ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Искусствоведение

Просмотры

106

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (152), Январь ‘24

Дата публикации 22.01.2024

Поделиться

В статье кратко описаны характерные особенности этаповкнижной иллюстрации, начиная с папирусов Древнего Египта и до современных графических романов.

Книжная графика – иллюстрация (от лат. Illustrare - прояснять) – это рисунки, образно поясняющие литературный текст и одновременно украшающие книгу, обогащая её декоративный строй.

Цель книжной иллюстрации состоит в том, чтобы читатель погрузился в атмосферу произведения, лучше воспринял прочитанное, а для детей иллюстрации становятся практически единственным способом самостоятельного понимания информации изложенной в тексте книги.

К задачам книжной иллюстрации относятся:

  • раскрытие при помощи образов содержания художественного произведения;
  • создание эстетически привлекательного книжного изделия (т.е. создание красивой и аккуратной обложки, титульного листа);
  • привлечение внимания читателя к важным событиям в тексте произведения.

Этапы развития книжной иллюстрации:

В Древнем Египте иллюстрациями обрамляли гимны и заклинания, написанные на папирусах.Иллю­стра­ции, кото­ры­ми бога­то укра­ша­лись «Кни­ги мерт­вых», слу­жи­ли добав­ле­ни­ем к тек­сту — рису­нок вос­про­из­во­дил соот­вет­ст­ву­ю­щее опи­са­ние. Место, кото­рое эти рисун­ки зани­ма­ли, не все­гда соот­вет­ст­во­ва­ло тек­сту, кото­рый ими иллю­стри­ро­вал­ся.

В период с XIV по XV век в Европе изобрели книгопечатание. Процесс печати осуществлялся путём прижимания бумаги к доске, на которую уже была нанесена иллюстрация путём гравировки.Ранние иллюстрации вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличаются лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца XV— начала XVI вв.). В XVI в. в искусстве иллюстрирования растет стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов. В 16—17 вв. возникают также и первые русские, украинские и белорусские ксилографические иллюстрации.
С конца XVI века в иллюстрации преобладает техника гравирования на меди; иллюстрация превращается в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделяется фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки, XVII в. — период бурного расцвета научной иллюстрации.

В XVIII веке книжная иллюстрация принимает несколько иные формы, и наибольшей популярностью начинает пользоваться виньетка — композиционно завершенное графическое изображение небольшого размера, носящее орнаментальный, предметный или сюжетно-тематический характер.

Виньетка – это небольшая гравюра, которая печатается в верхней части страницы над текстом для выделения начала раздела книги. Слово «виньетка», появившееся во французском языке не ранее 1280 г., вначале ассоциировалось с растительной орнаментикой и не было связано с книгой. Понятие «виньетка» использовалось во множественном числе и еще в эпоху рококо означало декор мебели или посуды в виде ветвей и виноградных листьев. Как вид декора виньетка перешла в печатную книгу в XVI—XVII вв. из рукописных книг и инкунабул. В XVIII–XIX вв. понятие «виньетка» использовали для обозначения сюжетной иллюстрации. Под виньеткой подразумевали любую гравюру в книге, иллюстрацию. Гонкуры называли XVIII столетие «веком виньетки». Художники, иллюстрирующие книгу, именовались «виньетистами», иначе говоря, графиками.

В XIX веке иллюстрация становится неразрывно связана с текстом и представляет собой вполне реалистичную картинку.

Ощутимый вклад в создание и развитие книжной иллюстрации начала 20 века внесли художники объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский и другие. Благодаря этим выдающимся художникам книжная иллюстрация стала не просто неотъемлемой составляющей литературного произведения, но и выделилась как самостоятельный вид изобразительного искусства.

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были В. Конашевич, И. Билибин, В. Фаворский, Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Е. Рачев, Т. Маврина, Б. Дехтерев и другие. Юрий Алексеевич Васнецов был одним из самых талантливых русских иллюстраторов.

На сегодняшний день книжные иллюстрации крайне разнообразны как в плане изображаемых объектов, так и в плане использования техник и материалов. Современная иллюстрация отличается оригинальностью, однако всегда является единым целым с текстом и несёт определённую смысловую нагрузку.

Для современной иллюстрации характерно следующее:

  1. Скетчинг. Рисунки многих современных художников выглядят легко и непринуждённо.
  2. Эстетикаимеет большую ценность нежели идеи. Некоторые современные художники отказываются от реалистической трактовки изображения и уделяют внимание отдельным элементам: линиям, штрихам, характеру пятна.
  3. Обилие фактур и эффектов. Художники используют различные приёмы рисования карандашом, такие как тушёвки, растирки, штрихи, сочетания мягкого штриха с жёстким.
  4. Усиленное внимание к авторскому стилю. Художники стараются привнести в свои работы нечто принципиально особенное.
  5. Фрагментарность композиции. Современные художники всё чаще используют композиционные приёмы из фотоискусства, такие как крупные планы, фрагментарность, монументальность, наличие свободного пятна.
  6. Сюжет тоже имеет значение, особенно в коммерческом искусстве. В приоритете у рисовальщиков натюрморт, пейзаж (особенно городской и индустриальный), портрет.

Таким образом, иллюстрация — это не просто рисунок, а изображение несущее смысловую нагрузку. Иллюстрация должна подчёркивать текст книги и глубже погружать читателя в повествование

Список литературы

  1. Важная и ответственная работа: современные иллюстраторы детских книг. [Электронный ресурс]. URL:https://www.livelib.ru/news/post/127342-vazhnaya-i-otvetstvennaya-rabota-sovremennye-illyustratory-detskih-knig(дата обращения: 06.01.2024).
  2. История развития книжной иллюстрации. [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/3963151/page:4/ (дата обращения: 06.01.2024).
  3. Книжная иллюстрация. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/dizayn/knizhnaya_illyustraciya/(дата обращения: 06.0.2024).
  4. Методика выполнения иллюстрации литературных произведений на уроках изобразительного искусства. [Электронный ресурс]. URL: https://portalstudenta.ru/files/orders/13415/file/noskov.pdf(дата обращения: 05.01.2024).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее