НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (24), август ‘21

Дата публикации 28.07.2021

Поделиться

В статье раскрывается суть нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством игры. Приведены примеры различных видов игр.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности. В это время закладываются нравственные основы патриотических качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе, культуре.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.

         У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействуя, выражения отношения к людям, природе, себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Задачи воспитателя по патриотическому воспитанию:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах;
  • знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Содержание нравственного воспитания:

  • воспитание гуманности как качества личности;
  • трудолюбия, умения и желания трудиться;
  • патриотизма, гражданственности;
  • коллективизма.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: непосредственной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Я использую игры: «Гуси-лебеди», «Ловишки с мячом»,  «Колечко, колечко», «Лиса и куры», «Перебежки»,   «Салки», «У медведя во бору»,   «Горелки», «Море волнуется» и т.д.

Дидактические игры являются ценным средством воспитания умственной активности, они активизируют психические процессы, вызывают у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Я использую игры: 

  • «Угадай, что в мешочке?»

Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

  • «С какой ветки детки?»

Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.

  • «Когда это бывает?»

Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

  • «Береги природу»

Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы.

  • «День рождения куклы Тани»

Дид. задача: в игре закреплять навыки культурного поведения, воспитывать внимательное отношение к товарищам, стремление про являть о них заботу.

  • «Учись красиво говорить»

Дид. задача: овладевать средствами художественной выразительности речи (сравнения, синонимы, антонимы) и т.д.

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение.

Я использую игры: «Поиграем – угадаем», «Телефон», «Пантомима», рассказываем стихи с помощью мимики и жестов, разыгрываем сюжеты сказок и т.п.

Словесные  игры также используются  при воспитании нравственных чувствНапример,

  • «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

  • «Верные друзья»

Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.

  • «Только хорошее»

Цель: формирование у детей  представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения. 

  • «Щедрые подарки» 

Цель: формирование  способности к восприятию добра, справедливости и щедрости и т.д.

Строительные игры. В строительных играх дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.

Разнообразные игры в интеграции с другими воспитательными средствами представляют собой  основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Список литературы

  1. “Программа « Детство» под редакцией 3. А. Михайловой, Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 2016 года
  2. “Нравственное воспитание в детском саду” под ред. В. Г. Нечаевой, 2014 г.
  3. “Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников” под ред. А. М. Виноградовой, 2011 г.
  4. Журнал “Дошкольное воспитание” №2, 2013 г.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее