Привлечение иностранных инвестиций стоит в ряду наиболее эффективных методов для улучшения инвестиционного климата на уровне страны или региона. Экономическое благополучие любого региона неразрывно связано с успешной реализацией инвестиционной политики и наилучшим использованием его инвестиционного потенциала.
Современные экономические обстоятельства на рынке региональных ресурсов, включая инвестиционные, свидетельствуют о необходимости стимулирования притока иностранных инвестиций. Однако, для эффективного привлечения зарубежных капиталовложений требуется регулирование процесса с учетом интересов соответствующих управленческих органов. Иностранные инвестиции должны способствовать экономическому развитию регионов.
Анализ проблемы привлечения инвестиций часто осуществляется с макроэкономической перспективы, при этом учитываются уникальные особенности и потенциал каждого конкретного региона [1].
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) широко распространены в мировой экономике, представляя собой капиталовложения, целью которых является долгосрочное управление иностранными инвесторами операциями компании в другой стране [2].
Многие эксперты признают важность ПИИ, особенно когда они переходят из развитых стран в развивающиеся, способствуя возникновению новых отраслей и укреплению местной экономики за счет создания рабочих мест и повышения налоговых отчислений.
Отсутствие квалифицированных кадров для адаптации или применения новых технологий, принесенных иностранными инвесторами, может негативно сказаться на конкурентоспособности местных предприятий и вытеснить их с рынка. Следовательно, важно ввести контроль за уровнем привлечения ПИИ и разработать комплексную государственную стратегию для направления этих процессов в нужное русло.
Сейчас одной из основных задач является привлечение большого объема прямых иностранных инвестиций в Россию. Российская экономика отличается большой разницей между регионами. Это можно объяснить не только их размерами и наличием природных, материальных и трудовых ресурсов, но также и благодаря усилиям правительства в привлечении иностранного капитала.
Иностранные инвесторы готовы расширять производственные мощности. Более 70% имеют собственное производство в Российской Федерации, половина из них хотят его расширять, о возможном открытии новой производственной площадки заявила каждая пятая компания. Уровень производства иностранных компаний в России соответствует международным стандартам.
Для привлечения иностранных капиталовложений требуется обеспечить защиту и неприкосновенность инвестиций в соответствии с международными нормами права, связанными с инвестиционными вопросами. Также важно разработать специальные привилегии и гарантии для иностранных инвесторов в отдельных секторах экономики и регионах. Кроме того, необходимо активнее использовать систему двустороннего сотрудничества, заключая межправительственные соглашения, направленные на защиту и поощрение инвесторов [5].
Транснационализация мирового хозяйства – один из наиболее масштабных глобальных процессов, получивших развитие за минувшие полвека и связанных с взаимоусиливающим действием нескольких факторов и механизмов.
Обеспечивая контроль над зарубежными активами и являясь «носителями» инноваций и конкурентных преимуществ, прямые иностранные инвестиции имеют сравнительно скромное значение в качестве финансового ресурса. В литературе встречается утверждение, согласно которому зарубежные активы нефинансовых ТНК создаются преимущественно с помощью ПИИ, то есть «внутренних» для ТНК финансовых ресурсов. В действительности ситуация обстоит иначе. Проведённые автором по методике ЮНКТАД [6] и на основе данных ежегодников ЮНКТАД расчёты за период 2001–2018 гг. показали, что только 28–29% инвестиций в активы зарубежных филиалов всех ТНК в совокупности в мировом масштабе приходится на долю ПИИ, а 71–72% – на внешние (для ТНК) источники финансирования. Полученные результаты в целом соответствуют оценкам ЮНКТАД, согласно которым совокупные инвестиции в активы зарубежных филиалов ТНК в 1990-е гг. в 3–4 раза превосходили размеры ПИИ. Таким образом, обрабатывающая промышленность, во-первых, наиболее транснационализированная сфера хозяйства, во-вторых, в транснациональном секторе она играет более значимую роль, чем в экономике в целом (и в национальном секторе экономики, в частности).
Можно выделить три направления, которые будут определять инвестиционные решения: ускорение технологических изменений для улучшения доступа клиентов к продуктам и услугам и снижения затрат, повышенное внимание к изменению климата и устойчивому развитию и реструктуризация цепочки поставок, а также определение приоритетов закупок в странах дальнего и ближнего зарубежья, а также в своей стране [7].
Всемирная тенденция в области инвестиционной стратегии свидетельствует о стремлении государств к активизации притока иностранных капиталовложений. Политические регуляторы стран акцентируют усилия на создании благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций и их стимулировании.
Однако реализация позитивных аспектов, которые несут прямые иностранные инвестиции в принимающие их экономики, не происходит механически. Достижение взаимовыгодного сотрудничества возможно только при условии согласованных действий обеих сторон. Следовательно, государства, принимающие инвестиции, должны провести тщательный анализ всех потенциальных преимуществ и рисков такого взаимодействия.
Таким образом, прямые иностранные инвестиции играют значительную роль в мировой экономике. Методы осуществления прямых иностранных инвестиций разнообразны и предоставляют компаниям и государствам возможность выбора оптимальной стратегии для развития своего бизнеса и экономики в целом. Они являются важным инструментом международного экономического сотрудничества, способствуя технологическому развитию, созданию рабочих мест и устойчивому экономическому росту.
Список литературы
- Горецкая, Е. О. Государственное регулирование прямых иностранных инвестиций в России / Е. О. Горецкая, Н. А. Гринько // Сфера услуг: инновации и качество. – 2023. – № 67. – С. 64-69
- Плетнева, К. Р. Оценка притока прямых иностранных инвестиций в отраслевом разрезе в экономику России / К. Р. Плетнева // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. 2023. – С. 123-126
- Саламов, Д. Ч. Прямые иностранные инвестиции - важнейшее условие экономического роста / Д. Ч. Саламов, А. Б. Ишангулыев // Символ науки: международный научный журнал. – 2023. – Т. 1, № 12-1. – С. 166-168
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Раздел «Инвестиции в России 2023» [Электронный ресурс]: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13238 (дата обращения 01.03.2024)
- Татузов, В. Ю. Использование и регулирование прямых иностранных инвестиций: новая парадигма / В. Ю. Татузов // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2023. – Т. 58, № 5. – С. 25-42
- World Investment Report 1995. New York: UN, 1995. 440 p. 30. World Investment Report 1997. New York: UN, 1997. 381 p.
- Нгуен, Т. Х. Влияние прямых иностранных инвестиций на рост человеческого капитала: обзор / Т. Х. Нгуен // Russian Economic Bulletin. – 2024. – Т. 7, № 1. – С. 163-168