Роль И Значение Инфляционных Механизмов В Борьбе С Ростом Цен На Современном Этапе Развития Экономики В Республике Узбекистан

Роль И Значение Инфляционных Механизмов В Борьбе С Ростом Цен На Современном Этапе Развития Экономики В Республике Узбекистан

Авторы публикации

Рубрика

Международные отношения

Просмотры

0

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (24), август ‘21

Дата публикации 03.08.2021

Поделиться

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты понятия инфляции и инфляционного таргетирования на современном этапе развития экономики и анализу роли инфляционных ожиданий в денежно-кредитном механизме Республики Узбекистан, приведены основные заявления и рекомендации зарубежных международных экспертов. Также здесь представлена характеристика роли и значения инфляционных ожиданий и инфляционного таргетирования в борьбе с инфляцией.

Введение. Данная работа сочетает аналитический, теоретический, а также институциональный методы исследования и, в свою очередь, рассматривает инфляцию как процесс обесценивания денег в результате переполнения каналов товарного обращения денежной массой. При этом все статистические данные основываются на отчетах государственных органов Республики Узбекистан, опубликованных в средствах массовой информации. Необходимо отметить, что несмотря на некоторую разницу (в десятых долях) между показателями темпов инфляции Центрального банка и Государственного комитета по статистике (который берется из расчета сводного индекса потребительских цен в стране), в данной работе предпочтение отдается официальному показателю инфляции рассматриваемого года. [7] 

Основная часть. В период инфляции национальная денежная единица обесценивается относительно товаров и услуг, стабильных иностранных валют, золота или других драгоценных металлов. При этом подразумевается, что инфляция проявляется в следующих формах:

-превышение наличных денег или финансовых активов в обращении над существующим предложением товаров и услуг;

-снижение покупательской способности денег;

-долгосрочный общий рост уровня цен в стране. 

Непосредственно понятие инфляция (от латинского inflation - вздутие), впервые было использовано в Северной Америке во времена гражданской войны 1861-1865 годов и означало увеличение бумажных денег в обращении. На сегодняшний день термин инфляция используется для обозначения повешения среднего (общего) уровня цен и обесценивания национальной денежной единицы в результате переполнения каналов денежного обращения излишними деньгами. [4, с.460-461]

Актуальность вопроса инфляционного таргетирования и снижения темпа роста инфляции обусловлена значительными показателями, представляемыми Центральным банком Республики Узбекистан с 2017 года, когда данный показатель составлял 14,4%, в 2018 году при 14,3%, в 2019 году — 15,2%. В 2020 году был достигнут минимум с периода после 2017 года и тогда уровень инфляции составил 11,1%. [1]

Необходимо отметить, что во второй половине 2017 года Центральный банк ужесточил кредитную и денежно-кредитную политику в преддверии либерализации валютного рынка в сентябре, в том числе за счет повышения ставки рефинансирования с 9 до 14%. Однако после этого Центральным банком поддерживался стабильный уровень номинального обменного курса и ставки рефинансирования.

Согласно заключительному заявлению миссии делегации Международного валютного фонда, проводившей во главе с господином Альбертом Егерем рабочие встречи и официальные переговоры с Центральным банком, Министерством финансов, Министерством экономики, Министерством внешней торговли, Государственным комитетом по статистике, Государственным комитетом по инвестициям, Государственным налоговым комитетом и Фондом реконструкции и развития в 2018 году было отмечено, что «Непрозрачные официальные данные статистики экономического роста и инфляции способствовали тому, что эти меры политики воспринимались как эффективные, но тот факт что миллионам узбекских мигрантов приходится выезжать за рубеж в поисках возможностей трудоустройства (которые иногда оказываются ненадежными) и неоспоримые признаки высокой фактической инфляции свидетельствуют об иной социально-экономической реальности».[2]

На самом деле, прошлый опыт свидетельствует о том, что высокая степень независимости центрального банка напрямую влияет на положительную динамику инфляции, но только после того, как ценовая система пройдет через первоначальные шоки, вызванные либерализацией цен. К другим предпосылкам перехода к таргетированию инфляции относятся создание эффективного механизма способов воздействия денежно-кредитной политики, развитие практического потенциала Центрального банка и четкое информирование населения о мерах действующей политики. 

Несмотря на то, что в большинстве случаев вопрос о волатильности инфляции в случае ее таргетирования остается открытым, является возможным подчеркнуть важность данного режима денежно-кредитной политики, ввиду существенной стабилизации процесса изменения общего уровня цен в стране по сравнению с состоянием, при котором был бы установлен другой денежный механизм, обладающий иными приоритетными целями развития экономики государства. [3] 

Введение таргетирования инфляции для обеспечения стабильности национальной валюты может быть связано с денежно-кредитной политикой, так как предусматривается механизм таргетирования на экономику через процентную политику Центрального банка Республики Узбекистан. Это означает снижение приоритета контроля денежного предложения в пользу регулирования процентных ставок, причем только на денежном рынке (кредитные операции краткосрочного периода). Подобное изменение инструментов единой государственной денежно-государственной политики в целях снижения инфляции, вероятно, усилит инфляционные последствия нерегулируемого роста совокупной денежной массы сверх потребностей денежного и хозяйственного оборота. 

Говоря, собственно, о причинах инфляции в стране, необходимо выделить не только увеличение совокупного спроса (происходящего из увеличения денежной массы), который в краткосрочном периоде сочетается с ростом реального выпуска, а в долгосрочном остается неизменен; и сокращение совокупного предложения, которое ведет к одновременному спаду производства и росту уровня цен [5, с.377-380]; но и инфляционное ожидание.

Инфляционное ожидание является одной из наиболее значимых причин роста общего уровня цен в нашей стране. Данный фактор является своеобразной формой надежды субъектов экономики на которой основывается прогноз развития инфляционных процессов в будущем. Причем инфляционные ожидания напрямую влияют на изменение процентной ставки и потребность в деньгах. Другими словами, если уровень процентной ставки ниже ожидаемого застоя в экономике, то рациональные покупатели откажутся от инвестирования в наличной форме и застрахуют свои сбережения в виде реальных активов. 

В ярко выраженной форме можно наблюдать воздействие инфляционных ожиданий на рынке труда.  Предполагая инфляционный рост цен, наемные рабочие заблаговременно предъявляют требования о повышении оплаты их труда, что соответственно увеличивает затраты на изготовление продукции, т.е. повышает стоимость готового продукта. Таким образом, массовое ожидание увеличения цен, большего чем реальные показатели инфляции приводит к упадку в экономике, в связи с нехваткой денежных средств обращения, при этом производители, в лице организаций, сталкиваются с чересчур высокой стоимостью услуг производства. При этом в случае, когда инфляционные ожидания меньше, чем инфляция, наблюдается противоположная картина в экономике страны. [6]

Заключение. Таким образом, является целесообразным повысить внимание денежных властей и СМИ к необходимости снижения инфляционных ожиданий и иррационального поведения предпринимателей и населения. Важно совершенствовать методику Государственного комитета по статистике по определению среднегодового темпа инфляции, а также развивать механизмы проведения качественной денежной и денежно-кредитной политики Центральным банком Республики Узбекистан с учетом зарубежного опыта и рекомендаций международных экспертов в данной области. Необходимо найти и определить новые подходы к регулированию инфляции, возможно обладающие преимуществом перед инфляционным таргетированием, которое ограничено сферой обращения. 

При этом именно построение эффективного механизма контроля за инфляционным ожиданием в стране станет значимой составляющей государственной политики по борьбе непосредственно с самой инфляцией. В свою очередь, прозрачность и открытость монетарной политики, общедоступность экономической информации, развитие доверия к политике правительства и Центрального банка Республики Узбекистан станут фундаментом для успешного ведения указанной деятельности.

Усиливающий эффект регулирования внутренних и внешних, денежных и неденежных предпосылок роста общего уровня цен должен стать главным фактором экономического развития Республики Узбекистан и стабилизации национальной валюты – сума.

 

Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее