Теория Б. Г. Ананьева остается малоизвестной в международной научной общественности. Его имя не упоминается в современных зарубежных энциклопедиях и реферативных журналах. Ограниченный объем его переведенных работ не получил должного внимания и оценки в зарубежной психологической среде из-за особенностей используемого им терминологического аппарата. Ключевые понятия и термины его теории не соответствуют стандартам современной зарубежной психологии, что затрудняет их понимание и принятие иностранными учеными без дополнительных усилий. Тем не менее, несмотря на это, методология и теория Б. Г. Ананьева могут быть эффективно применены для решения актуальных задач в области психологии развития, при условии адаптации его концепций к современной терминологии и категориям.Среди таких областей исследований можно выделить:
- Единство онтогенеза и жизненного пути в развитии человека (life-span human development);
- Анализ возрастных периодов в контексте жизни субъекта;
- Исследование возрастной динамики взрослости;
- Раскрытие личностной и субъектной детерминации психических процессов (Мироненко, 2016).
Вопросы взаимодействия между биологическими и социальными аспектами в развитии личности, которые были выдвинуты Б. Г. Ананьевым, привлекают внимание мирового психологического сообщества, особенно в контексте развивающейся области "life-span human development". Следует отметить, что интерес к этой теме активно возрос на Западе лишь в последние десятилетия, в отличие от работ Б. Г. Ананьева, что подтверждается публикациями в энциклопедиях и научной литературе [4, 6, 7, 8].
В трудах Б. Г. Ананьева и его последователей сформировался подход, который реализуется через обширные эксперименты и изучение закономерностей развития в различные периоды жизни, рассматриваемые в контексте общей жизненной траектории субъекта. Интересно отметить, что в американской психологической энциклопедии 1990-х годов идея объединения разнообразных возрастных этапов психофизиологического развития в рамках общего жизненного цикла рассматривается как последнее достижение теоретической мысли [5].
В упомянутой американской энциклопедии, выпущенной в США в 1994 году, взрослая возрастная динамика описывается как недостаточно исследованная и научно актуальная проблема. Ранее взрослость трактовалась как период стабилизации перед наступлением старения. В зарубежной психологии понятие развития в контексте взрослости применяется преимущественно для анализа адаптации и приспособления уже сформированных структур к условиям существования. В свою очередь, Б. Г. Ананьев рассматривал взрослость как период, полный сложных динамических изменений в психофизиологических структурах человека [3, 4].
В рамках концепции Б. Г. Ананьева индивидуальное развитие рассматривается как результат взаимодействия биологических и социальных факторов, которые порождают внутренние противоречия, выступающие как движущая сила этого процесса. Предполагается, что эти противоречия проявляются на уровне психических процессов, в структуре которых выделяются функциональные, операциональные и мотивационные компоненты, или механизмы [3].
Б. Г. Ананьев вместе с коллегами провели обширные эксперименты, акцентируя внимание на уникальных эффектах индивидуализации онтогенеза психофизиологических функций, особенно в области сенсорно-перцептивных функций. Работы, такие как "Теория ощущений" и "Сенсорно-перцептивная организация человека", представляют собой уникальные исследования, не имеющие аналогов в мировой науке, и они сохраняют свою актуальность. Тем не менее, несмотря на их уникальность, эти труды не получили должного признания за рубежом и остаются недостаточно изученными в современных исследованиях [1, 2].
Таким образом, для лучшего усвоения современными студентами методологии Б. Г. Ананьева необходимо провести герменевтическое переосмысление и интерпретацию. Понятийная система его трудов, значительно отличающаяся от того, что принято в зарубежных и отечественных изданиях, представляет вызов для молодых психологов. В связи с этим, первостепенной становится задача сохранения научного наследия и нового понимания его работ, что способствует интеграции методологии и теории отечественной психологической школы в глобальный контекст психологии.
Список литературы
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
- Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961.
- Мироненко И.А. Значение работ Б. Г. Ананьева для решения актуальных задач психологии развития // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №4-1.
- Corsini R. J. (ed.) Encyclopedia of Psychology. Vol. 1–4. 2d ed. – New York etc.: Wiley & sons, cop. 1994
- Marsella, A. Psychology and Globalization: Understanding a Complex Relationship //Journal of Social Issues 2012, 68 (3), pp. 454–472
- Merrens M. R, G. G. Brannigan (ed), The developmental psychologists: Research adventures across the life-span. New York, McGraw-Hill, 1996.
- Papalia D. E., Olds S. W. Human development. New York, McGraw-Hill, 1995.
- Santrock J. W. Life-span development. Dubuque (Iowa): Brown, 1997.