При восприятии внешнего облика человека важна экспрессия и эстетическая привлекательность, особенно лица, но не столько его природные (генетические) данные, сколько оформление его физического облика.
Брови вместе с глазами являются самой заметной частью лица. Однако, брови в этом тандеме обладают преимуществом - как наиболее легко изменяемой черты лица, без применения каких-либо сложных косметологических процедур и хирургических манипуляций, посредством лишь модификации их формы, транслирующей в мир огромное количество информации не только об эстетике лица, но и об эмоциях, чувствах, интонациях мимической палитры личности, особенностей ее характера и здоровья, что в конечном итоге и создает представление об образе человека в целом.
Помимо своей основной физиологической функции защиты глаз от воздействия внешних факторов (солнца, дождя, пыли, пота и т.д.) брови, как наиболее выразительный элемент лица, играют важную роль в коммуникации человека при передаче его эмоций, чувств и мимики без участия речи. В процессе общения, внимание фокусируется в том числе и на бровях собеседника, это помогает понять его эмоциональное состояние и настроение. Положение бровей на лице может отображать широкий спектр эмоций и чувств: от радости и удивления, до гнева и скорби, а это в свою очередь, помогает уловить нюансы в ситуации и понять, что на самом деле происходит внутри человека. Так, в театре и в изобразительном искусстве боль часто изображают таким образом, что внутренние кончики бровей приподнимаются, за счет чего всё лицо принимает несчастное выражение.
Брови также являются важным индикатором человеческого внимания и интереса. При заинтересованности в разговоре или событии, положение бровей может быть приподнято или слегка поднято, что сигнализирует о полной вовлеченности собеседника, его открытости и готовности к общению. Кроме этого, брови могут использоваться для передачи невербальных сигналов, в этом им отводится центральная роль, и тонких социальных сообщений. Например, приподнятые брови могут указывать на приветствие, признание, доброжелательность, в то время как опущенные вниз - могут сигнализировать о недовольстве, несогласии, раздражении или пренебрежении. Исследования Массачусетского технологического института показывают, что брови так же важны, как и глаза, если даже не больше, когда дело доходит до практики применения технологий, связанных с распознаванием лиц[1].
В итоге, при грамотном использовании данных знаний, умении правильно интерпретировать форму и положение бровей на лице, улучшается и ускоряется способность понимания других людей, формирования с ними более глубокой эмоциональной связи, приводящей к максимальной эффективности межличностного коммуникативного взаимодействия.
Следующим важным функциональным аспектом формы бровей и их размера является то, что она отражает особенности характера личности, раскрывает её индивидуальность, даёт экспресс оценку личных качеств всё то, что влияет на создание первого впечатления о человеке. Практическое применение данного подхода лежит в основе физиогномики — древнейшего метода, изучающего связь между внешним видом человека и его характером, личностными особенностями и способностями. С точки зрения физиогномики форма и размер бровей имеют определяющее значение для восприятия и оценки личных качеств человека.
Выделяют семь основных форм бровей, связывающих особенности характера личности и её возможности, заложенные индивидуально в конкретного человека природой. При этом, форма бровей и характер мужчин определяется намного проще, так как они редко вносят оррективы в свои черты лица. Женские же лица, с этой точки зрения, могут быть весьма обманчивы, так как брови легко можно видоизменить - выщипать, покрасить, сделать татуировку и т.д.
- Дугообразные брови. Изящно изогнутая форма бровей свидетельствует о романтическом, глубоко чувствительном человеке, обладающим легким, но достаточно твёрдым характером. Дугообразные брови принято считать близкими к «идеальным»: они говорят о хорошем характере и позволяют их обладателям добиться успеха в жизни.
- Брови вразлёт. Брови такой формы принадлежат лидерам с активным, целеустремленным и предприимчивым характером. При близком расположении друг к другу брови этой формы могут создавать угрожающее выражение лица, поэтому их обладателям не рекомендуют хмуриться.
- Брови в виде полукруга. Брови данной формы принадлежат осмотрительным, проницательным, предприимчивым и самоуверенным личностям. Такие люди обаятельны, энергичны и обладают выдающимися способностями к ведению бизнеса.
- Брови с опущенными вниз кончиками. Такая форма бровей выдает наивного и недостаточно самостоятельного человека. Однако, обладатели этой формы бровей бывают талантливы в области музыки, литературы и кино, а также имеют такие черты характера, как доброта и заботливость, что позволяет им быть верными друзьями, надежными партнерами и прекрасными родителями.
- Короткие брови. Обладатели короткой формы бровей имеют независимый и амбициозный характер, пылкий нрав и бодрый, энергичный вид. Такие люди способны достичь значительных успехов в жизни, используя заложенную в них целеустремленность, трудолюбие и упорство.
- Брови с изломом. Эффектная форма бровей — клинообразная, отражает авантюрный характер их обладателя. Люди, имеющие такую форму бровей, ориентированы на успех и стремятся к лидерству.
- Прямые брови. Прямая форма бровей свидетельствует о мужественном и прямолинейном характере личности. Обладатели подобной формы бровей имеют возможность стать превосходными руководителями: решительными, энергичными, уравновешенными, способными к определённому риску. В семье такие люди – прекрасные партнёры, с активной жизненной позицией: им нужны друзья и общество[1].
Важно отметить, что форма бровей всегда рассматривается в контексте других черт лица и не может быть единственным фактором для определения характера личности. Анализ формы бровей в физиогномике является комплексным и должен учитывать все особенности физического облика лица для более точного определения личностных черт каждого конкретного человека.
Потребность в реализации эстетической функции бровей (их формы, структуры), являющейся самой важной, особенно для внешнего облика женского лица, нашла свое воплощение в мире моды и красоты, искусства, кинематографа и косметологической индустрии.
Форма бровей, их структура, цвет может визуально изменить форму носа, скул, лба, выдать возрастные недостатки на лице или сделать их вовсе незаметными, создать впечатление более молодого лица и передать его восприятие для окружающих более строгим или, наоборот, мягким. Гармония формы, структуры и цвета бровей создается исходя из природных данных внешности, типа лица, пропорций, стиля, заданной роли и характера образа в целом, а также с помощью огромного выбора комплекса косметологических процедур, техник, инструментария, знаний и опыта профессионалов этой сферe.
Так называемая «идеальная» форма бровей для каждого человека индивидуальна – это основа лица. Она сводит и уравновешивает воедино все черты лица, придает ему выразительность, притягательность, завершенность, тем самым, помогая достичь личную гармонию в образе и подчеркнуть естественную красоту. Создание «идеальных бровей» - это наука: неверно подобранная форма бровей может испортить и изменить внешний облик лица, а также создать нелепый образ[2].
Таким образом, получается, что форма бровей — это мощный инструмент для изменения внешнего облика лица и создания любого желаемого образа, ключ к выражению личной индивидуальности.
Кардинально меняя форму бровей, можно внести определенные коррективы не только во внешний облик лица, но и в собственный характер, личное поведение, восприятие окружающего мира и отношение к нему, а значит привлечь существенные перемены в жизнь, при этом важно, чтобы новые создаваемые изменения на лице нравились и соответствовали внутренним ощущениям самого человека[3].
Однако, чтобы брови смотрелись гармонично и соответствовали общему стилю создаваемого образа, необходимо учитывать не только совокупность индивидуальных особенностей лица, но и тренды.
Одним из факторов, влияющим на формирование тех или иных трендов является предшествующий накопленный исторический опыт. Значение бровей и их оформление — не исключение. Оно имеет глубокую историю, след, которой запечатлен определёнными тенденциями в различных цивилизациях, эпохах, культурах и этносах. Это прежде всего нашло отражение в дошедших до наших дней: произведениях искусств, традициях менять свою внешность и символиках, которые характеризуют особые черты каждого исторического отрезка времени и территорий на которых это всё происходило. Среди наиболее ярких и значимых примеров таких периодов, с историческим следом, можно выделить следующие:
- Времена Древнего Египта - брови и их форма играли важную роль в выразительности женского лица, а также в духовной защите их обладателя. Восхищение вызывали густые, тёмные, четко очерченные и широкие брови, они были популярны у женщин высокого статуса.
- В Древней Греции и Риме, напротив, косметику почти не применяли, это считалось дурным тоном - красить брови женщинам запрещалось, а замужним — допускалось лишь слегка подводить их ладаном. При этом особым элементом красоты считались сросшиеся брови, так называемая «монобровь» (синофриз), которая воспринималась женским идеалом, была признаком мудрости и интеллекта.
- В Древнем Китае отношение к бровям было несколько иное. В этой стране украшением собственных бровей занимались в основном мужчины. Китайцы подметили, что тот или иной цвет и форма бровей меняет лицо кардинальным образом. А без бровей человека и вовсе не узнают даже самые близкие люди. Кроме того, на Востоке верили, что густые, косматые брови пугают врагов во время битвы и защищают от духов. Именно такие брови и выводили себе древние китайцы. В свою очередь китаянки, как и гречанки, предпочитали соединять брови в одну линию («монобровь»), только тонкую и изящную.
- В эпоху рассвета Византии - брови были также модным акцентом, однако предпочтения сводились на стреловидную и изящную форму бровей, что считалось красивым для женщин.
- Средневековая Западная Европа - в этот период особо важной частью женской внешности был высокий и чистый лоб, поэтому брови были помехой и чтобы достичь лучшую пропорцию лба их полностью удаляли постоянным выщипыванием или выжиганием химическими веществами. Этим фактом как раз и подкреплено одно из объяснений идеала красоты женской внешности на легендарной картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)».
- В средневековой Японии был воплощен эталон женской красоты: лицо, густо накрашенное белилами, брови нарисованы поверх сбритых, чернозубая улыбка. Во времена раннего средневековья такой способ менять свою внешность служил для декоративных целей, а в более поздние периоды он подкрепился ещё и «социальной маркировкой» - эти признаки говорили, во-первых, о том, что женщина замужем, а во-вторых, что она полностью отвечает требованиям моды того времени.
- Западная Европа XVII века — этот период важен тем, что кардинально поменялось отношение к бровям, как необходимой части внешнего облика: возродилось их присутствие на лице и передача ими смыслового значения. На месте ранее выщипанных или выведенных бровей женщины стали их рисовать, придавая им самые причудливые формы. Некоторые дамы высшего света даже вырезали себе накладки на брови из шкурок животных, например, из мышиной шерсти, тем самым моделируя для себя необходимую форму бровей и их густоту.
- В России в XVIII веке была распространена естественная красота формы бровей. Однако, особое предпочтение в этот период отдавалось дугообразной форме бровей черного цвета, получивших название соболиных.
- В Британии викторианской эпохи впервые сместились акценты к восприятию женской красоты в целом - теперь каждая деталь внешности женщины рассматривалась под увеличительным стеклом и появилось убеждение в обществе, что форма бровей содержит подсказки о внутреннем характере женщины.
- В XX веке законодателем красоты во всём стал кинематограф. Женщины 1920-х годов носили тонкие драматичные брови, в виде высоких изогнутых арок, навеянные звездами кино того времени. В 1930-х годах были также популярны хорошо выщипанные, тонкие, тёмные брови. В 1950-х годах главной составляющей формы являлись выделенные карандашом, широкие и темные брови. Мода в 1960-х годах сменилась на прорисованные мелкими штрихами, имитирующие волоски, брови-ниточки. В 1970-х годах под влиянием культуры хиппи изменилась и мода на форму бровей, их перестали выщипывать и подкрашивать вовсе. В 1980-х годах пиком популярности стала форма очень широких и густых бровей. Подобный эффект искусственно достигался с помощью специальных порошков и карандашей. Однако, в 1990-х годах опять вернулся тренд на тонкие и хорошо выщипанные брови.
- В XXI веке, в 2000-е годы уже не существовало моды на какую-то определённую форму бровей. Каждая из актуальных в предыдущие десятилетия форм бровей нашла своих поклонниц среди женщин всего населения планеты.[4]
Тенденции же настоящего времени, говорят нам о сохранении природной линии и формы бровей, с шириной и густотой максимально естественного вида, обязательно подчеркнутой гармонией их пропорции, формы и цвета, а также качественной ухоженностью.
Важно отметить, что в условиях современных эпидемий (ОРВИ, COVID-19 и т.д.), когда ношение защитных масок становится общепринятым: имеет массовый, затяжной по времени характер, акцент на брови, их форму и макияж глаз приобретает как никогда особое значение. Это объясняется тем, что центральная (кроме глаз) и нижняя область лица большую часть времени остается скрытой под маской, при этом всё внимание окружающих смещается именно на верхнюю её область - брови и глаза, которые и становятся основными трансляторами внешнего облика всего лица.
Таким образом, при рассмотрении роли бровей и их формы на исторической дистанции, а также учитывая культурные особенности и этнический контекст в каждой эпохе, можно сделать вывод, что брови - это доступный, мощный смысловой инструмент для изменения внешнего облика, отражающий индивидуальные особенности личности, и единственная часть лица, которая претерпела множественные метаморфозы в своей интерпретации - от самых радикальных (полного отсутствия их на лице) до сохранения естественных (природных) форм, с определенными пропорциями и геометрией.
В современном мире, тема бровей и их форма, благодаря обширному, глубокому историческому опыту и достижениям в косметологии, уже не является просто тенденцией, модой или трендом, сейчас - это целое международное комплексное отраслевое направление, самодостаточная категория в макияже и внешнем облике женщин и мужчин.
Список литературы
- Girod, C. The Art of the Eyebrows. A guide for proportions, shaping, and styling eyebrows / C. Girod // The muse. - URL: https://www.themuseatdreyfoos.com/top-stories/2016/11/10/the-art-of- the-eyebrows (дата обращения: 11.01.2024). - Текст: электронный.
- Лемешевская, З.П. Диагностика психического состояния человека по мимике лица / З.П. Лемешевская, С.В. Михальчик, В.П. Водоевич // Журнал ГрГМУ — 2010 - No1 - С.62 — 67.
- Степанов, С. С. Язык внешности / С.С. Степанов. - Москва: Эксмо, 2001. - 411 с. - URL:http://www.law.vsu.ru/structure/criminalistics/books/stepanov.pdf (дата обращения: 16.01.2024). - ISBN 5-699-10752-5. - Текст: электронный.
- Segalovich, I. A Brief History of Women’s Eyebrows in Art / I. Segalovich // Hyperallergic. - URL: https://hyperallergic.com/742148/a-brief-history-of-womens-eyebrows-in-art (дата обращения: 16.01.2024). - Текст: электронный.