениях: «кошки – окошки» («Все в порядке») [1].
Широкое распространение в творчестве Яснова получили рифмы однородные («посидеть – поглядеть») и разнородные («из подвала – прибежала»). Богатые рифмы можно встретить далеко не часто («посидим – глядим») [2].
В творчестве Яснова для детей нашли отражение и уникальные рифмы. К примеру, омонимические: цепь (горная) – цепь (собачья), а также рифмы тавтологические: напевал – напевал.
Несомненно, использование поэтом различных фонетических особенностей делает произведение звучным и мелодичным [6].
Обращая внимание на лексические особенности стихотворения для детей Яснова, следует отметить, что в них практически не содержится звукоподражательная лексика.
Говоря о лексических особенностях стихотворений Яснова, мы можем отметить, в его стихотворениях имеется большое количество слов, созданных на основе существующих языковых единиц или форм: Пижамия, Туфляндия; разнималка, мирилка; обтворожится, обсупиться и др. [5, с.441]
Кроме того, любопытно встретить у Яснова и слова-приложения: Чучело-мяучело, мордочка-бархоточка, а также слова, которые были образованы при помощи соединения основ тех слов, которые уже существуют: дикобратия, водоластик, трясоглазка.
Еще одним приемом, который нередко использовал Яснов в своем детском творчестве, является метатеза: Кисанькая мокренька, Сослик и Услик, Носомот с Бегерогом [3].
Нельзя оставить без внимания и такую лексическую особенность стихотворения Яснова для детей, как использование онимов. Так, мы обнаружили, что всем явлениям природы, которые являются антропоморфными, Яснов дает собственные имена: Ветрило, Унылое Дождило, Туман Туманыч и др. Встречаются нам и зоонимы, появление которых вызвано тем, что героями стихотворений Яснова нередко становятся животные: Баран Бараныч, Мяук, Дядя Дятел, Паукан, миссис Мяуни и др.
Особый интерес вызвали у нас стихотворения, которые полностью лишены прилагательных («Хомячок», «Кто я?», «Умный котенок» и др.). В других же стихотворениях, в которых содержится хоть одно прилагательное, их число никогда не превышает число глаголов.
Нами был обнаружен и такое прием, как выделение прилагательного поэтом в отдельные строки:
«И вдруг появился в квартире щенок
И жизнь изменить черепахе помог.
Лохматый!
Большой!» [3]
Вероятно, это сделано для того, чтобы с большим усилием подчеркнуть признак предмета.
Нередко в своих стихотворениях Яснов повторяет глаголы:
«Всю ночь по комнате кружа,
Он топал, топал, топал» [2].
В данном случае глагол выполняет функцию указания на продолжительность действия.
Несмотря на то, что большинство читательской аудитории детской поэзии воспринимают произведения на слух, писатели не оставляют без внимания синтаксическую оболочку текста.
Для наглядности приведем стихотворение М.Д. Яснова «Медвежонок» [1]:
Мишка в улей влез,
И вот –
С лапы
каплет
сладкий
мед! (М. Яснов «Медвежонок»)
В этом стихотворении мы видим один из излюбленных синтаксических приемов Яснова – парцелляцию. Важно обратить внимание на то, что это прием не только придает каждому слову интонационную экспрессию, она выполняет функцию визуальной передачи ритма движения.
В приведенном ниже стихотворении Яснов разбивает последнюю строку на три отдельных, чтобы сделать акцент на том, каким образом собака почесала ногу [2]:
Шел по улице бульдожка,
У него чесалась ножка.
Отвлекаться он не стал –
Ножку
ушком
почесал! (М.Яснов «Не отвлекаться»)
Таким образом, стихи Яснова для детей характеризуются одной особенностью, которая является очень важной для них. Это то, что они бытуют в устной речи. Ребенок, который еще не умеет читать, воспринимает только звучащую форму стихотворений. Причем зачастую она исходит и уст родного человека – мамы. Именно поэтому вся детская поэзия должна быть музыкальной и звучной. Для этого поэты, в том числе и Яснов, умело используют различные изобразительно-выразительные средства.
Список литературы
- Яснов, М.Д. Всё в порядке. СПб., 2012.
- Яснов, М.Д. Горести-печалести. // Большая книга для чтения в детском саду. М., 2007.
- Яснов, М.Д. Путешествие в Чудетство. – М., 2015.
- Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М.: КомКнига, 2007. – 576 с
- Луканкина, Т. А. Фонетические структуры в поэзии начала XXI века / Т. А. Луканкина // Современная наука. – М.: Прогресс, 2018. – Вып. №7. – С. 441 – 451.
- Аксенова, Л.А. Обобщающие сведения о языковых средствах выразительности // Русский язык. – 2008. – №13. – URL: (Дата обращения: 12.05.2021)