Актуальность проблемы обучения детей с ОВЗ в последнее время значительно возросла. В общеобразовательных школах заметен рост нервно - психических заболеваний, общей неуспеваемости учащихся. По данным психолого - педагогических исследований, количество учащихся, которые не в могут освоить общеобразовательные программы составляет 20 - 30 % обучающихся, увеличивается количество учащихся, которым необходимы специальные формы и методы обучения [2]. Перед учителем встает задача изучения причин отставания в учебе и отклоняющегося поведения отдельных учеников, поиск наиболее эффективных форм и методов коррекции этих явлений.
Остро стоит необходимость разработки вопросов развития школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями развития, т.к. школы переходят на новые усложненные программы обучения.
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы). Дети с ЗПР часто дезадаптированы вследствие различных биосоциальных причин, обусловлены как недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем, так и сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности. Однако, перечисленные выше особенности не мешают детям усваивать общеобразовательные программы развития, но есть необходимость адаптировать их под особенности детей. [3]
М. С. Певзнер выделяет следующую классификацию ЗПР [3]:
- психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
К.С.Лебединская выделяет четыре основных клинических типа ЗПР [3]:
1. ЗПР конституционального происхождения: гармоничный инфантелизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития. Преобладает игровая деятельность, непосредственность, яркие не стойкие эмоции, внушаемость.
2. ЗПР соматогенного происхождения. При данном типе задержка психического развития возникает из-за длительного течения заболеваний.
3. ЗПР психогенного происхождения возникает при отсутствии нормальных условий воспитания, когда негативные факторы мешают нормальному развитию ребенка.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот тип ЗПР является основным и характеризует аномалию развития, обладает стойкостью, ярко выражает нарушения в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере психики ребенка.
Для создания необходимых условий для обучения в школе ребенка с ЗПР, соответствующих его индивидуальным особенностям, родителям нужно организовать обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии, задача которой – определение программы обучения ребенка. Выданные после обследования справку о рекомендуемой программе обучения для ребенка необходимо передать школе, написав заявление о переводе учащегося на указанную в справке программу обучения.
Для детей с ЗПР предусмотрено обучение в общеобразовательных классах с использованием индивидуальных форм и методов обучения. Также в некоторых школах сохранились коррекционные классы в условиях общеобразовательной школы.
Общеобразовательные школы разрабатывают адаптированную общеобразовательную программу обучения, основываясь на Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития 7.1 [5] либо Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития 7.2 [6].
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития 7.1. содержит 3 раздела. В целевом разделе рассматривается пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, систему оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. В содержательном разделе рассматривается направление и содержание программы коррекционной работы. В организационном разделе рассматривается учебный план, система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Обучаясь по варианту 7.1 адаптированной основной образовательной программе ребенок получает образование по общему со всеми детьми учебному плану, в среде сверстников без ОВЗ. При этом в классе должно быть не более четырех детей с особыми возможностями здоровья, а количество всех учащихся не должно превышать 25 человек. Потребности ребенка с ЗПР должны быть реализованы во внеурочной работе. Необходимое сопровождение определено в приложении федерального стандарта для детей с ОВЗ и адаптированной образовательной программе, определяется конкретному ребенку на консилиуме образовательной организации, исходя из рекомендуемой психолого-медико-педагогической комиссией коррекционной работы с ребенком. Сроки обучения ребенка с ЗПР не отличаются от сроков обучения детей без ОВЗ осваивающих общеобразовательную программу.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития 7.2. содержит 3 раздела. В целевом разделе рассматривается пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, систему оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Содержательный раздел шире, чем в программе по типу 7.1. и рассматривает программу формирования универсальных учебных действий, программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, программу духовно-нравственного развития, воспитания, программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программу коррекционной работы, программу внеурочной деятельности. В организационном разделе рассматривается учебный план, система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Вариант 7.2 адаптированной программы необходим обучающимся с ЗПР, которые имеют особенности развития, проявляющиеся в нарушениях памяти, восприятия, умственной работоспособности, целеполагания. В целом уровень развития таких детей находится ниже возрастной нормы. Страдает саморегуляция в поведении и деятельности, не уваиваются некоторые социальные нормы, проявляется гиперактивность, поэтому данный учащиеся часто имеют школьную дезадаптацию. Усвоение учебных предметов зависит от эмоционального состояния ребенка в конкретное время, от того насколько нравятся предлагаемые на уроке задания, каков уровень их сложности.
Сроки обучения по данной программе могут изменяться, если есть такая необходимость исходя из особенностей психофизиологии и индивидуальных особенностей конкретного обучающегося с ЗПР. Так получение начального общего образования проходит в течение 5 лет с введением первого дополнительного класса, и первые 2 года обучения упор делается на стимулирование учебной деятельности учащегося, ребенка оценивают только качественно, не акцентируют внимание на то, каких результатов учащийся с ЗПР добился в освоении учебных предметов. В первые 2 года обучение важно появление учебных навыков, которые позволят ребенку с некоторой долей самостоятельности, взаимодействуя с одноклассниками и учителем совершать учебные действия. Длительность урока должна быть не более сорока минут. В первых двух классах в течение года устанавливаются дополнительные каникулы сроком в одну неделю, учебный год длится 33 недели, киникулы в течение года должны длится не менее 30 дней, летние каникулы длятся не менее 2х месяцев.
Обучающимся с ЗПР по адаптированной программе 7.2 обеспечивается коррекционная направленность процесса образования через индивидуальные сроки обучения, проведение необходимых форм коррекционных занятий с профильными специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, социальным педагогом ит.д.). В содержании обучения особый упор делается на формирование социальных навыков. Данная адаптированная образовательная программа реализуется в образовательных организациях в разных формах: совместно с другими обучающимися или в специальных коррекционных классах. Главное, что освоение адаптированной программы должно обеспечить ребенку с задержкой психического развития личностные, предметные и метапредметные результаты, определенные программой. Государственная итоговая аттестация обучающихся по адаптированным программам обучения детей с ЗПР предполагает особые условия и систему оценивания результатов.
Учитель является главным звеном в процессе воспитания и обучения детей в школе. Каждому учителю необходимо владеть способностями восприятия внутреннего мира человека, с которым ему приходится работать, понимать его эмоционально, владеть знаниями о возможных нарушениях развития ребенка и владеть методами их коррекции на уроках и во взаимодействии с профильными специалистами.
Дети с ЗПР нуждаются в специальной коррекционно-педагогической поддержке, поэтому необходимо адаптировать учебный материал соответственно познавательным возможностям данных учащихся.
Блинова Л.Н. в своем пособии «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития» обосновывает необходимость обратить внимание на следующие приемы, формы и методы[1]:
- учебный материал преподносить небольшими порциями, постепенно усложняя его, искать способы, которые могут упростить сложные задания;
- использовать широкий круг дополнительных наводящих вопросов при опросе на уроках;
- необходимо постоянно использовать наглядный материал: схемы, позволяющие обобщить материал или предоставить опору при воспроизведении учебного материала, графы, модели, карточки, которые составлены с учетом актуального понимания учебного материала.
- систематически обучать детей приемам, которые позволят составить последовательность операций выполнения учебных задач;
- постоянно оказывать помощь в выполнении учебных действий ;
- предоставлять образец для решения конкретной учебной задачи;
- проверку учебных задач производить поэтапно.
Все встречающиеся нам работы исследователей, изучающих проблемы обучения детей с ЗПР отмечают, что правильно выстроенное педагогическое воздействие, наличие адекватных условий, коррекционных методов обучения, которые соответствуют особенностям ребенка, способны стимулировать развитие могут скомпенсировать недостаточное функционирование мозга детей.
Липунова Г.Н., Щепина М. И. считают, что необходимо четко обобщать каждый этап урока (проверку выполнения задания, объяснение нового материала, либо его закрепление и др.). Выдавать новый материал необходимо частями, обобщая каждую. Вопросы должны быть ясны и понятны ученикам, иметь четкие формы. Учитель должен проявить особое внимание работе над ошибками, разбирая с каждым учеником каждую. Авторы подчеркивают необходимость словарной работы на уроке, при которой, учитывая особенности речи некоторых детей с ЗПР учителю необходимо проявлять терпение и дать возможность каждому учащемуся высказаться до конца. С детьми нужно вырабатывать предметно-практические действия, которые помогут им усвоить и закрепить теоретический материал[4].
Темп проведения уроков необходимо рассчитать, учитывая возможности учеников. На уроках следует предупредить быструю утомляемость детей, используя разные виды деятельности, разнообразные виды занятий. Чтобы иметь устойчивый интерес к урокам нужно использовать игровые моменты, яркий дидактический материал. Учителю необходимо проявлять доброжелательность, внимание к детям, поощрять даже очень небольшой успех ребенка [4].
Липунова Г.Н., Щепина М. И. в статье «Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении» считают необходимым объяснять материал на индивидуальных занятиях, если ученик по своим психическим особенностям не смог работать на уроке. Авторы подчеркивают необходимость большого внимания учителя ко всем учащимся в преподаваемом классе и считают, что учитель не может переходить к новому учебному материалу, пока не убедится, что все ученики его поняли [4].
Анализируя теоретический материал исследователей, занимающихся задержкой психического развития детей делаем вывод, что данный тип патологии психики является наиболее распространенным среди детей, имеет типичные характеристики: незрелую эмоционально-волевую сферу, дезадаптацию в обществе, низкий уровень познавательных умений и навыков, не развитую речь и мышление, следовательно, не готовы усваивать предметные понятия и, в целом, знания. Но при этом у данной категории детей отмечают сохранные предпосылки для усвоения школьных общеобразовательных учебных программ, если будут учтены индивидуальные особенности детей с ЗПР и использован дифференциронанный подход к ним.
Помочь преодолеть ребенку сложности в жизнедеятельности, возникающие из за особенностей психики ребенку с ЗПР могут психологи, дефектологи, врачи. Учителю отведена важная роль обучить ребенка учебным навыкам, дать знания используя адекватные коррекционные методы и приемы обучения, которыми обязан владеть. Важно осуществлять раннюю диагностику задержки психического развития у детей, т.к. это определяет прогноз психического развития и успешность обучения при организации коррекционно-развивающих занятий. Все исследователи обучения детей с ЗПР отмечают, что своевременно оказанная адекватная педагогическая помощь помогает им усвоить программы обучения массовой школы.
Список литературы
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001.- 136 с.
- Коробкина И.И. Влияние задержки психического развития на школьную успеваемость у детей. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/vliyanie_zaderzhki_psixicheskogo_razvitiya_na_shkolnuyu_uspevaemost_u_detej/
- Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
- Липунова Г.Н., Щепина М. И. «Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении». https://urok.1sept.ru/статьи/632991/
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития 7.1. https://fgosreestr.ru/
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития 7.2. https://fgosreestr.ru/