ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

32

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (161), Март ‘24

Дата публикации 22.03.2024

Поделиться

В статье рассматриваются факторы, которые могут оказывать влияние на развитие синдрома «эмоционального выгорания» в среде специалистов со средним медицинским образованием (медицинских сестер/медицинских братьев) в российском здравоохранении. Представлен обзор исследований влияния различных факторов отечественных и зарубежных авторов, рассмотрено влияние личностных особенностей на формирование эмоционального выгорания.

Одной из наиболее востребованных и в то же время подверженных профессий в российском здравоохранении является профессия среднего медицинского работника (медицинской сестры/медицинского брата). Отрицательные факторы, возникающие при осуществлении своей трудовой деятельности медицинской сестрой/медицинским братом, формируют психологический барьер в общении с пациентами и их родственниками, что в свою очередь проявляется в снижении эффективности социальных связей в системе «средний медицинский работник – пациент/родственник пациента». Подобное снижение эффективности будет оказывать отрицательное влияние на качество оказания медицинской помощи и, как следствие, удовлетворенность оказанной медицинской помощью в целом со стороны пациентов и их родственников.

Зарубежные психологи в своих исследованиях в области степени влияния профессиональной деятельности медицинского персонала на личность человека сходятся во мнении, что наличие признаков синдрома «эмоционального выгорания» является результатом психологического неблагополучия и оказывает значительное негативное влияние на состояние здоровья медицинского персонала, что отражается на качестве выполняемых трудовых функций.

Среди факторов, которые оказывают существенное влияние на формирование и развитие синдрома «эмоционального выгорания» у специалистов профессий типа «человек-человек», к которым относится деятельность среднего медицинского персонала, выделяют три группы: личностные, ролевые и организационные.

Одни авторы, выделяют в качестве основных личностных факторов в патогенезе синдрома эмоционального выгорания индивидуальный предел возможностей работника, наличие отрицательного опыта, в котором может быть сконцентрирован дискомфорт, дисфункциональные нарушения и их отрицательные последствия [5].

Ряд других исследователей-психологов подтверждают влияние на формирование и развитие синдрома «эмоционального выгорания» таких личностных особенностей индивидуума, как эмпатия, гуманность, идеализированность и фанатичность [6].

В.В. Бойко в своих исследованиях говорит о том, что на формирование синдрома «эмоционального выгорания» оказывают влияния следующие личностные особенности: склонность к эмоциональной холодности, интенсивному переживанию негативных обстоятельств, низкая мотивация на профессиональный рост [1].

Присутствует связь синдрома «эмоционального выгорания» с высокой мотивацией к профессиональной деятельности. Сотрудники, которые ежедневно трудятся с полной отдачей, оказывают помощь другим людям, чаще начинают чувствовать разочарование, если они не смогли достигнуть ожидаемого желаемого эффекта. В данном случае такой стиль трудовой деятельности будет сопровождаться чрезмерной потерей психической энергии, приводить к существенному эмоциональному истощению и как результат этого – у сотрудника будет проявляться в поведении беспокойство, раздражение, пониженная самооценка, что в конечном итоге негативно отразится на профессиональной деятельности.

Такие авторы, как Л.Г. Березовская и В.Ю. Слабинский считают, что в развитии синдрома «эмоционального выгорания» имеет важное значение личностная тревожность сотрудников, их эмоциональная неустойчивость, а также склонность к чувству вины, фрустрированность, подозрительность, застенчивость и импульсивность [2].

Многие психологи сходятся в едином мнении, что чрезмерные профессиональные нагрузки и переработки медицинских сестер предвещают развитие синдрома «эмоционального выгорания» [7].

Аналогичные результаты исследований получены при изучении взаимосвязи между продолжительностью рабочей смены медицинского работника и синдромом эмоционального выгорания [8].

Внесение изменений в график работы, которые будут включать в себя периодические перерывы для отдыха, будут давать положительный результат, снижать уровень эмоционального выгорания, но, стоит отметить, что такие корректировки будут носить временный характер.

Следующая группа исследователей, как Н.И. Наенко и Т.Г. Федорова считают, что повышенная загруженность среднего медицинского персонала в отечественных медицинских организациях, превышение числа пациентов на одну медицинскую сестру/медицинского брата, большой объем ведения медицинской документации, - все это является отрицательными факторами профессиональной деятельности медицинского работника со средним медицинским образованием [3, 4].

Имеются исследования, в результате которых проанализированы произошедшие в настоящее время перемены в обществе, требующие более качественного медицинского ухода за пациентами и оказания медицинской помощи, что безусловно оказывает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на средний медицинский персонал при остающемся небольшом материальном вознаграждении.

Низкая оплата труда медицинских работников вынуждает их работать, пренебрегая своим личным временем, которое должно отводиться на восстановление физического и эмоционального баланса организма. Средний медицинский персонал в ситуации сложного выбора: с одной стороны, необходимо качественно и своевременно оказывать квалифицированную медицинскую помощь, с другой стороны низкое материальное вознаграждение за свой труд, сверхурочные часы работы, совмещение по различным должностям, дополнительная нагрузка в виде дежурств, все это формирует состояние хронического стресса.

Список литературы

  1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – 105 с.
  2. Березовская Л. Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л. Г. Березовская, В. Ю. Слабинский, С. А. Подсадный // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник науч. статей / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. – Курск: Изд КГУ, 2007. – С. 17–19
  3. Наенко Н. И. Психическая напряжённость / Н. И. Наенко. – М. : Наука, 1976. – 235 с.
  4. Федорова Т. Г. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей Северо-Западного региона России / Т. Г. Фёдорова, А. С. Нехорошев, Г. Н. Котова // Гигиена и санитария. – 2003. – № 3. – С. 24–27
  5. Maslach C. Prevention of burnout: New perspectives / C. Maslach, J. Goldberg // Applied and Preventive Psychology. – 1998. – Vol. 7. – P. 63–74
  6. Freudenberger H. J. Staff burn-out / H. J. Freudenberger // Journal of Social Issues. – 1994. – Vol. 30. – P. 159–165
  7. Byrne B. M. Burnout: testing for the validity, replication, and invariance of causal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers / B. M. Byrne // American Educational Research Journal. – 1994. – Vol. 31(3). – P. 645–673
  8. McGrath A. Occupational stress in nursing / A. McGrath, N. Reid. J. Boore // International Journal of Nursing Studies. – 1989. – Vol. 26(4). – P. 343– 358
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее