ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Авторы публикации

Рубрика

Лингвистика

Просмотры

141

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (150), Январь ‘24

Дата публикации 09.01.2024

Поделиться

Этимологический анализ является важнейшим приемом, который необходимо регулярно использовать на уроках русского языка как иностранного. Метод позволяет повысить функциональную грамотность обучающихся, а также помочь грамотно и уместно употреблять изученную лексику в речи.

XXI век – время скоростных изменений, в связи с чем человек каждый день осмысливает большое количество информации. Это только одна из причин, по которой изучающему русский язык как иностранный (далее РКИ) сложно запомнить новую лексику. Более того, А.С. Пушкин, К.Г. Паустовский, В.Г. Белинский и др. отмечали, что русский язык звучен, богат, эмоционален, выразителен и разнообразен. Оценить, насколько сложно осваивать РКИ, можно, если проанализировать высказывание известного армянского шахматиста А.С. Наданян: «Богатый русский язык: писатель пишет, ученик списывает, директор подписывает, писарь переписывает, врач прописывает, следователь записывает, инспектор выписывает, пристав описывает». И это только изменение приставки в одном слове…

Помочь изучающим РКИ в освоении лексики нового языка могут приемы этимологического анализа слов. Об этом еще в XVIII веке писал немецкий филолог И.К. Аделунг, в работах которого находят отражение грамматические и лексические особенности 500 языков мира. Таким образом, «этимологический анализ слов позволяет выстраивать смысловые связи, семантические гнезда. Сопоставительный анализ происхождения слов иностранного языка и их эквивалентов врусском языке позволяет формировать языковые картины мира в изучаемых языках» [Шестакова 2019: 132].

Использование этимологического анализа на уроках РКИ наиболее эффективно при изучении следующих тематических групп: “мой город”, “о себе”, “формулы вежливости”, “лингвистические термины”, “номинации числительных от 11 до 19”, “знакомство”, “название дней недели”. В каждой группе номинаций есть свои особенности этимологического анализа слова. Рассмотрим их более подробно с привлечением академических этимологических словарей, авторами которых являются М. Фасмер, А.Г. Преображенский; Н.М. Шанский, В.В. Иванова, Т.В. Шанская.

Одним из базовых слов русского языка является номинация приветствия “здравствуйте”. Эта лексема вызывает трудности у иностранных учащихся с точки зрения правильного орфографического написания –часто происходит пропуск непроизносимой согласной “в”. Для усвоения правописания слова преподавателю уместно предложить учащимся краткий комментарий об исторической структуре лексемы и ее происхождении. В связи с этим учащиеся узнают, что слово “здравствуйте” имеет непроизносимый согласный “в”, так как образовано от номинации “здравый”. Параллельно с процессом изучения слова “здравствуйте” и “здравый” возможно изучение ряда близких по лексическому значению слов: “поздравить”, “здоровый”, “здороваться” и др.

Этимологический анализ как прием также уместно использовать при изучении слова “понедельник”, которое трактуется как “день после праздника (воскресенья)”. Первоначально лексема “неделя” имело значение “выходной”. Обращение к этимологии позволяет расширить кругозор учащихся, способствует глубокому погружению в культуру изучаемого языка, способствует увеличению словарного запаса учащихся, что является очень важным для изучающего РКИ, так как уровень владения любым языком напрямую зависит от сформированности системных связей слов, а также количества и качества усвоенных лексических единиц.

Важно отметить, что использование этимологического анализа на уроках РКИ позволяет не только улучшить грамотность обучающихся и изучить большее количество слов, но способствует расширению имеющейся у учащегося картины мира. Это решает еще одну проблему обучения РКИ - подбор слова, соответствуюего какому-либо контексту. Дело в том, что в русском языке, по данным словаря З.Е. Александровой, [Александрова 2010] насчитывается порядка 11 000 синонимических рядов, а соответственно самих синонимов в разы больше. Поэтому изучающему РКИ часто сложно подобрать слово, которое уместно употребить в той или иной речевой ситуации.

Таким образом, использование этимологического анализа как приема на уроках РКИ является важной составляющей успешного освоения учащимися новой лексики, знакомства с историей и культурой изучаемого языка, а также получение взаимосвязи языка и речи.

Список литературы

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. - М.: Дрофа: Рус. яз. - Медиа, 2010. - 564 с.
  2. Корчагина Е.В. Сведения об этимологии лексических единиц на занятиях РКИ // Слово. Словесность. Словник. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов, посвященной Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. – Рязань, 2022. – С. 260-262.
  3. Шестакова О.В. Этимологический фоносемантический анализ как способ освоения иностранной лексики // Вестник пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2019. - №4. – С. 132-140.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее