Образовательный процесс начинается с самого рождения человека, но в классическом представлении его начало связывают с момента активного взаимодействия с воспитателями, учителями, преподавателями и обучающимися до момента завершения обучения в высшем учебном заведении. В период активного взаимодействия с образовательными ресурсами происходит процесс овладения навыками работы с информацией и самостоятельной работы. [1]
Самостоятельная подготовка – очень важная часть процесса обучения, которая является связующим звеном занятия настоящего с прошедшим или будущим. Одним из основных условий успешного обучения является овладение навыками именно самостоятельной работы.
Основными целями самостоятельной подготовки является заинтересованность курсантов, их мобилизация сил, возможностей и способностей, формирование упорства в достижении цели.
Обязательным условием является правильная организация, четкие инструкции по выполнению поставленных целей. [2] В условиях обучения в военном ВУЗе организация самостоятельной подготовки имеет ряд особенностей, что зачастую приводит к сложностям в выполнении домашнего задания по некоторым предметам. Но грамотно поставленная подготовка дает и положительные плоды. Многие курсанты становятся более дисциплинированы, начинают планировать свое время и активизируются на подготовку к занятиям.
Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. [3] Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени курсант является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность. Однако анализ практики обучения дает основание сделать вывод о том, что именно это обстоятельство все еще недостаточно учитывает функционирующая в настоящее время система подготовки, которая все еще опирается на репродуктивные формы и методы обучения.
Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности человека, а творческая деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. [4]
Каждый этап процесса формирования самостоятельности сопровождается реализацией адекватных учебных ситуаций, в качестве средств создания которых, может выступать комплекс учебных заданий, задач, дидактических игр, проектов, дискуссий и пр.[4]
Самостоятельная подготовка курсантов военных ВУЗов наиболее важная часть учебно-воспитательного процесса, целью которой является закрепление и совершенствование полученных знаний во время учебных дисциплин. Кроме того, именно во время самостоятельной подготовки курсанты могут подготовиться к предстоящим экзаменам, зачетам, семинарам. Именно во время проведения самостоятельной подготовки существует реальная возможность каждого курсанта проявить свои творческие способности и правильно организовать себя и своих товарищей для полноценной и качественной работы.
Согласно общепринятым положениям проведения самостоятельной подготовки она проводится непрерывно и систематически. Так, как только систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Пропуски занятий или уклонение от занятий по самостоятельной подготовке курсантов без уважительной причины рассматриваются как грубое нарушение служебной дисциплины и влекут за собой меры дисциплинарного взыскания или общественного воздействия. Каждое такое нарушение рассматривается на заседаниях кафедры или на ее предметно-методических комиссиях. Исключением из этого правила является только отсутствие по причинам, указанным в рапортах или по состоянию здоровья.
За проведением самостоятельной подготовки следит курсовой офицер. По необходимости, в первый час может прийти преподаватель любой дисциплины, для разъяснения какой-либо темы, по которой у большинства курсантов появились вопросы.
Самостоятельность курсантов в процессе обучения должна быть внешне стимулирована. Задача и преподавателя, и офицера состоит в том, чтобы мотивировать на изучение темы. Один из путей - периодически рассказывать в конце каждого занятия о содержании того, что будет изучено на ближайшем занятии и спланировать вместе с курсантами их активность. Курсанты по окончании такого занятия должны точно знать (и зафиксировать), что и в каких формах они будут изучать, в какие сроки, по какому материалу и в каких формах отчитываться. Кроме того, организация ситуации самостоятельного выбора должна осуществляться везде, где это возможно (выбор формы и срока отчета, выполнения задания, вида и формы внеурочной работы по предмету).
Каждый раз, проводя самостоятельную подготовку курсанты сталкиваются со сложностями, которые продиктованы ограниченным временем подготовки и особенностями военного обучения. Даже в таких условиях возможен индивидуальных подход к решению возникших сложностей. Организуя правильную подготовку, можно добиться высокого уровня обученности и показателей качества образования.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого офицера. Воспитывая активность и самостоятельность курсантов, выполняется одна из главных задач современного образования - формирование умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях, а также формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения.
При этом самостоятельная работа, реализуясь в качестве самостоятельной подготовки, является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя (курсового офицера), в ходе которой курсанты преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.
Самостоятельность в работе обучающегося является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждений и др.
Говоря о технологической стороне организации самостоятельной подготовки, можно выделить такие компоненты: целевой, содержательный и контрольно-корректировочный компоненты.
Учитывая особенности военного ВУЗа, самостоятельная подготовка проходит наиболее успешно при работе в составе учебных отделений в учебных аудиториях под руководством курсового звена. Особенностями и сложностями проведения является тот факт, что на самостоятельную подготовку выделяется всего 3 часа в сутки. Именно этот факт является стимулирующим для быстрого и качественного закрепления материала и подготовки к занятиям. Самостоятельная подготовка перед экзаменами занимает все свободное от военных обязанностей время и позволяет подготовиться курсантам достаточно хорошо.
В заключении хотелось бы сказать о том, что качество образования в военном ВУЗе напрямую зависит от качества подготовки к учебным занятиям, особенно на младших курсах во время изучения основных дисциплин, которые являются базовыми для специальных предметов на более старших курсах.
Список литературы
- Словарь педагога – файловый архив колледжа. Образовательный процесс – что это такое [Электронный ресурс] URL: - (дата обращения 10.03.2024)
- Асперова И.Б. Профессиональное воспитание в школе. - М.: Знание, 2007
- Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2006
- Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, – 2008