Строительство высотных зданий повлекло не только к развитию новых технологий в области архитектуры, проектирования и инженерии, но и к переосмыслению городской структуры и появлению новых центров. В наше время невозможно представить город без высотной архитектуры. Она заполонила каждый уголок земли. Однако нельзя по одному городу судить роль небоскребов в структуре города.
В американских городах небоскребы стали единым элементом города, без них невозможно представить такие города, как Чикаго и Нью-Йорк. Начиная с первых 10-этажных небоскребов в Чикаго. Город стал меняться на глазах. Появление бетонных многоэтажных доминант облагораживало город и делало его интересным, к тому же это способствовало к перепланировке города и привело к появлению каменных джунглей. Вдобавок на рост числа небоскребов, по моему мнению, повлияла молодая история архитектуры Америки. Небоскреб стал символом некоторый городов.
Однако такого не заметишь в Европе, где сосредоточено огромное количество исторических памятников архитектуры. Для сохранения исторического облика и ценности городской структуры, высотные здания были вынесены на окраины городов и количество в разы меньше, чем в Америке. В таких случаях небоскрёб теряется в структуре города и перестает быть доминантой. Его роль и акцент теряется в облике города.
Азия тем временем переживает бум строительства высотных зданий, вызванный растущей экономической мощью региона и высокой численностью населения. Небоскрёбы обладают возможностью эффективно решать проблемы перенаселения в крупных мегаполисах, обеспечивая жильём достаточно большое число человек при сравнительно малой площади застройки. Подобные здания имеют высокие экономические показания и результативность. Такие города, как Гонконг тяжело представить с низкой застройкой, на это повлияло небольшое количество суши. Не только офисные небоскребы присутствуют, но и жилые “высотные муравейники”. Небоскрёб стал неотъемлемой частью города.
Большое количество небоскрёбов сосредоточено в арабских странах: Саудовская Аравия, ОАЭ, Катаре. Но, стоит отметить, также как и в Америке высотная архитектура сосредоточена не во всех городах, а только в ключевых. В Дубае можно проследить закономерность в высотной архитектуре. Она идет на возрастание к даунтауну, где скоплены все важные бизнес-центры. Роль небоскребов тут играет важную силу как в формировании очень молодого города и показывает экономическую силу страны и ее возможности.
В России ситуация похожа на европейскую застройку. Небоскребов не очень много, в основном в Москве и один в Санкт-Петербурге «Ла́хта-центр». В столице все небоскребы сосредоточены на одном месте в «Москва Сити» и такой концентрат зданий на маленьком участке земли напоминает, на мой взгляд, раковую опухоль, которая очень медленно развивается, не давая ни доминанты для города, ни красоты. В структуре города они теряются по отношению даже со сталинскими высотками, которые может и ниже, но выигрывают больше. И даже по стилизации на фоне Кутузовского проспекта они смотрятся чужими. ЖК «Триумф-Палас» в Москве – высотная новостройка, чем-то напоминающая сталинскую высотку, на мой взгляд, не так плохо вписалась в образ города. Чтобы ликвидировать эстетическую дисгармонию в городской застройке, многие современные архитекторы работают с внешним видом здания, придавая им интересную форму и облицевав визуально нейтральными материалами.
Ключевых проблем использования небоскребов в структуре города немало. Главным недостатком является не хватка естественного света внутри города при интенсивной застройке городов, например: Нью-Йорк, Шанхай, Гонконг. Его постоянно закрывает то одно здание, то другое. Недостаток прямого солнечного облучения на протяжении дня может крайне негативно сказаться на самочувствии жителей. Чтобы не нарушать санитарно-гигиенические нормы, проектировщики и градостроители стараются располагать небоскрёбы в деловых, административных, торговых зонах. В нашей стране тоже предпринимаются попытки решить проблему недостаточной инсоляции высотных зданий, но, в основном, это происходит в рамках снижения самих показателей нормативной инсоляции. Вдобавок, в наше время высотные здания перестали быть сомасштабны человеку, и некоторые люди чувствуют себя муравьями, находясь в бетонном лесу.
Нельзя и упустить тот факт, что некоторая высотная архитектура не вписывается в общий облик города и вызывает дискомфорт его восприятия. Чтобы исправить данный недостаток, архитекторы стараются сделать внутреннее наполнение и внешний облик более гуманным, дружелюбным для человека: предусматривают в структуре здания межэтажные экологические рекреационные зоны, террасные плоскости с озеленением.
При строительстве жилых небоскребов мало учитывается то, что люди плохо начинают себя чувствовать, находясь длительное время высоко над землей. Наукой доказано, что человек имеет магнитную связь с землей, и чем выше мы находимся, тем более ухудшается эта связь и разные процессы в организме. Подавляющее воздействие сверхвысоких монументальных зданий на психику человека можно избежать, если сама городская среда будет готовить человека к встрече с «сверхчеловеческим» масштабом посредством постепенного повышения этажности застройки в сторону небоскрёба. Целесообразность таких зданий вызывает вопросы.
В случае плотной застройки на примере города Нью-Йорк, происходит парадокс – небоскребов итак много, поэтому у заказчиков нет резона заказывать оригинальные архитектурные решения, ведь проект итак дорогостоящий. И получается наращивание неинтересной архитектуры, которая нагоняет тоску на жителей города.
Однако и положительные качества небоскребам тоже присущи. Есть и путь амбициям, в этом случае здание должно стать шедевром архитектуры и отличаться от окружающей застройки, так здания всегда ярче выражены и вносят свои позитивные моменты. Такие постройки размещают на ключевом месте, чтобы подчеркнуть акцент застройки города.
Высотные здания привлекают туристов, такие как Бурдж-Халифа в Дубае, Sky100 в Гонконге или знаменитое здание Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке, c которых открывается изумительный вид на город, что делает небоскребы визитной карточкой города и дает финансовые вложения в дальнейшее развитие.
Высотная архитектура развивается в странах с высокой плотностью населения, что не может не сказаться на росте строительства жилых небоскребов.
Также с развитием технологий акцент делается в зданиях на экономическую выгоду как для владельца здания, так и для экологии. И дальнейшее развитие технологий позволит строить максимально экологические небоскребы, которые будут и полезными с технической точки зрения, а также украшать городскую застройку.
Подводя итоги, можно сказать, что небоскреб в городской структуре несет важную роль, однако он может быть как доминантой города, так и брать все внимание на себя выстраивая город высоток. Также бывают ситуации, когда небоскреб бывает лишним в структуре города и восприниматься как должное. К высотному проектированию станут подходить более тщательно, у проектировщиков будет расти понимание влияния небоскрёбов на городскую структуру, на людей. Возрастёт роль градостроителей, строительство высотных зданий будет производиться вдалеке от исторического центра, таким образом создавая свой собственный исторический слой застройки. При этом будет явно чувствоваться старание архитекторов отойти от стереотипной «башенной» структуры небоскрёба, здания будут принимать всё более замысловатую форму. Не смотря на его минусы, у высотной архитекторы есть большой потенциал в будущем, ведь с ее развитием развиваются и технологии.
Список литературы
- Джон Хилл. Как построен небоскреб., Пер. с англ. А. Коробейникова., науч. Ред. М. Бергер – Москва: Манн, Иванов и Фербер., 2020
- Терранова А., Небоскребы., Пер. с англ. В. Яковлева., науч. Ред. В. Цантегити – Москва: АСТ, 2004
- Терранова А., Спирито Д., Самые удивительные небоскребы мира., Пер. с англ. Т. Лисицина., науч. Ред. А. Тарранова – Москва: АСТ, 2008
- Витольд Р., Городской контур. Идеи и города. Пер. с англ. М. Коробочкин., - Москва: Стрелка, 2014.
- Charles C., History of Chicago. – Chicago: Published by the author., 1982
- Джон Хилл. Как построен небоскреб., Пер. с англ. А. Коробейникова., науч. Ред. М. Бергер – Москва: Манн, Иванов и Фербер., 2020
- Терранова А., Небоскребы., Пер. с англ. В. Яковлева., науч. Ред. В. Цантегити – Москва: АСТ, 2004
- Терранова А., Спирито Д., Самые удивительные небоскребы мира., Пер. с англ. Т. Лисицина., науч. Ред. А. Тарранова – Москва: АСТ, 2008
- Витольд Р., Городской контур. Идеи и города. Пер. с англ. М. Коробочкин., - Москва: Стрелка, 2014.
- Charles C., History of Chicago. – Chicago: Published by the author., 1982