МОДУЛЬНЫЕ КОМАНДНО-ДИСПЕТЧЕРСКИЕ ПУНКТЫ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

МОДУЛЬНЫЕ КОМАНДНО-ДИСПЕТЧЕРСКИЕ ПУНКТЫ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В статье описывается назначение, область применения, а также состав типовых модульных командно-диспетчерских пунктов.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (161), Март ‘24

Дата публикации 19.03.2024

Поделиться

Модульные командно-диспетчерские пункты (далее – МКДП) ‒ полноценный диспетчерский пункт, способный выполнять роль мобильного центра управления быстрого развертывания благодаря модульному принципу построения. Используется при невозможности размещения командно-диспетчерского пункта в существующих зданиях или помещениях. К помещениям, где планируется разместить командно-диспетчерский пункт, предъявляется ряд требований: от возможности кругового обзора, до конструктивных решений и требований к отделке.


Благодаря применению передовых строительных технологий, эти конструкции быстро устанавливаются на нужной площадке или необходимом участке. Таким образом, они могут быть использованы как временные, так и постоянно функционировать как часть основной инфраструктуры предприятия. 


По степени мобильности модули подразделяются на: стационарные и мобильного развертывания.


В диспетчерском пункте могут размещаться рабочие места руководителя полетов и (или) диспетчера, а также располагается метеорологическое оборудование, оборудование радиосвязи и регистрации переговоров, шкафы и пульты управления светосигнальным оборудованием, пульты управления системами пожаротушения и видеонаблюдения. Благодаря этому, диспетчерским центрам нет необходимости тратить время на организацию рабочего пространства – все уже готово к использованию. Цвет и компоновка модульного здания могут быть различными по желанию заказчика и специально адаптированы для северных (арктических) и южных регионов.


Области применения: Модульные диспетчерские пункты эффективно функционируют в стандартных условиях и могут быть легко настроены для использования в специализированных областях. При необходимости, модульный принцип решений позволяет быстро разворачивать их и в специальных применениях:
•    Организация диспетчерского пункта в сложных условиях окружающей среды или условиях работы (например, при запуске добывающих производств в удаленных и труднодоступных районах);
•    Когда есть необходимость запуска диспетчерской службы до окончания всех работ по запуску полного комплекса диспетчерского центра;
•    Чрезвычайные ситуации, связанные с ликвидацией последствий крупных аварий, стихийных бедствий, при которых требуется быстрое развертывание центра мониторинга и управления.


Рабочие места диспетчеров организованы с учетом современных принципов инженерной эргономики, обеспечивая не только эффективную работу в режиме круглосуточной деятельности, но и максимальный комфорт для операторов. Каждое рабочее место можно настроить индивидуально, для условий длительной рабочей смены предусмотрена даже возможность работы не только сидя, но и стоя. Также модуль диспетчерского места настраивается под конкретные виды и количество устанавливаемого на нем оборудования. 


Рассмотрим МКДП серии «Сегмент» фирмы «НИТА». Данный пункт включает в свой состав:
•    Комплекс зданий модульного типа серии «Сегмент»:
-    модуль командно-диспетчерский пункт (КДП) с обзором на 270° (с круговым обзором на 360°); 
-    аппаратный модуль;
-    бытовой модуль. 
•    Светосигнальное оборудование (ССО);
•    Отдельная приводная радиостанция (ОПРС);
•    Автоматический радиопеленгатор (АРП);
•    Метеооборудование с центральной метеостанцией и комплексом датчиков;
•    Станция наблюдения за движением ВС на основе технологии вещательного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В) ЛПД режима 4 и 1090 ЕS;
•    Агрегатный модуль с дизель-генераторной установкой;
•    Заградительные огни.


Также МКДП «Сегмент» оснащен следующим технологическим оборудованием:
•    Комплексом документирования и воспроизведения информации (далее – КДВИ) «Гранит», который используется для организации непрерывного документирования переговоров, системной и технологической информации и данных по цифровым и аналоговым линиям с целью обеспечения объективного контроля АС УВД и других служб и объектов;
•    Системой коммутации речевой связи (далее – СКРС) «Мегафон», данная система предназначена для организации наземной громкоговорящей и телефонной связи, а также для управления радиосвязью с воздушными и наземными объектами. СКРС «Мегафон» является первой российской полностью цифровой системой речевой связи. 
•     Пультом серии «Пульт-А», предназначенным для организации рабочих мест в диспетчерских и операторских залах, а также на вышках различного назначения: пункты УВД, АДП, ПДСП, АСС, командные пункты ВВС и ПВО, операторские залы промышленных предприятий, центры информатики и связи, диспетчерские оперативных и аварийных служб. Используются в составе оборудования рабочих мест АРАС УВД «АЛЬФА»;
•    Системой отображения информации (далее – СОИ) «НОРД» обеспечивающей прием, обработку и отображение информации о воздушной обстановке в районах аэродромов и на трассах при малой и средней интенсивности воздушного движения, в том числе в мобильных КДП;
•     ОВЧ радиостанциями командной связи типа «Фазан-19Р5», которые предназначены для передачи и приема речевой информации в каналах авиационной подвижной связи и может быть использованы для работы в совмещённых и разнесённых радиоцентрах, в составе ретрансляторов и автономно.
Вариант оснащения МКДП фирмы «НИТА» является базовым вариантом для оснащения аэродромов и вертодромов с возможностью инструментального контроля воздушной обстановки. 
Производством МКДП в Российской Федерации также занимаются компании: «АО Технический центр Алет», компания «Анатор», проектное бюро ООО «ФИНИСТ-АЭРО», компания «АБК Модуль» и ряд других компаний. 


Следующие аэропорты и вертолетные площадки оборудованы модульными комплексами:
•    «Соловецкие острова», «Красноселькуп» и «Советский»;
•    «Майкоп», «Тарко-Сале» и «Игрим»;
•    «Белоярский», «Нягань» и «Полежаевская»;
•    «Кемерово», «Иркутск-2» и «Минск»;
•    «Назрань», «Петропавловск-Камчатский» и «Шереметьево»;
•    «Дземги», «Усть-Кут» и «Псков»»
•    «Нарьян-Мар», «Внуково» и «Рощино».


Крупные авиаперевозчики, мелкие спортивные аэродромы, службы авиатакси и частные вертолетные площадки применяют модульные технологии. Существует опыт использования мобильных диспетчерских пунктов для обеспечения взлета/посадки вертолетов на специально подготовленные площадки во время проведения разовых мероприятий.

Список литературы

  1. Командно-диспетчерские пункты (КДП) вертодромов и вертолетных площадок [Электронный ресурс] – URL: http://vertodrom.com/?page_id=977 (дата обращения: 01.03.2024)
  2. Командно – диспетчерский пункт [Электронный ресурс] – URL: https://www.nita.ru/product/командно-диспетчерский-пункт/ (дата обращения: 01.03.2024)
  3. Модульный диспетчерский пункт [Электронный ресурс] – URL: https://atanorgroup.ru/model-decisions/syt-center-dispetch/mobilnyj-dispetcherskij-punkt/ (дата обращения: 02.03.2024)

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary