Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется тяжелыми нарушениями коммуникации, социального взаимодействия и репетативным (повторяющимся) поведением.
В последние годы все больше специалистов обращают внимание на эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для коррекции поведения у обучающихся с РАС. Это позволяет создавать индивидуализированные подходы, улучшать взаимодействие с обучающимся и повышать их обучаемость.
Использование ИКТ для коррекции поведения:
1. Визуальные расписания и помощники. Использование специализированных приложений и программ для создания визуальных расписаний и помощников, которые помогают обучающимся с РАС организовывать свой день, следовать структуре и улучшать саморегуляцию.
2. Обучающие приложения. Разнообразные приложения и программы, способствующие развитию навыков общения, социальной адаптации и самостоятельности. Они обеспечивают интерактивное обучение, могут быть адаптированы под индивидуальные потребности обучающихся с РАС.
Так, например, в своей работе с обучающимся, находящимся на индивидуальном обучении, я использую приложение «LINKaпокажи». Программа LINKА. покажи предназначена людям, не имеющим возможность выразить себя с помощью речи, устной или письменной. Она может использоваться детьми и взрослыми как в обычной жизни, так и в процессе обучения. LINKa: покажи предполагает использование пиктограмм/картинок.[3]
Мой ученик зависим от просмотра телевизора, ноутбука, и это пришлось использовать в качестве поощрения за выполненные действия. Спектр его интересов мне удалось изучить далеко не сразу. Включение всего подряд вызывало всплеск негативных эмоций: крик, подпрыгивания, топот, аутоагрессия. Методом «тыка» я установила область, наиболее интересную для него — это оказалась реклама. Но, к сожалению, интересы и предпочтения менялись, выяснить, какая именно реклама интересует моего подопечного не представлялось возможным (речь полностью отсутствует, сам на интересующий ролик не указывает). Применение приложения «LINK a покажи» позволило улучшить невербальное общение, между нами, а также за короткое время снизить частоту проявления «нежелательного поведения». Я создала в дополнение к имеющимся папкам новую «Поощрение», куда загрузила фото любимой еды, мультфильмов и рекламы мальчика, озвучила их, и в специально созданной ситуации мы начали отработку навыка применения данного средства альтернативной коммуникации. Я получила желаемый результат, но, к сожалению, из-за того, что мальчик воспитывается в детском доме, этот результат не получается закрепить должным образом и перенести в другие ситуации.
3. Технологии поддержки коммуникации. Использование альтернативных и дополнительных средств коммуникации для улучшения взаимодействия и обмена информацией с окружающими.
4. Обучающие игры. Разработка увлекательных обучающих игр, которые могут помочь в развитии социальных навыков, саморегуляции и адаптации в различных ситуациях.[1, с.42]
Еще одним увлечением моего подопечного в последнее время стало «чтение» условных знаков, например, по пожарной безопасности. Для разнообразия видов деятельности на уроках я создала некоторые интерактивные игры в PowerPoint, в фотошопе, что очень увлекает мальчика, ведь разглядывание одного и того же стенда со временем снижает интерес.
Преимущества использования ИКТ:
- Индивидуализация подхода: технологии позволяют создавать индивидуализированные программы и материалы в зависимости от потребностей каждого обучающегося с РАС.
- Усиление мотивации: интерактивные приложения и игры могут стимулировать обучающихся и повышать их мотивацию к учению.
- Повышение доступности: использование ИКТ позволяет обеспечить более широкий доступ к образовательным ресурсам, адаптированным под особенности обучающихся с РАС.
- Улучшение интеракции: специализированные технологии могут способствовать улучшению взаимодействия и общения с окружающими.
Таким образом, я пришла к выводу, что использование информационно-коммуникационных технологий для коррекции поведения у обучающихся с РАС имеет большой потенциал в улучшении образовательного процесса, повышении качества взаимодействия и социальной адаптации. Однако, важно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося и проводить систематические оценки эффективности использования технологий в работе с РАС.
Список литературы
- Козорез А. И. Возможности медиа как средства развития и социализации детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 2. С. 42–47.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001г.
- Ястребов Л.И. «Создание мультимедийных презентаций в программе MSPowerPoint 2002. – журнал «Вопросы интернет- образования», №44.
- https://linka.su/soft