ИСКУССТВО ЛУБКА

ИСКУССТВО ЛУБКА

Авторы публикации

Рубрика

Искусствоведение

Просмотры

175

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (154), Февраль ‘24

Дата публикации 04.02.2024

Поделиться

Данная статья рассматривает историю возникновения лубочного искусства.

Лубок (лубочная иллюстрация, лубочная картинка, потешный лист, простовик) – это старинный вид графики, принадлежащий народному изобразительному искусству, который содержит в себе изображение, отличающиеся простотой, лаконичностью и доступностью образов, а также пояснительную надпись, которая передаёт развёрнутое повествование [3].

Изготавливались лубочные иллюстрации в виде гравюр по дереву в технике ксилографии, на бумаге в технике литографии и по металлу (чаще всего на меди). Далее полученное изображение раскрашивалось от руки красками [1].

Название «Лубок» эти изображения получили по всей видимости из-за особенностей их изготовления. Из плоских и тонких полос луба – внутреннего слоя коры липы, изготавливали альтернативу вместо бумаги, на которой рисовали лубочные иллюстрации. Другой версией считается, что лубком иллюстрации назывались в силу большой любви простого люда к самому материалу – липе, так как очень часто его использовали для резьбы. Также, другое название лубка – это «простовик», из чего делают вывод, что лубочные изображения называются так в силу большого потребления обычным народом, данного вида искусства для простаков [2].

Лубочное искусство зародилось в Китае, где до VIII века такие картинки изображались красками вручную по дереву. В Индии такие рисунки или же цакли были частью буддийского культа, использующиеся в молитвенных ритуалах для инициации монахов. Китайские и индийские лубки отличались яркостью красок [3].

В Европе лубки появились лишь в XV веке. Выполнялись европейские лубочные изображения в технике ксилографии, однако позже также появились гравюры на меди и в технике литографии на бумаге. В Европе лубочные иллюстрации были прежде всего доходчивым для широких масс средством агитационного воздействия, сравнимые с плакатами. Так, они были очень популярны во время Крестьянской войны в Германии начала XVI века и в периоды народных восстаний при Французской революции конца XVIII века. Ещё одним ярким примером применения лубочных картинок была так называемая Библия для бедных. В 1462 году благодаря христианским проповедникам было выпущено первое такое издание на немецком языке. Существовало такое издание с целью наглядно донести до малограмотных граждан сюжеты священного писания. Надписи к этим изображениям были написаны не на латыни, а на языке страны, для которой она была напечатана [3].

В России собственные лубочные картинки появились в начале XVII века. Привязаны данные изображения были к религиозной тематике, однако иногда на ярмарках можно было приобрести так называемые «немецкие потешные листы». Такие изображения возымели большую популярность среди народа, однако государство и церковь наложила надзор и цензуру, выдавая ограниченные специальные разрешения. Тем не менее, такие запреты очень часто обходили, а позже и вовсе стали игнорировать. Лишь веком позднее российские лубочные картинки стали содержать в себе сцены из повседневной жизни. Люди из обеспеченных слоёв довольно быстро пресытились лубочными картинками, однако остальное население с огромным желанием раскупали данные листовки. Лубочные иллюстрации несли в себе самые разные сюжеты и смыслы – исторические и библейские, притчи и сказки, ироничные рисунки, посвящённые пьянству и другим порочным деяниям, иллюстрации к народным песням, пословицам и так далее [1].

Изготавливался лубок в несколько этапов. Сначала карандашом художник рисовал на липовой доске изображение, а далее острыми инструментами делал углубления, оставляя тонкие стенки по контуру рисунка в тех местах, которые должны были остаться белыми. После этого смазанная чёрной краской доска с резным изображением под прессом оставляла отпечаток контура картины на дешёвой серой бумаге. Такие изображения отвозились в специальные деревенские артели, где их раскрашивали женщины и дети. И хотя в конечном итоге, такие картинки могли выйти не совсем аккуратными, люди любили лубочные иллюстрации и ценили их прежде всего за юмор и возможность научиться чему-нибудь новому [2].

Хотя, знать и профессиональные художники считали лубок низкопробным искусством для обычных крестьян, в XIX веке с развитием новых технологий тиражи выпусков с лубочными картинками составляли сотни тысяч экземпляров и практически все крестьянские избы были увешаны лубочными картинками [2].

Список литературы

  1. Искусство лубка в дореволюционной России [электронный ресурс] // URL: https://www.culture.ru/materials/254483/iskusstvo-lubka-v-dorevolyucionnoi-rossii дата обращения 2.02.24)
  2. Лубок. Картинки для народа [электронный ресурс] // URL: https://artchive.ru/encyclopedia/4406~Lubok (дата обращения 2.02.24)
  3. Лубок: искусство древних комиксов [электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/a/Y3s0COHF1BXUdZuS (дата обращения 2.02.24)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее