ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА СЕГОДНЯ

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА СЕГОДНЯ

Авторы публикации

Рубрика

Литературоведение

Просмотры

134

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (25), август ‘21

Дата публикации 03.08.2021

Поделиться

В статье обосновывается актуальность современной детской поэзии, выявляются ее важнейшие функции. Кроме этого, авторы обращает внимание на состояние, проблемы и особенности детской поэзии сегодня. Авторы выявляют основные тенденции, которые способствуют тому, что наша страна перестает быть не только «самой читающей страной мира», но и просто «читающей страной». Именно поэтому авторами были предложены меры, направленные на улучшение этой ситуации.

Быть вечно юной и всегда догонять уходящее детство – в попытке фиксировать его ценности, интонации, ритмы – такое уж у нее, у детской литературы, необходимое свойство. От того, в какой степени нам удается это погоня, наши творения могут вызывать не только интерес, но и любовь или же, напротив, не вызывают абсолютно никаких чувств.

Не вызывает сомнений тот факт, что детская литература в настоящее время является частью массовый культуры. Примечательно, что этот феномен появился как раз на стыке прошлого и настоящего столетий.

Большинство читателей отдает предпочтение классической литературе. Это обусловлено тем, что произведения детских литераторов хорошо известны взрослому поколению: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто и др. – это те поэты, которых ощущение детскости не покидает почти никогда. Наше поколение выросло на произведениях этих авторов, наши мамы и бабушки читали их нам. И, конечно, своих детей мы тоже будем знакомить с этими строчками, являющимися для нас такими родными.

В нашей стране издателям необходимо самостоятельно заниматься поиском аудитории, тогда как на Западе издатель занимается непосредственно выпуском книги, далее – дело за прессой и обозревателями. Таким образом, проблемой современной детской литературы является отсутствие информации о ней.

Но, стоит отметить, что в настоящее время наблюдается все больше родителей, которые не только предпочитают проверенную временем классику, но и также расширяют круг собственного чтения при помощи изучения других произведений. Среди функций современной детской литературы выделяют следующие [6, с.56]:  

  

Рис.1. Функции современной детской литературы.

Поэты, создававшие свои произведения для детей, понимают, что их труды достаточно специфичны по сравнению с поэзий, предназначенной для взрослых. Это обусловлено тем, что у детей совершенно иное восприятие мира, а значит и произведения для них должны быть написаны абсолютно по-другому. 

Все это приводит к закономерному вопросу: современные авторы, пишущие поэзию для детей, соблюдают ли это правило? Учитывают ли они возрастные особенности своей аудитории? Ведь именно на основе этого критерия поэзию для детей можно вынести в самостоятельную область художественной литературы.

Стоит отметить, что, стремясь позабавить ребенка, детская поэзия сегодня лишилась своих свойств, среди которых способность к состраданию, к раздумьям, к душевным переживаниям. Массовый характер детской литературы привел к тому, что она стала иметь слишком поверхностный характер. А ведь среди тех, кто получил признание в 90-х годах, было много талантливых поэтов! Но далеко не все из них смогли соединить лучшие традиции прошлых времен со своими находками. На их смену уже приходят «новые молодые» поэты, к примеру, Тим Собакин. Надо признать, что им повезло намного больше, нежели детским поэтам, чье творчество пришлось на «лихие 90-е». Новым поэтам не пришлось преодолевать цензурные запреты, а также не пришлось удерживаться на поверхности в то время, когда общество воспринимало детскую литературу с полным равнодушием [1, с.548].

Любопытно, что в настоящее время меняется отношение к такому жанру, как комикс. Его перестают воспринимать как что-то поверхностное и несерьезное. Яркими примером этого может послужить ответная реакция пользователей Интернета на негативное высказывание Владимира Мединского о комиксах. Известно, что Мединский назвал комиксы «жевательной резинкой, ориентированной на детей, не умеющих читать» [7]. После этого высказывания люди устроили масштабный флешмоб, СМИ опубликовали огромное количество статей посвященных значимости комиксов. Эта ситуация свидетельствует о том, что люди, наконец, стали осознавать то, что посредством рисованных историй можно освещать достаточно серьезные темы.

Интерес представляет и тот факт, что в последние годы выкристаллизовался жанр подростковой литературы, которой в советское время практически не было. Поэтому подросткам раньше приходилось читать все подряд, поскольку разделения на подростковую и взрослую литературу не было. Однако, отдельные примеры подросткового текста все же были, но не было самостоятельного жанра. Сейчас же он появился.

Отметим, что этот аспект слабо развит в русской поэзии, так как поэтических текстов для подростков относительно немного. Конечно, нынешние дети зачатую читают литературу по причине того, что их усиленно готовят к ЕГЭ, а не ради своего удовольствия [3, с.16]. Именно поэтому необходимо предпринять меры, которые будут способствовать тому, чтобы наша окончательно не потеряла статус «читающей страны». Среди таких мер можно обозначить следующие:

Необходимо значительно расширить программу учебную программу по литературе, добавив в нее несколько дополнительных часов. Кроме того, следует уделить внимание и тому, чтобы включить в программу произведения современной детской и подростковой поэзии.

— На государственном уровне необходимо создать институт критики детской литературы, в состав которого будут входить квалифицированные специалисты, способные не только тщательным образом отобрать произведения детской литературы, но и также составить списки, носящие рекомендательный характер. Целью такого отбора должно стать воспитание свободного и думающего гражданина.

— Необходимо предпринять меры, направленные на проведение антимонопольной политики в области детского книгоиздания. Это будет способствовать тому, что наша страна обретет свод текстов, которые будут входить в круг детского чтения, а значит займет свое место на мировом книжном рынке детской литературы.

— Оказывать поддержку не только российских, но и зарубежных детских издательств, которые занимаются организацией конкурсов и выпуском по их результатам книг отечественных авторов [2, с.6].

Все это будет способствовать усилению интереса к чтению не только среди детей, но и среди подростков.

Говоря о детской литературе сегодня, стоит обратить внимание и на то, что изменилось полиграфическое исполнение книг. Это связано с тем, что в настоящее время мы обладаем большим набором технических возможностей, которые позволяют нам создавать наиболее красочные книги. Именно поэтому при покупке покупатели теперь обращают внимание и на имя художника, который иллюстрировал ту или иную книгу.

Спрос на детские книги сегодня достаточно высок, ведь, если взрослый может насладиться чтением электронный книги (хотя бы в целях экономии), то все же для детей мы стараемся приобрести бумажную книгу, оснащенную яркими иллюстрациями талантливых художников.

Оглянувшись назад, мы увидим, что наша детская литература весьма молода – ей всего лишь чуть больше двух столетий. Разумеется, каждая эпоха добавляет в нее свои черты. Так происходит и сейчас: скоро появятся совсем другие авторы, которые будут писать для детей увлекательно, весело и одновременно мудро. Вот только бы не пропустить их, разглядеть их лица, встретиться с ними! А что они нам расскажут в своих стихах и прозе – это пока тайна. Потому что и сама литература для детей сродни магии.

Список литературы

  1. Жесткова, Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1330.
  2. Черняк, М.А. Новая детская литература: золотой век или погибшая Атлантида? / М.А. Черняк // Живые лица: навигатор по современной отечественной детской литературе / отв. ред. Т.В. Го-венько. – М.: БерИнга, 2015. – Вып. 2. С. 5-15.
  3. Чудакова, М.О. Литература в школе: читаем или проходим? / М.О. Чудакова. – М.: Время, 2013. – 288 с.
  4. Чудинова, В.П. Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии / В.П. Чудинова. – М.: РГДБ, 2016. – 70 с.
  5. Зазнобина, Л.С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ / Л.С. Зазнобина // Человек. – [Электронный ресурс]. – URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/MEDIA.HTM (Дата обращения: 17.01.2021).
  6. Кирпичёва, О. А. Новейшая детская литература / О. А. Кирпичёва, Н. И. Шефер // Молодой ученый. – 2015. – № 22.1. – С. 56- 58. – [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/102/23193/ (Дата обращения: 17.01.2021).
  7. Мазурова, Л. Потребитель нынче в дефиците? / Л. Мазурова // Литературная газета. – [Электронный ресурс]. – URL: http://lgz.ru/article/N32--6132---8-08-2007 (Дата обращения: 17.01.2021).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее