СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА, КАК ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА, КАК ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

Авторы публикации

Рубрика

Маркетинг, реклама и PR

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (153), Январь ‘24

Дата публикации 22.01.2024

Поделиться

Социальные медиа оказывают особое влияние на формирование общественного мнения. В статье проводится анализ взаимодействия участников информационно-коммуникационного процесса, его методов и форм.  Исследуются факторы, воздействующие на становление позитивного имиджа и репутации. Даются определение таким понятиям, как «социальные медиа», «имидж», «общественное мнение».

На данном этапе развития государства, все больше становится заметно наращивание темпов информатизации. Роль социальных медиа, т.е. ресурсов сети Интернет, неизменно растет, сила их воздействия как на общество в целом, так и на отдельных получателей становится заметна даже без проведения специальных исследований. Однако, это и вызывает особый интерес к феномену формирования общественного мнения посредством Интернет-ресурсов.

В связи с быстрым темпом развития социальных медиа появился новый тип коммуникации, объединяющий в себе как массовый, так и межличностный типы, причем они могут дополнять, друг друга реализуясь одновременно. Теперь есть возможность более тщательно отслеживать реакции на сообщение, в следствии чего мгновенно реагировать и взаимодействовать с аудиторией. Именно на принципе взаимодействия пользователей между собой построена работа социальных медиа. Аудитория способна самостоятельно трансформировать информационные каналы, формируя общественное мнение и нормы.

В ходе анализа современной научной литературы были выведены несколько вариантов понятия «общественное мнение». Согласно Валерию Бузину, Феликсу Шаркову и Иржи Шубрту [2, с.58]: «Общественное мнение – это мнение, доминирующее или преобладающее в обществе, а общественность является решающим элементом общества или с ним полностью совпадающая…Мнение характеризуется субъективностью, неточностью и эмоциональностью. В нем проявляются спонтанные, переменчивые, аффективные и эмоциональные состояния человека, обусловленные его интересами и сложившимися традиционными воззрениями». Эдвард Бернейс [10,с.820] предлагает такое определение: «Общественное мнение представляет собой совокупность индивидуальных мнений – то единодушных, то вступающих в конфликт друг с другом – мужчин и женщин, из которых состоит некая группа в обществе или общество в целом. Что бы понять общественное мнение, нужно задуматься о каждом отдельном человеке, входящем в состав группы».

Исходя из вышеуказанных понятий, можно сделать вывод, что общественное мнение это совокупность индивидуальных мнений, сформированная через призму эмоций, интересов и мировоззрений каждого, отдельно взятого человека.

В последнее время общество становится все больше неуправляемым, многие информационные стратегии перестают действовать, общественное мнение становится стихийным и стало зависеть не столько от объективных условий, сколько от «горящих» новостей, публикаций и постов, оценка которых либо некомпетентна, либо отсутствует вовсе, чаще всего выступают в роли слухов и молвы. Согласно ТамоцуШибутани, японо-американского социолога, работавшего над традицией символического интеракционизма (рассматривается социальное поведение, как интерактивный продукт), «…в основе слухов лежит событие, обладающее двумя качествами: важностью и неопределенностью. Если событие не важно, и не обладает неопределенностью, то слухов по его поводу не будет». [9, с.242]. Однако, именно поэтому слухи один из важнейших способ формирования общественного настроения.

Еще одним ключевым фактором формирование общественного мнения является давление на отдельного человека из вне, т.к. безостановочное развитие СМИ дает безграничные возможности влияния на умы общественности, манипулирование массовым сознанием. Более того, каждый отдельно взятый индивидуум формирует свое собственное «Я» в соответствии с остальными, уравнивая и уравновешивая его.

Возможности средств массовой информации в манипулировании огромны. Их задача не просто констатировать факт и осветить событие, с их техническими возможностями, СМИ являются неким катализатором общественного мнения, они способны вызвать у людей чувства патриотизма, собственного достоинства, стремления к свободе и правде, взращивать личности, но, к сожалению, и порабощать, дезориентировать, запугивать и вызывать страх. В связи с этим социальные медиа, как информационно-коммуникационный институт формирования имиджа – это инструмент, обладающий широким потенциалом, вплоть до формирования не только общественного мнения, но общенациональной идеи.

«Коммуникативная среда социальных сетей…очень удобна для различных манипуляций, потому что основными характеристиками общения в этой среде является поверхностность, нестабильность, постоянная сменяемость (обновляемость) состояний и предпочтений. В таком коммуникативном пространстве активно формируются и транслируются суррогаты ценностей («дружба», «любовь», и т.д.) и знаний. Как следствие возникают суррогаты социально-политических представлений, во многом основанные на смысловых конструктах, почерпнутых из продуктов массовой культуры.[7]

На современном этапе развития социальных медиа наблюдается рост числа бесконтрольных медиа, что позволяет получателям информации самостоятельно организовывать и строить коммуникацию, скорость распространения информации растет, в связи с чем создается благотворительная среда для формирования и трансформации определенной среды.

Изучим подробнее определение «социальные медиа». К сожалению, это понятие все еще недостаточно изучено и научно не осмысленно до конца. Исследователи ведут спорные дискуссии о коммуникативном взаимодействии внутри медиа, об изменениях в структуре сообщений, авторства и пр.

В широком смысле слова «социальные медиа» — этовсе онлайн-ресурсы в совокупности, предназначенные для того, чтобы в них создавались добровольные сообщества. Весь мировой Интернет-маркетинг использует социальные медиа в коммерческих целях, именно благодаря их многомерности, разнообразию (к социальным медиа относят форумы, блоги, хостинги, социальные сети, онлайн-игры, сайты-ритейлеры, бизнес-сети, микробоги, сайты обмена фотографиями, и др.) и возможности интерактивного взаимодействия с получателями информации. Так же, очевидным плюсом социальных медиа является возможность разделения страниц/публикаций/историй/сайтов на «массовые» и «личные», «профессиональный» и «любительский». А значит автор способен контролировать и устанавливать связи между пользователями по своему усмотрению, в последующем получив сообщение-реакцию на свой контент, то есть процесс коммуникации продолжается и после размещение информации, в рамках одной и той же коммуникативной ситуации.

Социальные медиа – это платформа, позволяющая пользователям общаться друг с другом, как правило они открыты для регистрации, однако существуют и узконаправленные сообщества.При помощи социальных медиа у людей есть технологическая возможность создавать контент, взаимодействовать с аудиторией посредством редактирования, распространения и потребления информации.Основной формой коммуникации в социальных медиа являются текстовые сообщения., словесные публикации, комментарии, аудиовизуальные материалы, фотографии и пр.

Согласно статистике, представленной автором В. Черным, и Brand Analytics от 2022 года выросло число активных авторов социальных медиа на территории Российской Федерации и составило 62,2 млн человек, это более 1,5 млрд постов, репостов, комментариев и сообщений.

Несмотря на запрещение после начала СВО зарубежных соцсетей Instagram** и Facebook**, а также самоцензуру TikTok, число авторов соцмедиа в России в октябре 2022 года снизилось по сравнению с октябрем 2021 года незначительно — на 6%. При этом объём создаваемого авторами за месяц контента значительно вырос: рост составил 36% по отношению к октябрю 2021 года. Наибольший вклад в рост месячного объёма контента соцмедиа внёс Telegram. [11]

Сейчас отечественные средства массовой информации стараются выйти на новый формат работы, чтобы организовать доступную коммуникацию с аудиторией, на площадках который позволят делиться контентом напрямую. Это позволит еще эффективнее вовлекать широкие массы пользователей, а значит эти каналы станут настоящим инструментом предоставления интересов.    

Благодаря своим особенностям социальные медиа играют важнейшую роль в процессе конструирования и реализации имиджа, так как с их помощью можно добиться создания определенного образа, расставив акценты на положительных сторонах объекта.

Согласно Воронцовой М.В.: «Имидж, в буквальном переводе…означает образ. Однако понятие «имидж» не является точным синонимом понятия «образ». [4, с.7]

Там же автор приводит пример работы Панасюк А.Ю., в которой указано, что «Имидж объекта – это мнение об объекта, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа, сформированного (целенаправленно или непроизвольно) в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного – на основе восприятия уже оцененным кем-то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей, с целью возникновения…притяжения людей к данному объекту». [5, с 9]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что имидж объекта – это все-таки не образ, это мнение, то самое мнение, которое формируется на основании эмоций и личных представлений, в результате обработанной человеков информации. Согласно Федорову И. и Еркович С. «Имидж-социально-психологическое явление, отражающее влияние на него не только сознательного, но и бессознательного компонентов психики различных групп, мотивации их поведения, а также формирование образов, которые затребованы сегодня народными массами». [6, с 43]

«Алгоритм формирования имиджа — сформулированный порядок выполнения действий по формированию имиджа организации или лидера. Типовой алгоритм включает следующий порядок процедур:

      1) выявление сложившихся у общественности (аудитории) представлений об объекте, чей имидж предстоит формировать;

          2) определение ожидаемого имиджа определенных предпочтений и ожиданий аудитории, черт и характеристик, которыми, по мнению аудитории, должен обладать претендент;

          3) конструирование идеального имиджа в ответ на предпочтения и ожидания аудитории;

          4) разработка стратегии формирования (корректирования) имиджа, плана действий;

        5) включение процесса формирования имиджа, т. е. последовательный перевод в реальность характеристик сконструированного имиджа путем реализации стратегического и оперативного плана формирования имиджа;

     6) контроль процесса формирования имиджа (реализации стратегического и тактического планов), замер промежуточных состояний объекта формирования имиджа и сравнение их с идеальной моделью имиджа;

    7) корректировка (при необходимости) как самой идеальной модели (приведение ее к оптимальной модели), так и стратегии и тактики ее реализации;

          8) мониторинг сформированного имиджа, деятельность по его сохранению или модернизации (при необходимости)».

Можно сделать вывод, что одна из важнейших функций социальных медиа – имиджевая. В процессе ее реализации осуществляются коммуникационные и информационные задачи, для решения проблем организации имиджа.   

Социальные медиа занимаются не только информированием своей аудитории и созданием контента на имеющийся инфоповод, но и занимаются формированием и сопровождением имиджа объекта (личности, организации, события и пр.), посредством информационно-коммуникационных технологий, т.е. они являются основным инструментом создания. А формирование имиджа — это система действий, направленных на создание отличительных позитивных характеристик субъекта, достижение наиболее органичного присутствия субъекта в некотором контексте, создание ощущения присутствия субъекта в максимально большом количестве сегментов окружающего их контекста. То есть имидж в предложенной трактовке представляет собой систему «тотальной» коммуникации.

Имидж, и как следствие репутация формируется под влиянием определенных факторов, которые со временем могут изменить общественное мнение. К таким факторам относятся:

  • Результаты поисковых систем;
  • Освещение новостей;
  • Сообщения в социальных сетях;
  • Обзоры;
  • Публичные комментарии.

Репутационная работа имеет важное значение, в независимости от того, в каком положении сейчас находится объект. Для аудитории социальных медиа восприятие имиджа включает в себя компетентность, надежность, и стабильность.

«Активная часть социальных медиа широко экспериментирует как с формой, так и с содержанием информационных материалов. Разными авторами практикуется эклектическое смешение стилей, новостей и развлечений (энтертеймент), жанров интервью, репортажа, корреспонденции, новостного и аналитического материалов. Мы можем наблюдать устойчивый тренд увеличения пользовательского контента за счёт новых форматов коммуникации – мессенджеров и так называемого «стори-формата», что стало возможным благодаря увеличению мобильности пользователей и распространению мобильных устройств. В то же время с совершенствованием автоматизированных систем сбора и анализа информации и трекинговых алгоритмов современные социальные медиа способны формировать индивидуальное информационное пространство пользователя без его прямого участия в данном процессе». [1, с.157]

Сейчас социальные медиа все больше используются, как инструмент для формирования имиджа, как публичным персонам, так и общественным организациям. Подобный процесс требует профессионального подхода и квалификации, как и любая деятельность. Правильно использованные методы продвижения найдут положительное отражение на репутации и имидже объекта, даст возможность добиться моментальной и эффективной связи с целевой аудиторией, привлечь максимальное количество последователей, повысить заинтересованность.

**Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ

Список литературы

  1. Электронный ресурс:[https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2022/?Ysclid=lg4wp50fyw288463341] (Дата обращения: 05.04.2023)
  2. А.Г. Асташкин, М.Г. Бреслер, Социальные медиа в структуре современной сетевой коммуникации А.Г. Асташкин, МГ. Бреслер, ученые записки казанского университета. Серия гуманитарные науки, 2018, кн. 4 С. 814–822
  3. Бузин В.Н., Шубрт И, Шарков Ф.И. Издательство: Дашков и К, 2023.
  4. Мария Филь, Социальные сети. Новые технологии управления миром. Издательство: Синергия. 2022. – 277 с.
  5. Панасюк, Александр Юрьевич. Вам нужен имиджмейкер? : Или о том, как создавать свой имидж / А. Ю. Панасюк. - Москва : Акад. Нар. Хоз-ва при Правительстве РФ : Дело, 1998. - 238 с.
  6. Технологии формирования имиджа, PR, и рекламы в социальной работе: учебник и практикум для вузов/М.В. Воронцова и др.; под редакцией М.В.Воронцовой. – Москва: Издательство Юрайт. -250 с.
  7. Шибутани Т. Социальая психология, Пер. С анг. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1999, С. 544.
  8. Эдвард Л. Бернейс. Кристаллизация общественного мнения Эдвард Л. Бернейс. Издательство: Вильямс,2015, С.
  9. Федоров И, Еркович. Разумно использовать мировой опыт//Высшее образование в Росии.2003. №4, с. 43
  10. Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 324 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary