Безопасность дорожного движения является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современного общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) гибнет около 1,35 миллиона человек, а еще 20-50 миллионов получают травмы различной степени тяжести. [1] В России ситуация не лучше: за 9 месяцев 2023 году на дорогах страны произошло 84 910ДТП, в которых погибли 8 832 и ранены 110 350 человек, то есть увеличение к прошлому году на 4,7%, 1,9%, 3,9% соответственно, об этомсообщаетсявотчете Научного центра БДДМВД России.[2] Такие показатели свидетельствуют о низком уровне безопасности дорожного движения в России, который отрицательно влияет на жизнь и здоровье граждан, социально-экономическое развитие страны и национальную безопасность.
Одним из основных органов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения в России, является Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации. ГИБДД была создана в 1936 году как Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции СССР с целью борьбы с неправильным использованием и хищническим отношением к автомобильному транспорту во всех ведомствах и организациях СССР. [3]
В настоящее время ГИБДД является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, по обеспечению и осуществлению функций по выработке предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Однако, несмотря на длительный опыт работы и широкий спектр функций, ГИБДД не может считаться эффективным органом по обеспечению безопасности дорожного движения в России и требует кардинальных изменений. ГИБДД сталкивается с рядом серьезных проблем, таких как недостаточность нормативно-правовой базы, несоответствие организационной структуры и численности современным требованиям, низкое качество подготовки и переподготовки персонала, недофинансирование и неэффективное использование бюджетных средств, низкий уровень доверия и сотрудничества с обществом, а также высокая степень коррупции и преступности среди сотрудников ГИБДД.
Деятельность ГИБДД регулируется административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 2 марта 2009 года No 185. [4] Данный документ определяет сроки и последовательность действий должностных лиц ГИБДД при осуществлении контрольно-надзорных функций.
Кроме того, деятельность ГИБДД основывается и на других нормативно-правовых актах Российской Федерации, МВД России, ГУОБДД МВД России, а также на международных договорах и соглашениях в области безопасности дорожного движения.
Так, задачи и цели ГИБДД закреплены в Положении о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказ МВД России от 16.06.2011 N 678. [5]
Главной целью ГИБДД является обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также защита прав и законных интересов участников дорожного движения. Для достижения этой цели ГИБДД выполняет следующие задачи:
- Разработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в области безопасности дорожного движения;
- Организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения;
- Осуществление мероприятий по профилактике и расследованию дорожно-транспортных происшествий;
- Осуществление мероприятий по обучению, аттестации и лицензированию участников дорожного движения;
- Осуществление мероприятий по учету, регистрации, техническому обслуживанию и экспертизе транспортных средств;
- Осуществление мероприятий по сопровождению и обеспечению безопасности перевозок опасных грузов, специальных и важных государственных объектов;
- Осуществление мероприятий по информационному, техническому и материальному обеспечению деятельности ГИБДД и др.
Мы считаем, что большая часть задач, которые выполняет ГИБДД, утратила свою актуальность и эффективность в современных условиях. Мы также считаем, что многие из этих задач могут быть переданы другим органам или организациям, которые будут лучше справляться с ними.
Чтобы это подтвердить, перейдем к оценке эффективности и целесообразности некоторых из задач, которые выполняет ГИБДД, а также предложим альтернативные варианты решения проблем и перспективы развития данного органа.
В рамках исполнения своих функций по обеспечении безопасности дорожного движения, сотрудники ГИБДД применяют административные наказания к лицам, нарушившим правила безопасности дорожного движения.
Однако, с развитием информационных технологий данная мера все больше уходит в небытие, поскольку наказанием за несоблюдение ПДД сейчас все больше занимаются камеры, установленные на дорогах, которые имеют ряд преимуществ перед сотрудниками ГИБДД, такие как:
- Не берут взятки, не зависят от человеческого фактора, а работают в соответствии с законом и техническими характеристиками, в связи с этим риск ошибки минимален;
- Фиксируют все нарушения, а не выборочно, а также документируют их с помощью фото- и видеозаписи, которые служат доказательствами в суде;
- Работают круглосуточно, в любых погодных условиях, на любых участках дорог, а не только на определенных местах и в определенное время;
- Собирают большой объем статистических данных, которые могут быть использованы для анализа и улучшения состояния дорожного движения.
Также глава ГИБДД Михаил Черников подтверждает, что практически 80% всех нарушений фиксируются в автоматическом режиме. [6]
При этом у сотрудников ДПС ГИБДД существует и несостыковкапо времени: как показывает практика, ДТП происходят чаще всего с 7 до 9 утра и с 5 до 7 вечера, а пересменка у нарядов ДПС ГИБДД происходит с 8 до 9 утра, тем самым в утренние часы пик могут отсутствовать наряды ДПС ГИБДД МВД России, это знают некоторые водители и пользуются этим, нарушая безнаказанно ПДД.[7]
Мы так же считаем, что ГИБДД не заинтересованы бороться с некоторыми правонарушениями, например с нелегальной парковкой, которая создает опасность для пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта и других участников дорожного движения. Так эту задачу целесообразно будет возложить на местные органы власти, которые имеют больше полномочий и ресурсов для решения этой проблемы. Местные органы власти могут:
- Разрабатывать и реализовывать программы по благоустройству территорий, созданию и обслуживанию парковочных мест, установке и эксплуатации паркоматов и т.д.;
- Организовывать и осуществлять контроль и надзор за соблюдением ПДД, привлекая к этому собственные городские службы;
- Штрафовать нарушителей, направляя деньги со штрафов на развитие и поддержку инфраструктуры парковки, а также на другие социальные нужды.
В 2013 году по такому принципу поступила Москва, создав Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ) и передав ей полномочия самостоятельно штрафовать нарушителей по некоторым составам правонарушений. Уже в первый месяц своей работы, сотрудники выписали 40 тысяч штрафов за неправильную парковку, то есть МАДИ стала втрое эффективнее ГИБДД. [8] Так же в 2021 году поступил и Санкт Петербург.А летом 2023 года Госдума приняла поправки к КоАП, которые позволяют и администрации Московской областисамостоятельно штрафовать нарушителей — без участия инспекторов ГИБДД. Аналогичные полномочия впоследствии могут получить Севастополь и Татарстан — такой запрос со стороны регионов уже есть, его оформят в виде отдельного законопроекта. [9]
Также с 2017 году принят в первом чтении и поддержан Правительством РФ законопроект о передаче полномочий Москве по администрированию штрафов еще по 38 составам правонарушений в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП, однако закон до сих пор не принят из-за давления ГИБДД и некоторых депутатов. [10]
Необходимо так же отметить и ошибки в целеполагании у ГИБДД. Мы считаем, что при обеспечении безопасности дорожного движения ГИБДД “лечат не причину, а симптомы”. Подтверждением этого послужит пример из Южно-Сахалинска, где по требованию ГИБДД"С цельюпредотвращения дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов" за последние 12-20 лет были ликвидированы 15 пешеходных переходов, при том, что большая часть из них были обязательны, по требованиям СП 396 и ГОСТ 52766-2007. [11]Выходит, чтобы повысить статистику, ГИБДД решил просто убрать “проблемные” пешеходные переходы, вместо обеспечивания их безопасности. Директор Центра развития городской среды Василий Вишневский считает, что такая практика только лишь приводит к увеличению числа ДТП с участием пешеходов. [11] Мы считаем, что повысить безопасность дорожного движения можнопутем изменения подхода к целеполаганию и оценке результатов деятельности ГИБДД, таких как:
- Совмещение количественных и качественных показателей, отсчитываемых не от абсолютных, а от относительных величин, таких как доля нарушений, доля ДТП, доля пострадавших и т.д.;
- Совмещение реактивных и проактивных мер, направленным на предупреждениеДТП и уменьшение его последствий, таких как мониторинг, анализ конкретных ДТП с целью поиска причин их возникновения и т.д.;
- Переход от формальных к субстанциональным целям, учитывающим не только юридические, но и социальные, экономические, экологические и другие аспекты безопасности дорожного движения, таких как удовлетворенность, комфорт, доступность, эффективность и т.д.;
- Переход от индивидуальных к коллективным целям, учитывающим не только интересы и ответственность ГИБДД, но и других участников и заинтересованных сторон, таких как государство, общество, бизнес, наука и т.д.;
На основании вышеизложенного мы делаем вывод, что ГИБДД неэффективен и требует трансформации в патрульную службу в составе МВД и сокращением штатаили полного упразднения с передачей его функций по обеспечению безопасности дорожного движения полиции, местным органам власти, образовательным учреждениям, СМИ, общественным организациям, которые могут использовать более современные и эффективные методы воздействия на сознание и поведение участников дорожного движения.
Список литературы
- Ежедневно на дорогах по всему миру гибнут 3,5 тысячи человек // Новости ООН. – 2021. – 7 окт. (Дата обращения: 18.12.2023)
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2023 года: информационно-аналитический обзор / ФКУ «НЦ БДД МВД России». – М., 2023. – 40 с.
- Войтенков Е.А. Историко-правовой обзор становления и функционирования Госавтоинспекции в СССР (1936-1991) [Электронный ресурс] // Вестник ЗабГУ. – 2013. – № 10. (Дата обращения: 18.12.2023)
- Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185. – М., 2009. – 54 с.
- Положение о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 678. – М., 2011. – 14 с.
- Нулевая смертность в ДТП – очень амбициозный сценарий [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. – 2017. – 15 мая. – С. 1. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3612488 (Дата обращения: 18.12.2023)
- Беженцев А.А., Пикина Е.А. Административная деятельность ГИБДД МВД России в сфере управления обеспечением безопасности дорожного движения: внутриорганизационное направление // Вестник БелЮИ МВД России. – 2021. – № 4. (Дата обращения: 15.12.2023)
- Новый закон о безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Motor.ru. – 2013. – 3 дек. URL: https://motor.ru/news/newsecure-03-12-2013.htm (Дата обращения: 18.12.2023)
- Подмосковным властям передают жезл // Коммерсантъ. №134 от 26.07.2023, стр. 5. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6124132 (дата обращения: 24.12.2023)
- Москва и регионы сами выпишут штрафы вместо ГИБДД // Коммерсантъ. От06.12.2017. URL:https://www.kommersant.ru/doc/6124132 (дата обращения: 24.12.2023)
- Вишневский показал статистику ликвидированных в Южно-Сахалинске пешеходных переходов [Электронный ресурс] // Сахалин.онлайн. 2023. 27 апр. URL: https://sakh.online/news/18/2023-04-27/vishnevskiy-pokazal-statistiku-likvidirovannyh-v-yuzhno-sahalinske-peshehodnyh-perehodov-366331 (дата обращения: 24.12.2023)