Особое внимание в стратегии руководства государства уделялось прежде всего явлению потребительской кооперации. Потребительская кооперация представляет собой объединение физических или юридических лиц на добровольных началах с целью удовлетворения собственных потребностей. В период "военного коммунизма" такие формы кооперации были адаптированы государством для собственных целей, и через них осуществлялось обязательное распределение продуктов среди всего населения. В результате введений в данный период обязательного членства, разветвленный и массовый аппарат потребительской кооперации был сохранен количественно и институционально. Данный факт позволял активно работать в условиях новой экономической политики. В период новой экономической политики, новые социальные и экономические условия определили изменения подходов к потребительской кооперации. Несмотря на это, она по-прежнему использовалась, и оставалась важной частью экономической политики. В этой ситуации, право шло за экономикой, обслуживая её потребности и улучшая кооперацию.
Правовое регулирование потребительской кооперации осуществлялось методами, которыми осуществлялось регулирование иных хозяйственных вопросов в тот период. Главным нормативным актом выступал декрет Совета народных комиссаров, что с современной точки зрения является подзаконным нормативным актом. В условиях, когда отсутствует легальное определение закона и различных критериев закона, акты Совета народных комиссаров играли роль законодательных актов. «Декрет о порядке утверждения и опубликования законов» от 30 октября 1917 года установил, что законы утверждались Советом народных комиссаров, то есть, исполнительным органом. В данном факте можно увидеть отражение высказываний М.Н. Марченко о том, что «форма права, как и само право, весьма многогранна, многослойна и многозначна». Главнейшим актом, который касался потребительской кооперации в первый период НЭПа, стал «Декрет о потребительской кооперации» от 7 апреля 1921 года. Акт устанавливал, что все граждане должны объеди в потребительские общества. Все граждане, которые проживали на определенной местности включались в единое потребительское общество, и каждый гражданин закреплялся за одним из распределительных пунктов потребительского общества. Таким образом нарушался главный принцип коопераций – принцип добровольности объединения. Потребительское общество имело право обслуживать два или более близко расположенных населенных пункта, и такая организация была названа многолавочным кооперативом. Согласно указу, в рамках одной структуры допускалось формирование более мелких групп граждан на основе территориальных или иных критериев. Такие группы должны были быть зарегистрированы в управлении соответствующего общества, в котором они функционировали.
Вступить в подобное объединение или покинуть его можно было добровольно. Каждый гражданин имел право быть участником лишь одного объединения. Благодаря декрету потребительские союзы смогли обменивать и приобретать избытки сельскохозяйственной продукции, а также изделия ремесленного производства. Эти продукты они могли реализовывать. Потребительским объединениям было предоставлено право приобретать у частных сельских и городских производителей, в том числе у крестьян, ремесленников и кооперативов их продукцию, заключая с каждым таким производителем, либо с группами производителей или кооперативами различные договоры, не противоречащие действующему законодательству государства. Таким образом, можно сказать что данным декретом Советское руководство фактически возложило на потребительскую кооперацию ответственность за проведение различных торгово-закупочных операций, за установление на практике связи между городом и деревней, о которой говорили партийные и советские руководители.
Потребительским обществам, согласно нормам указа, было предоставлено право создавать собственные предприятия по добыче и переработке продукции, а также создавать огороды, молочные фермы и другие подобные предприятия. Государство возложило на потребительские кооперативы обязанности по решению важных задач: 1. выполнение обязательных заданий государственных органов по заготовке сельскохозяйственной продукции, а также организацию обмена фабрично-ремесленной продукции на такую продукцию; 2. работа по распределению по стране всех продуктов питания и товаров народного потребления, заготовленных государством, а также полученных в ходе работы национализированных заводов и концессионных предприятий.
Любые продукты питания, а также товары народного потребления, предоставляемые в виде поставок населению государством, могли распределяться среди населения только через аппарат потребительской кооперации. Таким образом, государство не допускало введение полностью свободного рынка. Фактически кооперация продолжала выполнять в тех условиях важную государственную функцию, связанную с распределением благ среди населения страны. Очевидно, что Декрет о потребительской кооперации был продолжением Декрета о торговом обмене, который вместо рынка и купли-продажи предполагал организацию обмена сельскохозяйственной продукции на промышленную продукцию, то есть фактически безденежные экономические отношения. между городом и деревней. В условиях НЭПа потребительская кооперация оставалась частью аппарата распределения ограниченных ресурсов среди населения.
Организационные основы потребительской кооперации были определены следующим образом. Управление единым потребительским обществом осуществляло его правление в составе не менее трех человек, а также контрольно-ревизионный орган, избираемый общим собранием членов общества. Все граждане получили право избирать и быть избранными во все органы управления и контроля потребительских обществ, за исключением тех, кто был лишен права голоса в соответствии с нормами Конституции РСФСР 1918 года (лица, проживающие на нетрудовые доходы, торговцы, бывшие служащие царской полиции и жандармерии, духовенство всех конфессий и некоторые другие). Потребительские общества объединялись в губернские союзы. Правления Союзов избирались собранием представителей Союза в соответствии с инструкциями. Выборы и досрочные перевыборы в потребительских обществах и их союзах назначались Всероссийским центральным союзом потребительских обществ по согласованию с местными исполнительными органами. Руководил и контролировал деятельностью обществ и выполнение ими обязательств Наркомат продовольствия. Так, единую систему потребительской кооперации возглавил Всероссийский центральный союз потребительских обществ. После принятия Декрета о потребительской кооперации оно стало самостоятельным экономическим органом.
Центральный Союз являлся не только руководящим органом системы потребительских обществ, но и осуществлял хозяйственные операции, способствовавшие реализации новой экономической политики. В результате этого система управления потребительской кооперацией оказалась централизованной и контролируемой государством. Оценивая данную систему с точки зрения права, некоторые современные ученые говорят о тотальном нормативном контроле в сфере кооперации. Проект декрета, предусматривавший право кооперативных учреждений на закупку товаров за границей, давал Центральному Союзу право организовывать свои учреждения за границей. Для осуществления торговых операций за пределами страны, Центральному Союзу был предоставлен кредит в размере 1 миллиона рублей золотом. Правительство рассматривало потребительскую кооперацию, возглавляемую Центральным союзом, не как самоуправляющуюся частную структуру, а как общественный орган государственной важности. Об этом свидетельствует, например, факт жесткого контроля со стороны государства в лице Продовольственной инспекции, входившей в состав Наркомата Рабоче-Крестьянской инспекции.
Деятельность потребительских коопераций постоянно проверялась уполномоченными лицами и органами. Проверки выявляли большое количество недостатков в деятельности Центрального Союза. По сообщениям заместителя начальника Продовольственной инспекции Г.В. Рачко, в 1921 г., Центральный Союз не располагал достаточными сведениями о товарах в Губернских союзах, сведениями о движениях этих товаров и их остатках. Так же не было сведений о финансовом состоянии губсоюзов, о потребности в товарах. При таком положении дел Центральный Союз едва мог выполнять свои обязанности по организации снабжения населения товарами. Задолженность Центросоюза перед госорганами составляла около 9,5 млн. рублей. В 1921 году они получили от государственных учреждений 4,860 млн руб., но выполнили покрытие всего на 738 млн руб. Недостаток средств в Центросоюзе выражался в следующих цифрах: производственное управление - 135 млрд руб., продуктовое и кондитерское управление - 104 млрд руб., хозяйственный отдел - 54 млрд руб. Также было отмечено, что Центросоюз уделяет внимание промышленным предприятиям второстепенного значения. Это отвлекало органы управления кооперативом от решения основных задач, связанных со снабжением населения товарами первой необходимости.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что потребительская кооперация регулировалась теми же нормативно-правовыми актами что и другие отрасли хозяйственных вопросов, а именно «Декретом Совета народных комиссаров об объединении всех видов кооперативных организаций» и «Декрет о потребительской кооперации» от 7 апреля 1921 года. Такое явление как кооперации выполняло важную роль в государстве. Благодаря им все граждане страны обеспечивались продуктами первой необходимости. Устанавливалась тесная связь между городом и деревней за счет обмена, куплей и продажей различных товаров.
Список литературы
- Декрет СНК о возврате потребительским кооперативным организациям национализированных и муниципализированных строений от 17 ноября 1922г. // Собрание узаконений. 1922. № 65. Ст. 847
- Декрет о порядке утверждения и опубликования законов от 30 октября 1917г. // Декреты советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 29-30
- Декрет СНК РСФСР от 10.04.1918 "О потребительских кооперативных организациях" // Собрание Узаконений РСФСР, 1918, № 32, ст. 418
- Декрет ВЦИК и СНК РСФСР "О трудовых кооперативных товариществах" от 09.05.1923 // СУ РСФСР, 1923, N 41, ст. 449
- Постановление ВСНХ «О введении в действие инструкции о порядке возврата потребительской кооперации принадлежащих ей предприятий и промыслов» от 17 мая 1922г. // Собрание узаконений. 1922. № 39. Ст. 446