Согласно смыслу статьи 72 Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов [1]. Данная норма позволяет прийти к выводу о том, что каждый субъект Российской Федерации имеет право создавать специальные органы, обеспечивающие защиту прав и свобод человека и гражданина в пределах соответствующего региона. Рассматриваемое конституционное положение опосредовало появление и дальнейшее функционирование института Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации [8, 357].
На сегодня, во всех субъектах Российской Федерации учреждена должность регионального Уполномоченного по правам человека, что, по мнению некоторых авторов, является, несомненно, положительной тенденцией в развитии системы публичной власти современной России [7, 72]. Стоит отметить, что десять лет назад институт Уполномоченного по правам человека был реализован только в 66 регионах страны.
Весьма интересна позиция представителей науки конституционного права, согласно которой, функционирование региональных Уполномоченных по правам человека представляет собой целостную взаимосвязанную систему, опосредованную общими целями, задачами, формами и методами правозащитной деятельности [8, 362].
Однако, тезис о системности деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации нередко подвергается критике. Основная аргументация в данном случае опирается на то, что деятельность региональных уполномоченных регулируются разноплановыми актами субъектов Российской Федерации, которые, кроме того, устанавливают зачастую несопоставимую компетенцию Уполномоченных по правам человека соответствующих регионов [8, 365]. Это, в свою очередь, ведет к определенному диссонансу и не способствует эффективному и полноценному функционированию института Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Лишь с принятием в 2020 году на федеральном уровне единого нормативно-правового акта, регулирующего деятельность региональных Уполномоченных по правам человека, данная проблема была отчасти устранена. Принятие Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 48-ФЗ «Об Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» [3] способствовало определению единых принципов и стандартов деятельности региональных уполномоченных.
В ряде научных публикаций встречается мнение о том, что модель полномочий, предусмотренных в указанном законе в отношении Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации, представляет собой модель «слабого омбудсмена» [7, 73]. Такой вывод обусловлен тем, что региональный Уполномоченный по правам человека не имеет никаких властных полномочий и императивных методов воздействия на те органы публичной власти, которые в своей деятельности допустили нарушение прав и свобод человека. По мнению многих авторов, такая диспозитивность по отношению к органам единой системы публичной власти может поставить регионального уполномоченного в зависимое положение, лишает его автономности в осуществлении своих правозащитных функций [9, 24].
Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации по окончании года подводят итоги и статистику своей правозащитной деятельности путем формирования ежегодного доклада. Данные документы направляются всем заинтересованным органам публичной власти. Однако, к сожалению, на сегодняшний день законодательство не содержит никаких указаний на конкретное правовое значение данных ежегодных докладов. Данное обстоятельство, на наш взгляд, сводит к минимуму возможность их практического применения, приравнивая их просто к номинальному формату информационных и ознакомительных отчетных документов. Соответственно, адресаты данных докладов в лице соответствующих органов «не только не принимают рекомендуемых мер, но зачастую даже не знакомятся с содержанием доклада».
Исходя из вышеуказанного, представляется необходимым предусмотреть обязанность органов единой системы публичной власти (регионального и муниципального уровней) в установленные сроки рассматривать поступающие к ним копии доклада регионального Уполномоченного по правам человека за соответствующий отчетный период. Подобный срок, на наш взгляд, может равняться трем месяцам с даты поступлении копии доклада в соответствующий орган власти. Данный срок представляется оптимальным и достаточным для осуществления всех необходимых проверочных мероприятий, для получения ответов на запросы, а также для подготовки мотивированного ответа о предпринятых мерах и запланированных мероприятиях по решению вопросов о нарушениях прав и свобод граждан с учетом информации, включенной в доклад.
Таким образом, ежегодные доклады Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации могут приобрести статус действенного правового инструмента и механизма, с помощью которого станет возможным решение наиболее острых и проблемных вопросов, связанных с правовой защитой граждан. Соответственно, предлагается внести изменения в федеральное и региональное законодательство путем включения норм о повышении роли ежегодных докладов региональных уполномоченных и обязательном реагировании органов публичной власти на запросы и требования, поступающие из аппарата Уполномоченного по правам человека в определенном регионе.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ, от 04.10.2022 г. № 8-ФКЗ) // Российская газета. –1993. –25 дек.– № 237.
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 мая 2023 г. № 2-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. –1997.– № 9. – Ст. 1011.
- Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 48-ФЗ «Об Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 июля 2023 г. № 286-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ. –2020. –№ 12. – Ст. 1640.
- Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июля 2023 г. № 377-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ. –2021. –№ 52. – Ст. 8973.
- Закон Оренбургской области от 18 ноября 2010 г.№ 3997/924-IV-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» (с изм. и доп. от 26 октября 2022 г. № 511/206-VII-ОЗ) // Южный Урал. –2010. –26 ноября. – № 144-145.
- Каява, А.С. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в механизме защиты прав человека / А.С. Каява // Юридические науки: актуальные вопросы теории и практики. – Пенза: Наука и Просвещение, 2023. – С. 111-113.
- Орлов, А.В. Институт Уполномоченных по правам человека в РФ на современном этапе: проблемы и перспективы развития / А.В. Орлов // Сборник научных трудов победителей и призеров конкурсов на лучшую научную работу. – Новокузнецк: Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний, 2022. – С. 72-75.
- Трифонов, С.Г. Проблемы совершенствования деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ / С.Г. Трифонов // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве: сборник статей по результатам международной научно-практической конференции / под ред. Е.В. Евсиковой, И.В. Хмиль. – Симферополь, 2022. – С. 357-367.
- Шабанов, С.С. Институт Уполномоченного по правам человека: опыт и проблемы функционирования в регионах Северо-западного федерального округа / С.С. Шабанов // Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональный вектор: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Хабаровск: Дальневосточный институт (филиал) РАНХиГС, 2022. – С. 23-29.