Трансформация модели «бережливое производство» в «бережливый вуз»

Трансформация модели «бережливое производство» в «бережливый вуз»

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты изменения в системе образования, проанализированы особенности трансформации модели «Бережливое производство» в «Бережливый вуз».

Авторы публикации

Рубрика

IT-Технологии

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (23), июль ‘21

Поделиться

В современном мире регулярно происходят изменения в области требований к системе образования. Вузовская система постоянно находится в поиске и апробировании все новых механизмов, оказывающих положительное воздействие на модернизацию системы образования. 

На сегодняшний день в условиях пандемии все более учитываются критерии востребованности выпускников вуза – будущих специалистов, что в свою очередь диктует алгоритмы для совершенствования системы. Современные вузы в условиях глобализации должны быть конкурентоспособными настолько, что в рейтингах как самого уровня вуза, так и в лице получателей образовательных услуг вызывать доверие, в том числе и посредством признания на уровне профессионально- общественной аккредитации. Конкурентоспособность выпускников можно судить по тому, как трудоустраиваются выпускники. Однако в последние годы наблюдается тенденция трудоустройства «не по- профессии», что несет в себе большие потери ресурсов как при подготовке студента к будущей профессии, так и снижает влияние общественного мнения о необходимости образования [1, c.357].

Весьма перспективным становится идея «гибкого производства», в котором происходит эффективное управление ресурсами, динамично развивается рынки интеллектуальной собственности. Отмечая об особенностях регистрации авторских прав не стоит забывать как и об индивидуальных достижениях изобретателей, так и коллективных результатах. Динамичность же у субъектов управления станет пропорционально зависящим от интеллектуального потенциала каждого члена команды. «Бережливое производство», активно внедрившееся во все сферы, превосходно определяет свои позиции и в системе образования. Сущность бережливого производства заключается в эффективности, бюджетном планировании, результативности. 

Бережливое производство как концепция развития бизнеса, упомянув, что образование – услуга, существенно отражает перманентность управления, учитывая ценность каждого как сотрудника, так и студента для результативности приложенных усилий, для передачи опыта и накопления знаний. Если ранее в Японии данное направление казалось только бизнеса, то на сегодняшний день распространено по всему миру, в том числе трансформировалось как катализатор, реформирующий сферу профессионального образования. Развитие концепта «бережливый вуз» в своем горизонте как в теоретико-прикладном так и практическом аспекте учитывает и факторы, которые негативно отражаются на его будущем воплощении, в том числе, среди которых стоит выделить отсутствие четких стандартов к требованиям реализации образовательных программ профессионального образования, приоритетность оптимизации процесса преподавания, который в условиях дистанционного формата искажает реальность достигаемых показателей у студентов, среди коллектива, работников профессионального образовательного учреждения во взглядах зачастую встречается субъективное, практически консервативное представление об итогах влияния вышеизложенных факторов на достижения. Применение электронного документооборота с одной стороны снижает необходимость сохранения большого количества персонала, с другой – оптимизационная мера таит в себе негативные последствия, среди которых наблюдаются серьезные сбои в системе, дублирование информации как на электронных, так и на бумажных носителях, снижение расходов на транспортировку, увеличение нагрузки на ответственных сотрудников в разы. 

На этапах внедрения изменений необходимо рассмотрение социального эффекта от реализации в виде прогнозной оценки и мониторинга общественного мнения, что в геометрической прогрессии увеличит позитивное представление об изменении и поможет в направлении мотивации персонала. Динамика производимых реформ и подготовленность персонала зачастую требует более детального изучения проблем, факторов, способствующих совершенствованию системы и зависят от руководства образовательной организации [2, c.165].

Для эффективности реализации существует модель 4 этапов реформирования, в том числе с учетом стандартов бережливого производства, который ориентирован на: выявление проблем; «моделирование ситуации успеха»; внедрение чек-листов для регистрации изменений; регулярный мониторинг и корректировка стратегии развития [3,c.10].

Представленная выше модель весьма соответствует представлениям о реализации бережливого производства и может быть применена с учетом специфики и ожидаемых представлений о социальном эффекте от деятельности.

Список литературы

  1. Лутфуллин Ю.Р. Управление изменениями как фактор развития культуры управления // Актуальные вопросы формирования культуры предпринимательства : сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов экономического факультета СФ БашГУ / кол. авторов. - Москва: РУСАЙНС, 2018. - С.164-168.
  2. Лутфуллин, Ю.Р. Современные подходы к управлению изменениями // Ю.Р. Лутфуллин, Э.И, Шафеева. – Москва : XV Международная научная конференция «Сорокинские чтения» Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности сборник материалов Электронное издание комплексного распространения Москва – 2021, . – 375-377 с.
  3. Лутфуллин, Ю.Р. Формирование и оценка развития экономического мышления и экономической культуры / Ю.Р. Лутфуллин. – Текст: непосредственный // Инновационные подходы по формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде: сборник трудов Республиканской научно-практической конференции с международным участием. 13-14 декабря 2018 года. – Минск: БГЭУ, 2019. – С. 5-10

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary