Административно-правовой статус иностранного агента в Российской Федерации: особенности и характеристики

Административно-правовой статус иностранного агента в Российской Федерации: особенности и характеристики

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (151), Январь ‘24

Дата публикации 12.01.2024

Поделиться

В данной статье будут рассмотрены основные особенности административно-правого статуса иностранного агента в Российской Федерации. Авторы указывают на обязанности иноагента и последствия получения этого статуса. Также предлагают ознакомиться с зарубежным опытом.

Административно-правовой статус иноагентов в РФ - это совокупность прав, обязанностей и ответственности, которые возникают у лиц и организаций, признанных иноагентами в соответствии с законодательством РФ. Иноагентами могут быть некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения, иностранные СМИ, а также физические лица, которые получают иностранное финансирование или находятся под иностранным влиянием и занимаются политической деятельностью в России.

В России понятие «иноагент» впервые появилось в 2012 г.в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В 2014 г. Конституционный Суд РФ отметил, что «признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации…». Федеральный законот 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» окончательно закрепил понятие иностранного агента, под которым понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов.[6]

Новый Федеральный закон расширил круг лиц и организаций, которые могут быть признаны иноагентами. Согласно этому закону, иноагентами могут быть:

- российские или иностранные юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы;

- общественные объединения, действующие без образования юридического лица;

- иные объединения лиц;

- иностранные структуры без образования юридического лица;

- физические лица, независимо от их гражданства или при отсутствии такового.[1]

Исключением из правила являются:

- органы публичной власти РФ;

- лица, подконтрольные РФ, субъектам России и муниципальным образованиям;

- публично-правовые, государственные компании и госкорпорации, а также лица, подконтрольные им;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- религиозные организации, зарегистрированные по закону.

Процедура признания иноагентом в РФ зависит от того, является ли лицо физическим или юридическим. Физическое лицо может быть признано иноагентом, если оно получает из-за рубежа деньги, имущественную или организационно-методическую помощь и занимается политической деятельностью или сбором сведений, которые могут быть использованы против безопасности РФ. Такое лицо должно подать заявку о включении в реестр иноагентов и регулярно давать отчет о своей деятельности и расходах. В противном случае оно может быть привлечено к уголовной ответственности.

Юридическое лицо может быть признано иноагентом, если оно получает финансирование, регулирование или контроль от иностранного принципала и занимается политической деятельностью в России. В этом случае надзорный орган направляет предупреждение о необходимости включения в реестр иноагентов. Юридическое лицо имеет право обжаловать это предупреждение в суде. Если юридическое лицо не подчиняется предупреждению или судебному решению, оно также может быть привлечено к уголовной ответственности.[3]

Признание иноагентом может иметь серьезные последствия для организаций и физических лиц, которые получают этот статус. Вот некоторые из них:

•   Иноагенты подвергаются ужесточенному надзору со стороны государственных органов и могут быть проверены в любое время.

•  Иноагенты ограничиваются в возможности получать финансовую или иную поддержку от иностранных источников.

•    Иноагенты не могут участвовать в государственных закупках, конкурсах и грантах.

•    Иноагенты не могут работать в органах публичной власти, занимать должности государственной и муниципальной службы, быть членами избирательных комиссий на выборах и референдумах.

•    Иноагенты могут быть лишены допуска к сведениям государственной тайны.

•  Иноагенты могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности за нарушение законодательства об иноагентах.

Признание иноагентом может существенно затруднить деятельность физических и юридических лиц, которые занимаются политической или общественной деятельностью в России.

Основанием для признания иноагентом может быть получение иностранного финансирования или находиться под иностранным влиянием и заниматься политической деятельностью в России. Политическая деятельность определяется как деятельность, направленная на влияние на принятие решений органами публичной власти, общественное мнение или изменение государственной политики.[5]

Физическое или юридическое лицо может обжаловать решение Минюста, если оно считает, что было признано иноагентом ошибочно. Для этого  необходимо подать жалобу на действия Министерства юстиции Российской Федерации (Минюста) в Арбитражный суд города Москвы в течение трех месяцев с момента включения в реестр иноагентов.  В таком случае будет проверена правомерность действий регионального управления Минюста, в том числе соблюдение процедуры и наличие оснований для признания лица иностранным агентом.

По данным на 11 декабря 2023 года, не было ни одного случая отмены судом решения Минюста о признании лица иноагентом. Если обжаловать решение не получилось, либо нет ресурсов и смысла, то лицо может попытаться исключиться из реестра иноагентов. Для этого нужно прекратить получать иностранное финансирование и (или) участвовать в политической деятельности, затем подать заявление в Минюст о прекращении деятельности, в связи с которой физическое или юридическое лицо было признано иноагентом, и предоставить доказательства этого. Минюст должен рассмотреть ваше заявление в течение 30 дней и принять решение об исключении из реестра иноагентов.

Административно-правовой статус иноагентов предполагает, что они обязаны:

- регулярно давать отчет о своей деятельности и финансировании;

- указывать свой статус при публикации материалов и сообщать о своих планах и действиях Минюсту РФ;

- соблюдать ограничения и запреты, связанные с участием в государственных закупках, конкурсах и грантах, работе в органах публичной власти, занимании должностей государственной и муниципальной службы, участием в избирательных процессах и доступе к сведениям государственной тайны.

Административно-правовой статус иноагентов также предусматривает, что они могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности за нарушение законодательства об иноагентах. Такие нарушения могут включать:

- несвоевременное или неполное предоставление сведений о себе или своей деятельности;

- неправильное или недостаточное указание статуса иноагента при публикации материалов;

- уклонение от проверок со стороны надзорных органов;

- продолжение деятельности, в связи с которой был признан иноагентом, после исключения из реестра;

- участие в деятельности, запрещенной для иноагентов.

Также иноагенты обязаны вносить сведения о себе в специальный реестр иноагентов.

Реестр иноагентов в РФ – это официальный список физических лиц и организаций, которые признаны государством получающими поддержку из-за рубежа или находящимися под иностранным влиянием и занимающимися политической деятельностью в России. Реестр ведет Министерство юстиции РФ и публикует его на своем сайте. В реестре содержатся персональные данные физических лиц и юридические данные организаций, а также информация о дате включения и исключения из реестра.

Законы об иноагентах существуют в нескольких странах мира, в том числе в России, США, Израиле, Венгрии и Австралии. Они направлены на обеспечение прозрачности деятельности лиц и организаций, финансируемых из-за рубежа или находящихся под иностранным влиянием, и которые занимаются политической или общественной деятельностью в этих странах. При этом законодательные меры не ограничивают прав лиц, признанных иностранными агентами, хотя и могут налагать на них дополнительные обязанности.

В разных странах законы об иноагентах имеют разную степень жесткости и широты применения. Например, в США, Венгрии и Австралии иностранные агенты обязаны регистрироваться, предоставлять регулярную отчетность и маркировать свои материалы. В Израиле регистрация иноагентов носит добровольный характер, а в России иноагенты могут быть признаны как юридические, так и физические лица.[3]

Одной из причин принятия закона об иноагентах в РФ было желание российских властей защитить суверенитет страны от влияния иностранных государств и организаций, которые, по их мнению, могут подрывать национальную безопасность, демократию и стабильность. Также в качестве аргумента за закон выступало существование аналогичного закона в США, который требует от лиц, работающих на иностранные правительства или организации, регистрироваться в качестве иностранных агентов.

Законы об иноагентах в США и в России имеют разную историю, цели, критерии и последствия. Вот некоторые из основных отличий:

- В США закон об иноагентах был принят в 1938 году для борьбы с нацистскими агентами влияния, а в России - в 2012 году для контроля над некоммерческими организациями, участвующими в политических протестах.

- В США иноагентами могут быть лица и организации, которые лоббируют интересы иностранных государств или получают от них финансирование, а в России - любые лица и организации, которые получают иностранное финансирование или находятся под иностранным влиянием и занимаются политической деятельностью.

- В США иноагенты обязаны регистрироваться самостоятельно, а в России - могут быть признаны таковыми властями без их согласия.

- В США иноагенты могут быть наказаны за уклонение от регистрации или отчетности тюремным сроком до пяти лет, а в России - за нарушение закона об иноагентах штрафом, административным арестом или уголовным преследованием.

Закон об иноагентах в США имеет свои особенности, которые не всегда совпадают с российской ситуацией. Однако, некоторые элементы американского закона могут быть полезны для российского законодательства, например,более гибкий режим регистрации и отчетности. В США иностранные агенты должны регистрироваться в Министерстве юстиции и предоставлять информацию о своей деятельности и финансировании каждые шесть месяцев. Однако, они могут быть освобождены от регистрации, если они представляют законные интересы иностранного клиента, не связанного с иностранным правительством или политической партией, или если они занимаются исключительно коммерческой, религиозной, научной или художественной деятельностью. В России иностранные агенты должны регистрироваться в Минюсте и предоставлять отчеты каждый квартал, а также маркировать все свои материалы специальным обозначением. Освобождение от регистрации возможно только по решению Минюста.

Надо отметить, что закон об иноагентах 2012 трактовал политическую деятельность достаточно широко. В США же иностранным агентом считается лицо, которое действует по поручению иностранного правительства или политической партии, а также занимается лоббизмом, пропагандой или политическим консалтингом. Политическая деятельность определяется как деятельность, направленная на влияние на американскую политику или общественное мнение. Эти определения более узкие и конкретные, чем были в российском законе, где политическая деятельность могла охватывать любую форму общественного участия. В 2022 году российские парламентарии максимально конкретизировали данное понятие и постарались устранить все пробелы в законодательстве.[1]

Широкое обсуждение данной темы приводит к вопросу: «Зачем государству необходимо кого-то идентифицировать как иноагентов?». Возможно, государству нужно признавать кого-то иноагентами, чтобы контролировать и ограничивать деятельность тех лиц и организаций, которые получают поддержку из-за рубежа или находятся под иностранным влиянием, и которые занимаются политической или общественной деятельностью в России. Таким образом, государство может защищать свои интересы, безопасность, суверенитет и территориальную целостность, а также права и свободы своих граждан.

Однако, такая практика может нарушать права и свободы тех лиц и организаций, которые попадают под определение иноагентов, и препятствовать развитию гражданского общества, международному сотрудничеству, культурному и научному обмену. Кроме того, законодательство об иноагентах может быть использовано для политического давления, дискриминации, цензуры и преследования нежелательных для власти лиц и организаций.[7]

Можно сделать вывод,что российские законодателипереняли опыт в работе с иноагентами, их маркировке, ограничениях. Однако закон был адаптирован под российские условия и причины принятия.

Получение статуса иностранного агента несёт за собой определенный обязанности и последствия. Тема иностранных агентов в России в настоящее время актуальна,как никогда, поскольку в условиях глобализации и международных угроз государство и его население должны знать политические мотивы, экономические интересы каких стран «озвучивают» иностранные агенты.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" от 20.07.2012 N 121-ФЗ (последняя редакция)
  2. Федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ (ред. От 24.07.2023) «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»
  3. Кондрашев А. Иностранные агенты в России: как заимствованный американский правовой институт приобрёл иной смысл в российском законодательстве и правоприменительной практике // Сравнительное конституционное обозрение. 2021. № 4 (143). С. 97–121.
  4. Мифтахов Р.Л., Белоусов А.И. Особенности административно-правого статуса иностранных агентов в Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2023. №2.
  5. Огнева Валентина Васильевна, Киселев Сергей Александрович Проблемные аспекты государственного регулирования деятельности политического института иностранных агентов в современной России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2023. №1. URL: (дата обращения: 18.12.2023).
  6. Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и когда обычный человек может подпасть под статью? [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения:11.12.2023)
  7. [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения:11.12.2023)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее