Общепризнанным является факт того, что занятия декоративно-прикладным творчеством благоприятно влияют на развитие ребенка. Кроме того, отмечается так же крайне положительное влияние ДПИ и на развитие детей с ОВЗ.
Во-первых, многие из видов ДПИ, такие как лепка, рисование, вышивка, бисероплетение и макраме, напрямую связаны с развитием мелкой моторики, что способствует формированию нейронных связей.
Детям с ОВЗ доступны не все виды ДПИ, но в данной статье рассматриваются некоторые из тех, что возможно осуществить в процессе обучения.
В психиатрии и когнитивистике применяются различные методы для анализа процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций:
- Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно;
- Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений;
- Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной;
- Узнавание знакомых портретов известных лиц;
- Восприятие на слух и оценка ритмических структур;
- Выявление нарушений памяти.
Все данные методы отлично коррелируют с приемами, используемыми в ДПИ.
Для детей с ограничениям по зрению отлично подойдут занятия лепкой. Занятия лепкой может оказывать комплексное воздействие на развитие ребенка, включая:
- Улучшение сенсорной чувствительности (способствование более тонкому пониманию формы, текстуры, веса, пластики);
- Развитие воображения, пространственного мышления, моторики и общей ручной ловкости;
- Согласование движений и координации обеих рук;
Для детей с ограничением в движениях и с проблемами с координацией движений рук, а также для детей с нарушение слуха и нарушениями аутистического спектра: пальчиковые рисование, аппликация, роспись.
Пальчиковое рисование - вид деятельности, который позволяет ребёнку понять характер и настроение красок, развить креативность, при этом не утомляя детей и побуждая интерес и стремление к творчеству.
Аппликации для детей – это особый способ получения изображения путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон.
Роспись влияет на концентрацию, повторение элементов успокаивает нервную систему.
Такие занятия помогают развивать мелкую моторику рук, а также способствуют развитию речи.
Предполагается, что занятия ДПИ могут благотворно влиять на все психические процессы.
Таким образом, занятия ДПИ не только развивают полезные навыки и компетенции, но и воспитывают эстетическое восприятие.
Список литературы
- Дети с ОВЗ: информация, помощь, рекомендации.[Электронный ресурс]. URL: https://mark-med.ru/stati/deti-s-ovz-informatsiya-pomosch-rekomendatsii/ (дата обращения 17.01.2023)
- Применение декоративно прикладного искусства в процессе обучения детей с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/- https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-v-protsesse-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения 12.01.2023)
- Психические процессы: виды и краткая характеристика. [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/mental-processes/ (дата обращения 11.01.2023)