Конституционно правовой статус политических партий Российской Федерации и зарубежных стран: сравнительное исследование

Конституционно правовой статус политических партий Российской Федерации и зарубежных стран: сравнительное исследование

В статье подробно рассмотрен такой общественный институт как политические партии, а именно их конституционно-правовой статус. На основании полученных данных проведено научное исследование в области сравнения сложившейся системы в Российской Федерации и опыта зарубежных стран, таких как Соединенное Королевство Великобритания, Германия и Франция.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (153), Январь ‘24

Дата публикации 28.01.2024

Поделиться

Ещё с времен Древнего Рима люди признали необходимость участия народа во власти. Так, к примеру, древнегреческий философ и ученный Аристотель говорил «и демос [народ] желает быть своего рода монархом». С течением времени демократические основы власти перешли в формирование многих государств. На сегодняшний день, согласно статистическим данным, около 72 стран - являются демократическими, т.е. основаны на принципе власти народа.  Как отметил Владимир Владимирович Путин 24 сентября 2023 года в видеообращении посвященному 30-летниму образованию Центральной избирательной комиссии «Именно народ – источник власти в нашей стране. Он определяет её путь развития. И подчеркну, что в эффективной реализации важнейшего конституционного права граждан – избирать и быть избранным…» [10]. Следовательно формирование таких общественных объедений как политические партии обеспечивает две важнейшие задачи государства, такие как соблюдение прав и законных интересов (конституционное право граждан избирать и быть избранным, участие в делах государства)и развитие государства с общепризнанной, демократической позиции. Роль политических партий и общественных объединений состоит в том, что они выступают в качестве субъектов конституционно-правовых отношений, например, выдвигая кандидатов в депутаты, являясь инициаторами проведения референдума, собраний, митингов, шествий и демонстраций[9].

Несомненно, важно при рассмотрении вопроса о политических партий как обособленной единицы общества, способствующей влиять на власть, затронуть такой важный аспект как конституционно правовой статус. Общепринято, что под конституционно правовым статусом понимается совокупность прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией, иначе говоря, конституционных прав и обязанностей.

Прежде чем поднимать вопросы конституционно-правового статуса политических партий, необходимо разобраться с тем, что из себя представляют политические партии. Как известно, организационно правовая форма политической партии представляет собой общественное объединение. Обращаясь к российскому законодательству, а именно Федеральному закону от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»важно обозначить термин «политическая партия». Так на основании пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления[2]. Согласно статье 13 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность, признается равенство всех общественных организаций перед законом, а также устанавливаются запреты о создании организаций противоречащим основам законодательства, нормам морали и нравственности[1]. Именно поэтому Федеральный закон «Об общественных объединений» и Федеральный закон «О политических партиях» устанавливают определенные требования, права и обязанности, что, иными словами, означает конституционно-правовой статус политических партий.

Я бы определила, что политическая партия представляет собой активную группу лиц, объединенную общими целями, образованной в форме общественной организации, деятельность которой направлена на выражение и лоббирование определенных идей, в некотором смысле мнений граждан, непосредственно затрагивающих интересы народа во властных структурах.

Согласно приведенным выше источникам, политическая партия должна отвечать таким требованиям как:

  1. состав (не менее 500-сот человек);
  2. территориальное расположение (региональные отделения в половине субъектов Российской Федерации);
  3. расположение внутренних органов партии на территории Российской Федерации.

Требования о политических партиях напрямую связаны с конституционно правовым статусом.

Как почти все юридические лица в Российской Федерации, политическая партия действует на основании устава, положениям которого она должна следовать.

Ранее было отмечено, что, важную роль в конституционно-правовом статусе имеют права и обязанности. Возвращаясь к специальным нормам представленным в Федеральном законе «О политических партиях» можно выделить такие права политических партий как свободное распространение информации, конечно же свободное участие во всевозможные формах выражения мнениях и непосредственно участие в общественно-политической жизни (референдумы, выборы и тому подобное), права способствующие осуществлению деятельности (организация собраний, митингов; создание отделений, создание союзов и объединений; осуществление предпринимательской деятельности). Отражение данных прав политических партий можно проследить и в общих нормах - Конституции Российской Федерации, статья 30 (право на объединение), статья 31 (право на проведение собраний, митингов), статья 32 (право участвовать в управлении делами государства).

Безусловно, говоря о конституционно-правовом статусе нельзя не отметить обязанности политических партий, а именно:

- соблюдение Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов;

- извещение органов власти о проведении какого-либо мероприятия;

- знакомить представителей уполномоченных органов с документами, регламентирующими необходимость проведения такого мероприятия.

Образование политических партий и их ликвидация также определяют конституционно-правовой статус. Согласно законодательству, политическая партия может быть ликвидирована по решению её высшего органа или по решению суда (Верховного суда Российской Федерации) если:

- количество региональных отделений не соответствует требованиям;

- отсутствует должное количество членов партии;

- не выполняются установленные законом требования;

- партия не участвует в выборах;

- партия не предоставляет в уполномоченный орган обновленные сведения.

Не менее важно анализируя вопрос конституционно-правого статуса провести грань между российским законодательством и зарубежными странами, такими как Норвегия, Великобритания и Германия.

Политические партии Соединенного Королевства Великобритании играют также важную роль в жизни государства, поэтому считаю необходимым рассмотреть их конституционно правовой статус. Также как и в Российской Федерации в Королевстве Великобритания действуют специальные нормы, в том числе и в вопросах связанными с политическими партиями. Обращаясь к статуту о политических партиях, важно определить, что под политическими партиями понимается объединение граждан Великобритании с целью участия в политической жизни королевства. Следовательно, понятие политической партии во много схоже с понятием политической партией в Российской Федерации. Требование к численному составу партии в Королевстве Великобритания также определено – не менее двух человек, что в корни отличается от требований в Российской Федерации [4].

Вопросы образования и ликвидации также имеют прямое отношение к определению конституционно-правового статуса. На основании вышеупомянутого нормативно-правового акта, по общему правилу регистрирует политические партии министр юстиции Великобритании. Возможные причины ликвидации также определены в статуте о политических партий. К таким причинам ликвидации относятся отсутствие членов, если более 2/3 грубо нарушили законодательство, если партию составляют лица не имеющие гражданства Великобритании.  Как и в Российской Федерации партия может быть ликвидирована решением высшего органа объединения. Исходя из названных положений прослеживается схожесть норм регламентирующих конституционно-правовой статус политических партий.

Разбирая конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации, нельзя не отметить, что законодательство основано на романо-германской правовой системе, поэтому для проведения аналогий обратимся к германскому законодательству. Конституция ФРГ также как и Конституция Российской Федерации регламентирует право граждан на проведение мирных собраний (статья 8 Конституции ФРГ), право создавать союзы и общества (статья 9 Конституции ФРГ). В Германии также действует однопалатный орган народного представительства Бундесгаг, который согласно статье 38 Конституции ФРГ является «представителем всего народа» [5].

Как и в Российской Федерации в Германии действует Федеральный закон «О политических партиях». Понятие политической партии дается в статье 1 данного федерального закона и имеет ряд схожестей с понятием политической партии которое дается в Федеральном законе «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ. Более подробно, разбирая аспект конституционно правового статуса, хотелось бы остановиться на правах политических партий, а именно в статье 6 регламентируется, что политическая партия имеет право на участие в выборах и референдумах, право вступать в международные партийные союзы, учреждать партийные организации и распространять информацию о своей деятельности, право на судебную защиту (быть истцом и ответчиком в суде) [6].

Число членов политической партии в Германии также должно быть не менее двух. В этом аспекте видится прямая схожесть с законодательством Королевства Великобритании. Причинами ликвидации политической партии в Германии являются:

  1. один действующий член партии на протяжении двух недель;
  2. отсутствие членов партии.

Обращаясь к законодательству Франции, чтобы определить конституционно правовой статус политических партий обратимся к Конституции Французской Республики. Согласно положениям статьи 4 во Франции политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии[7].При этом затрагивая конституционно правовой статус интересным видится следующий аспект. Французская Республика в своих нормативно правовых актах не содержит четкой регламентации о порядке её регистрации. Тем не менее во Франции признается политический плюрализм, что подтверждается большим числом политических партий.

Исходя из вышеизложенной информации, следует, что конституционно правой статус определяют права, обязанности, структура, требования, состав. Анализируя не только российское законодательство, но и законодательство зарубежных стран можно прийти к выводу об идентичности определения вопроса конституционно-правового статуса. Большинство демократических стран определяют одни условия формирования политических партий, признают основные конституционные права, политический плюрализм и многопартийность. Данная взаимосвязь обусловлена принятием Генеральной Ассамблеей ООН международного пакта о гражданский и политических правах, регламентирующим основные права и свободы человека, которые своевременно откладывают отпечаток на всевозможные институты, включая такой институт как политические партии.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)[Электронный ресурс] URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(Дата обращения 27.01.2024)
  2. Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/(Дата обращения 27.01.2024)
  3. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция)[Электронный ресурс]URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/(Дата обращения 27.01.2024)
  4. Конституция Федеративной Республики Германия [Электронный ресурс] URL:https://www.bundestag.de/parlament/aufgaben/rechtsgrundlagen/grundgesetz(Дата обращения 27.01.2024)
  5. Конституция Федеративной Республики Германия [Электронный ресурс] URL:https://www.bundestag.de/parlament/aufgaben/rechtsgrundlagen/grundgesetz(Дата обращения 27.01.2024)
  6. Федеральный закон ФРГ «О политических партиях» [Электронный ресурс] URL:https://politsim.ru/threads/federalnyj-zakon-o-politicheskix-partijax-2.3088/(Дата обращения 27.01.2024)
  7. Конституция Французской Республики [Электронный ресурс]URL: https://lawersssu.narod.ru/subjects/constzs/france.htm#00.02.00.00.00.00.00.00.00(Дата обращения 27.01.2024)
  8. "Международный пакт о гражданских и политических правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)[Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/(Дата обращения 27.01.2024)
  9. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 526 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18338-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534806 (дата обращения: 27.01.2024)
  10. Видеообращение В.В. Путина [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/72331(Дата обращения 27.01.2024)

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary