Оценка конкурентноспособности в розничной торговле неспециализированных магазинах в свердловской области

Оценка конкурентноспособности в розничной торговле неспециализированных магазинах в свердловской области

В статье приведена оценка конкурентоспособности в розничной торговле неспециализированных магазинах в Свердловской области. Изучена статистика в контексте эффективности основных инструментов анализа конкурентоспособности: уровня инвестирования малого и среднего бизнеса, занятости населения в сфере розничной торговли, уровня доходов населения в регионе. Согласно анализу статистических данных, конкуренция в сфере розничной торговли в неспециализированных магазинах региона является достаточно высокой относительно других регионов страны, и целиком определяется индивидуальными маркетинговыми стратегиями в условиях низкого уровня материально-технического оснащения, ориентированными на социальные инструменты анализа потребителей.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (24), август ‘21

Поделиться

Свердловская область административно относится к Уральскому федеральному округу. Численность населения области составляет 4,310,681 человек, плотность населения 22,18 чел/км2, городское население составляет 85,01%. По национальности преобладают русские (90%), на втором месте татары (3,5%).

Средняя заработная плата по Свердловской области составляет 41,304 рублей (106,1 % по отношению к предыдущему году). Отмечается, что наибольшая заработная плата сложилась в следующих отраслях (рис. 1).

Рисунок 1. Превалирование над средней заработной платой в области по отраслям (в %) [3]

Наибольшие темпы рост по отраслям представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 . Наиболее высокие темпы роста заработной платы в области по отраслям, в отношении к предыдущему году (в %) [3]

Соответственно, конкурентоспособность будет зависеть от изменений в характере спроса на рынке розничной торговли, на что значительно влияет уровень дохода населения по отраслям. Очевидно, что широкий ассортимент рынка розничной торговли предоставит возможность для повышения цен на виды товаров повседневного спроса. Это обусловлено тем, что исходя из классификации потребительского населения России, в отраслях, в которых наблюдается рост уровня доходов, находится целевая аудитория неспециализированных магазинов розничной торговли. Это уровень, находящийся немного выше условного «среднего класса», с широкими потребностями и уровнем доходов не ниже среднего по региону. При этом, рынок товаров широкого потребления является одних из самых конкурентных, предоставляющим большие возможности по способам продвижения товара.

Средний уровень доходов в розничной торговле по региону составляет 33,038,6 рублей, темп роста отрасли составляет 107,2% (по отношению к предыдущему году). Среди других отраслей региона данный показатель роста является средним (на 4,4% ниже чем в IT-отрасли и на 5,9% выше, чем в гостиничном деле, в которых темпы роста 110,9% и 101,2% соответственно).

Конкурентоспособность розничной торговли в таких условиях значительно зависит от способов продвижения товаров широкого потреблений в неспециализированных магазинах. Для ее поддержания существует Портал малого и среднего бизнеса Свердловской области, предоставляющий услуги разного рода для розничного предпринимательства. Согласно официальной статистике портала, ежегодно он финансово помогает до 800 компаний, общая сумма займов составляет 1,2 млрд рублей. Количество участников фонда составляет около 12,212 человек [5].

Всего в Уральском федеральном округе действует 518,391 компаний малого и среднего бизнеса, в которых занято около 1,301,336 человек, производящих 548 видов продукции.

В Свердловской области зарегистрировано 205,385 малых и средних предприятий, в которых занято 519,679 человек, производящих 208 видов продукции. Согласно этим данным, можно предположить, что роль фонда поддержки МСП здесь недостаточно высока в плане меры регулирования конкурентоспособности: фонд финансирует менее 1% от всех компаний региона, доля участников фонда от общего числа занятых в малом и среднем бизнесе составляет 2,93%.

К объектам розничной торговли России чаще всего относят индивидуальное предпринимательство [7]. В Свердловской области число микро- ИП предприятий составляет 108,954, малых-ИП предприятий 1,004. Если предположить, что фонд поддержки МСП области финансирует только малые ИП розничной торговли, тогда финансовую помощь получает 79,68% компаний, что соответствует представлению о значительной зависимости розничного МСП от внешнего финансирования и долгосрочного кредитования. При этом, доля микро-ИП в Свердловской области составляет 53% всего рынка МСП (ЮЛ-микро составляет 43%). В структуре ОКВЭД МСП Свердловской области оптовая торговля представлена в 9% розничной одеждой в специализированных магазинах (3,258) и в 11% оптовой торговлей в неспециализированных магазинах (5,090) [2].

Таким образом, конкуренция среди свердловских МСП розничной торговли, согласно имеющимся данным, должна быть достаточно высокой, ввиду большого числа предприятий МСП в регионе (почти в 4 раза выше среднего по Уральскому федеральному округу). По стране, такая высокая концентрация МСП по региону наблюдается только в Московской области (368,670 МСП, из которых 229,856 микро-МСП, в 2 раза больше, чем в Свердловской области), Ленинградской области (372,968 МСП, из которых 46,042 микро-МСП, в 2 раза меньше, чем в Свердловской области) и в Краснодарском крае (282,944 МСП, из которых 202,994 микро-МСП). В регионе действует 88 фондов поддержки МСП, которые, согласно статистике, финансируют менее 1% компаний МСП [6]. Следовательно, конкурентоспособность неспециализированных магазинов розничной торговли региона определяется индивидуальными маркетинговыми стратегиями предприятий, исходя из ограниченного уровня финансирования бизнеса. В таких условиях конкурентоспособность компаний розничной торговли крайне нестабильна, поскольку в среднем низкий уровень инновационного технического оснащения МСП подразумевает ориентацию на инструменты социальной ориентации при продаже товара (степень износа основных фондов составляет приблизительно 30% [1]). Также это затрудняет переход на главный путь эффективного развития неспециализированных МСП, подразумевающий их интеграцию в торговые центры [4]. Конкурентоспособность неспециализированных магазинов розничной торговли в данных условиях целиком зависит от правильного выбора целевой аудитории, мониторинга динамики спроса, предельно точной и оперативной переориентации стратегий бизнеса в сфере торговли продукцией широкого потребления при постоянной оценке деятельности конкурентов [9].

Список литературы

  1. Башина О. Э. Статистика торгового бизнеса // О. Э. – Изд-во «Поволжский торгово-экономический журнал». – №6. – 2011. – С. 32-42. [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17219676&
  2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] – URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?mode=map
  3. Информация о среднемесячной заработной плате в Свердловской области в январе-мае 2020 года. [Электронный ресурс] – URL: http://economy.midural.ru/content/informaciya-o-srednemesyachnoy-zarabotnoy-plate-v-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-mae-2020
  4. Ионова Г. А. Основные понятия и принципы конкурентных отношений в сфере розничной торговли // Г. А. Ионова. – Изд-во. «Транспортное дело России». – 2010. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ponyatiya-i-printsipy-konkurentnyh-otnosheniy-v-sfere-roznichnoy-torgovli
  5. О Свердловском областном Фонде поддержки предпринимательства. [Электронный ресурс] – URL: https://sofp.ru/o-nas/
  6. Программа по развитию и среднего предпринимательства в Свердловской области. [Электронный ресурс] – URL: https://66msp.ru/informatsiya/ofitsialnaya-informatsiya
  7. Розничная торговля, услуги населению, туризм. [Электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457
  8. Ялунина Е. Н. Конкурентоспособность розничного торгового предприятия : диссертация. [Электронный ресурс] – URL: https://www.dissercat.com/content/konkurentosposobnost-roznichnogo-torgovogo-predpriyatiya

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary