СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (154), Февраль ‘24

Дата публикации 03.02.2024

Поделиться

В статье актуализируется проблема социальной роли современного учителя. Говорится о важности образования в становлении личности ребенка и о роли учителя в данном процессе. Определятся социальная направленность деятельности педагога. Перечисляются характеристики социальной роли в преломлении к профессиональной роли учителя. Делается вывод о том, что современный учитель выполняет множество ролей, помогая детям развиваться, обучаться и адаптироваться к обществу, а главной из них является социальная роль.

Начало школьного обучения знаменует собой смену образа жизни ребенка, что влечет за собой смену социальной ситуации развития личности. Переход к школьному обучению сопряжен с переходом от игровой к учебной деятельности. В этот момент ребенок начинает понимать, что последняя является общественно значимой, и оценивается окружающими людьми. Учебная деятельность имеет ярко выраженную общественную значимость и ставит ребенка в новую позицию по отношению взрослых и сверстников, меняет его самооценку, перестраивает взаимоотношения в семье[1].

В данной ситуации особое место, важная роль отводится педагогу. Именно учитель сопровождает обучающихся, помогает адаптироваться им к новому виду деятельности, оказывает помощь и поддержку. Таким образом, можно говорить о социальной роли и функции учителя.

Даная роль в педагогической психологии оценивается как важнейшая (об этом, например, говорит Л.Н. Иваник[2]). Эта важность влечет за собой формирование места учителя, складывание его особых функций в обществе, к нему выдвигаются особые требования, по отношению к нему формируются социальные ожидания. Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время репрезентирует, представляет собой общественного субъекта, носителя общественных знаний и ценностей.

Стоит отметить, что социальные функции (роли) педагога не являются характеристикой сугубо современного учителя. В разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наемного ремесленника до государственного служащего. Сейчас, социальная роль претерпевает изменения вместе с развитием самого общества. Педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Учитель является, а точнее, должен быть главным мотором самых радикальных в истории социальных преобразований, вождем мировой культурной революции[3].

В вопросе сущностного наполнения социальной роли современного учителя существует множество подходов.

Так, по мнению Т.М. Лаврентьевой, социальная роль учителя заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия[4].

А.А. Бисмаева утверждает, что социальная роль учителя связана с предъявлением ученикам важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы[5]. Учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивающий его поведение, создает условия для социализации поведения школьника в пространстве обязанностей и прав.

По оценке А.Е. Полковниковой социальная роль педагога заключается в обладании и трансляции ценностей и смыслов, поскольку именно ценностно-смысловые структуры являются стержнем любого образования.[6]

Таким образом, можно сформулировать авторский вывод о том, что социальная роль учителя заключается в обеспечении качественного образования и воспитания детей, развитии их потенциала, формировании основных навыков и знаний, поддержке их эмоционального и социального развития.

В целом, характеристики социальной роли в преломлении к профессиональной роли учителя могут быть представлены следующим образом[7]:

1. Достижимость и институциональность.

2. Одна из ведущих в жизни человека и может быть постоянной в течение долгого времени.

3. Зависимость (социальная роль имеет значение только в отношении другой контрроли — роли ученика).

4. Рамки, границы этой роли, заданы нормативно «извне», предписаны, но, вероятно, четко не определены (помимо профессиональной, в других сферах жизни от педагога также ожидается определенный стиль поведения).

5. «Исполнение» роли всегда индивидуально и субъективно окрашено.

6. Ролевое поведение учителя определяет соответствие между ролевым предписанием и ролевым исполнением в профессиональном пространстве.

7. Ролевая идентификация (максимальное слияние с ролью) и дистанцирование (средний и минимальный уровень слияния).

8. Согласно морфологическому подходу, в отношении роли учителя, можно говорить о наличии следующих элементов:

  • ролевой стратегии (способе пристройки к партнеру по общению); ролевой задаче (цели, которую необходимо достичь в проблемной ситуации);
  • ролевой программе (системе целенаправленных, упорядоченных действий);
  • ролевых действиях (средствах достижения цели);
  • ролевой компетентности (способности актуализировать необходимые профессиональные знания в рамках заданной ситуации);
  • ролевой свободе (возможное и недопустимое при исполнении роли);
  • ролевом настрое (психоэмоциональном состоянии, соответствующем ситуации взаимодействия).

9. Социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, оставляет некоторый «диапазон возможностей» для исполнителя, что можно назвать стилем ролевого поведения учителя.

10. Источник возникновения ролевого напряжения — неправильное понимание будущей социальной роли учителя и слабая подготовка к ее выполнению.

11. Комплексная, включает в себя «набор» составляющих позиций, которые могут быть актуализированы одновременно или последовательно.

Таким образом, социальная роль учителя может быть освоена, интернализована, понимание и качественное исполнение (ролевая компетентность) отражают профессионализм ее носителя.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что современный учитель выполняет множество ролей, помогая детям развиваться, обучаться и адаптироваться к обществу. Во главе данных ролей стоит социальная роль, так как учитель выступает ключевым фигурантом в формировании личности школьника, его подготовке к дальнейшему образованию и жизни.

 

[1]Социальноевзаимодействиевразличныхсферахжизнедеятельности:МатериалыVIIIМеждународнойнаучнопрактическойконференции,посвященной25-летиюкафедрывоспитанияисоциализацииРГПУим.А.И.Герцена/Отв.ред.Е.И.Бражник,С.В.Кривых,Н.Н.Суртаева. — СПб.:Изд-воРГПУим.А.И.Герцена,2018. — 533с. — с.397-398

[2]Иваник,Л.Н.Системаразвитияобщекультурнойкомпетентностибудущегопедагогавсовременныхусловияхфилиалауниверситета/Л.Н.Иваник//Царскосельскиечтения.—2013.—№XVII.—URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-razvitiya-obschekulturnoy-kompetentnosti-buduschego-pedagoga-v-sovremennyh-usloviyah-filiala-universiteta(датаобращения:07.11.2023).

[3]Лаврентьева,Т.М.Рольличностиучителяматематикивразвитиитворческогомышленияучащихся/Т.М.Лаврентьева//ПроблемыиперспективыразвитияобразованиявРоссии.—2011.—№12.—URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-uchitelya-matematiki-v-razvitii-tvorcheskogo-myshleniya-uchaschihsya(датаобращения:07.11.2023).

[4]Бисмаева, А.А. Каким должен быть учитель в современном обществе/ А.А Бисимбаева, Г.К. Дошумова// ВидеоУроки. — 2014. — URL: https://videouroki.net/razrabotki/statya-kakim-dolzhen-byt-uchitel-v-sovremennom-obshchestve.html(датаобращения:07.11.2023).

[5]Социальноевзаимодействиевразличныхсферахжизнедеятельности:МатериалыVIIIМеждународнойнаучнопрактическойконференции,посвященной25-летиюкафедрывоспитанияисоциализацииРГПУим.А.И.Герцена/Отв.ред.Е.И.Бражник,С.В.Кривых,Н.Н.Суртаева. — СПб.:Изд-воРГПУим.А.И.Герцена,2018. — 533с. — с.400

[6]Половникова,А.Е.Рольвысшегопрофессиональногообразованиявформированиипрофессиональногомировоззренияличности/А.Е.Половникова//ВестникГУУ.—2014.—№11.—URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-v-formirovanii-professionalnogo-mirovozzreniya-lichnosti(датаобращения:07.11.2023).

[7]Кустова,О.Л.Социально-ролевойанализдеятельностиучителя/О.Л.Кустова//ВестникЮУрГУ.Серия:Социально-гуманитарныенауки.—2006.—№17(72).—URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-rolevoy-analiz-deyatelnosti-uchitelya(датаобращения:07.11.2023).

Список литературы

  1. Бисмаева, А.А. Каким должен быть учитель в современном обществе / А.А Бисимбаева, Г.К. Дошумова // ВидеоУроки. — 2014. — URL: https://videouroki.net/razrabotki/statya-kakim-dolzhen-byt-uchitel-v-sovremennom-obshchestve.html (дата обращения: 07.11.2023)
  2. Иваник, Л. Н. Система развития общекультурной компетентности будущего педагога в современных условиях филиала университета / Л.Н. Иваник // Царскосельские чтения. — 2013. — №XVII. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-razvitiya-obschekulturnoy-kompetentnosti-buduschego-pedagoga-v-sovremennyh-usloviyah-filiala-universiteta (дата обращения: 07.11.2023)
  3. Кустова, О.Л. Социально-ролевой анализ деятельности учителя / О.Л. Кустова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2006. — №17 (72). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-rolevoy-analiz-deyatelnosti-uchitelya (дата обращения: 07.11.2023)
  4. Лаврентьева, Т. М. Роль личности учителя математики в развитии творческого мышления учащихся / Т.М. Лаврентьева // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2011. — №12. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-uchitelya-matematiki-v-razvitii-tvorcheskogo-myshleniya-uchaschihsya (дата обращения: 07.11.2023)
  5. Половникова, А.Е. Роль высшего профессионального образования в формировании профессионального мировоззрения личности / А.Е. Половникова // Вестник ГУУ. — 2014. — №11. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-v-formirovanii-professionalnogo-mirovozzreniya-lichnosti (дата обращения: 07.11.2023)
  6. Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VIII Международной научнопрактической конференции, посвященной 25-летию кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена / Отв. ред. Е.И. Бражник, С.В.Кривых, Н.Н. Суртаева. — СПб.: Изд -во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. — 533 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее