ЭЛЕКТРООБОГРЕВ ПРИЁМНИКА ВОЗДУШНОГО ДАВЛЕНИЯ

ЭЛЕКТРООБОГРЕВ ПРИЁМНИКА ВОЗДУШНОГО ДАВЛЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Космос и Авиация

Просмотры

28

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 9 (159), Март ‘24

Дата публикации 08.03.2024

Поделиться

В этой статье рассматривается приёмник воздушного давления ВС, в особенности его электрообогрев. Также затрагиваются инциденты, которые возникают из-за ошибок в работе данного оборудования.

Приёмник воздушного давления (сокращённо ПВД) — это устройство приёма атмосферного давления из атмосферы для подачи его на входы, ведущие к приборам и датчикам. Приёмник используется для вычисления индикаторной воздушной скорости, истинной воздушной скорости, вертикальной скорости и барометрической высоты. Существуют следующие виды приёмников воздушного давления:

– приёмники полного давления (ППД);

– приёмники динамического давления;

– приёмники статического давления;

– комбинированные приёмники.

Приёмник полного давления (ППД) устанавливается на верхней поверхности носовой части фюзеляжа воздушного судна симметрично с правой и левой стороны. Точное место его прикрепления зависит от типа воздушного судна — оно подбирается экспериментально. Приёмник статических давлений представляет собой плиту с отверстиями, которая располагается на обшивке фюзеляжа самолёта. Приёмник динамического давления выглядит как штырь, который вступает вперёд. Комбинированный приёмник представляет собой аэродинамический зонд в виде трубки.

Приёмник воздушного давления всегда оснащается устройствами электрического обогрева. Это делается с целью предотвращения попадания влаги в систему воздушных сигналов (СВС) и обледенения устройства. Также во время стоянки воздушного судна (когда самолёт находится на земле) приёмник давления закрывают специальными заглушками. Эти заглушки защищают и от попадания насекомых в систему.

В трубке приёмника давлений находится специальный нагревательный элемент, питающийся от бортовой сети через автомат защиты сети «Обогрев ПВД, часы». Этот автомат защиты обычно установлен на правом электрическом щитке и слу­жит для включения цепи обогрева. Потребляемый ток такого элемента — 3,4–3,9 А.

Контролируется работа электрообогрева независимыми тремя компьютерами, которые питаются от 28 Вольтового постоянного тока. Каждый компьютер отвечает за свой набор датчиков. Они всё время отслеживают ток, который потребляется каждым датчиком. Если потребляемый ток выходит за рабочие рамки, то компьютеры сообщают о неправильной работе. После получения такого сигнала пилоты принимают соответствующее решение в зависимости от этапа полёта.

Включение обогрева приёмника воздушных давлений перед взлётом строго зафиксировано по времени, поскольку на земле нагревательный элемент может сгореть, а недостаточно прогретый ПВД может обледенеть сразу после взлёта (из-за резкого перепада температур).

Неправильная работа или какая-либо неисправность в ПВД приводят к индикации показаний, которые видят пилоты в кабине самолёта, с погрешностями и к неправильной работе автоматической системы управления (АСУ) полётом и автоматики двигателей. Всё это может привести к аварийному инциденту вплоть до катастрофы.

Для контроля перед полётом используется специальная сигнальная лампа, которая в режиме «Контроль» переключателя обогрева включается в цепь последовательно с нагревательным элементом и светится, если элемент работает исправно.

В зимнее время такой электрообогреватель ПВД нужно включать в процессе руления к месту исполнительного старта, чтобы влага и снег, которые попали в ПВД случайным образом во время стоянки, смогли испа­риться и не проникли дальше в трубопроводы.

А теперь рассмотрим катастрофы, которые произошли из-за неправильной работы ПВД.

Авиалайнер Ан-148-100B авиакомпании «Саратовские авиалинии» выполнял плановый рейс 6W703 по маршруту Москва—Орск, но потерпел крушение вблизи села Степановское в Раменском районе через 6 минут после взлёта. Прослушав данные из самописцев, причиной катастрофы стали неверные показания скорости самолёта от обледеневших приёмников полного давления. Обогрев ППД был выключен. Перед вылетом, когда пилоты читали вслух контрольную карту, не включили обогрев приёмников полного давления, даже не обратив внимание на предупреждающую индикацию. Командир воздушного судна, используя неверные сведения о падении скорости, принял меры по увеличении скорости самолёта путём перевода его в пикирование.

Авиалайнер Airbus A330-203 авиакомпании Air France выполнял плановый рейс AF447 по маршруту Рио-де-Жанейро—Париж, но через 3 часа и 45 минут после взлёта упал в воды Атлантического океана. В отчёте по расследованию говорится, что неправильные показания скорости из-за обледенения ПВД, привели к отключению автопилота и переходу на ручное пилотирование, в результате которого пилоты допустили многочисленные ошибки.

Список литературы

  1. Ефимов, И.П. Авиационные приборы: учебное пособие / И. П. Ефимов. – Ульяновск : УлГТУ, 2018. — 255 с.
  2. Сарайский Ю.Н., Алешков И.И. Аэронавигация. Часть I. Основы навигации и применение геотехнических средств: Учебное пособие. — СПб: СПбГУГА, 2010. — 302 с.
  3. Фёдоров, С.М.. Михайлов О.И., Сухих, Н.Н. Бортовые информационно-управляющие системы: Учеб. для вузов; Под ред. С.М. Фёдорова. — М.: Транспорт, 1994. — 262 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее