ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

130

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (153), Январь ‘24

Дата публикации 29.01.2024

Поделиться

Рассматриваются вопросы коррекции «нежелательного поведения» у детей с расстройствами аутистического спектра в процессе применения ИКТ. Анализируются преимущества ИКТ в коррекционной работе с детьми с аутистическими расстройствами. На основании сопоставления имеющихся сведений показано, что ИКТ могут рассматриваться как эффективные технологии работы с детьми данной группы.

Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется тяжелыми нарушениями коммуникации, социального взаимодействия и репетативным (повторяющимся) поведением.

В последние годы все больше специалистов обращают внимание на эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для коррекции поведения у обучающихся с РАС. Это позволяет создавать индивидуализированные подходы, улучшать взаимодействие с обучающимся и повышать их обучаемость.

Использование ИКТ для коррекции поведения:

1. Визуальные расписания и помощники. Использование специализированных приложений и программ для создания визуальных расписаний и помощников, которые помогают обучающимся с РАС организовывать свой день, следовать структуре и улучшать саморегуляцию.

2. Обучающие приложения.  Разнообразные приложения и программы, способствующие развитию навыков общения, социальной адаптации и самостоятельности. Они обеспечивают интерактивное обучение, могут быть адаптированы под индивидуальные потребности обучающихся с РАС.

Так, например, в своей работе с обучающимся, находящимся на индивидуальном обучении, я использую приложение «LINKaпокажи». Программа LINKА. покажи предназначена людям, не имеющим возможность выразить себя с помощью речи, устной или письменной. Она может использоваться детьми и взрослыми как в обычной жизни, так и в процессе обучения. LINKa: покажи предполагает использование пиктограмм/картинок.[3]

Мой ученик зависим от просмотра телевизора, ноутбука, и это пришлось использовать в качестве поощрения за выполненные действия. Спектр его интересов мне удалось изучить далеко не сразу. Включение всего подряд вызывало всплеск негативных эмоций: крик, подпрыгивания, топот, аутоагрессия.  Методом «тыка» я установила область, наиболее интересную для него — это оказалась реклама. Но, к сожалению, интересы и предпочтения менялись, выяснить, какая именно реклама интересует моего подопечного не представлялось возможным (речь полностью отсутствует, сам на интересующий ролик не указывает).    Применение приложения «LINK a покажи» позволило улучшить невербальное общение, между нами, а также за короткое время снизить частоту проявления «нежелательного поведения». Я создала в дополнение к имеющимся папкам новую «Поощрение», куда загрузила фото любимой еды, мультфильмов и рекламы мальчика, озвучила их, и в специально созданной ситуации мы начали отработку навыка применения данного средства альтернативной коммуникации. Я получила желаемый результат, но, к сожалению, из-за того, что мальчик воспитывается в детском доме, этот результат не получается закрепить должным образом и перенести в другие ситуации.

3. Технологии поддержки коммуникации.  Использование альтернативных и дополнительных средств коммуникации для улучшения взаимодействия и обмена информацией с окружающими.

4. Обучающие игры.  Разработка увлекательных обучающих игр, которые могут помочь в развитии социальных навыков, саморегуляции и адаптации в различных ситуациях.[1, с.42]

Еще одним увлечением моего подопечного в последнее время стало «чтение» условных знаков, например, по пожарной безопасности. Для разнообразия видов деятельности на уроках я создала некоторые интерактивные игры в PowerPoint, в фотошопе, что очень увлекает мальчика, ведь разглядывание одного и того же стенда со временем снижает интерес.

Преимущества использования ИКТ:

- Индивидуализация подхода: технологии позволяют создавать индивидуализированные программы и материалы в зависимости от потребностей каждого обучающегося с РАС.

- Усиление мотивации: интерактивные приложения и игры могут стимулировать обучающихся и повышать их мотивацию к учению.

- Повышение доступности: использование ИКТ позволяет обеспечить более широкий доступ к образовательным ресурсам, адаптированным под особенности обучающихся с РАС.

- Улучшение интеракции: специализированные технологии могут способствовать улучшению взаимодействия и общения с окружающими.

Таким образом, я пришла к выводу, что использование информационно-коммуникационных технологий для коррекции поведения у обучающихся с РАС имеет большой потенциал в улучшении образовательного процесса, повышении качества взаимодействия и социальной адаптации. Однако, важно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося и проводить систематические оценки эффективности использования технологий в работе с РАС.

Список литературы

  1. Козорез А. И. Возможности медиа как средства развития и социализации детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 2. С. 42–47.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001г.
  3. Ястребов Л.И. «Создание мультимедийных презентаций в программе MSPowerPoint 2002. – журнал «Вопросы интернет- образования», №44.
  4. https://linka.su/soft
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее