Смех и юмор являются непосредственными элементами физической культуры, оказывающие положительное влияние на физическую активность и психологическое благополучие человека [1]. Современные исследования показывают, что смех способен стимулировать физическую активность, повышать настроение, улучшать качество жизни и снижать психологический стресс [2]. Следовательно, учет этих аспектов позволяет получить глубокое понимание эффекта юмора на физическую культуру, а также улучшить качество физической и психологической составляющих жизни людей.
Целью работы является проведение анализа влияния физической активности на психологическое состояние человека.
Задачи, поставленные в ходе исследования:
1. Изучить влияние смеха и юмора на мотивацию к физической активности.
2. Исследовать влияние смеха и юмора на психологическое благополучие.
3. Выяснить, как использование смеха и юмора в физкультуре может повысить уровень физической активности.
Методы исследования: теоретические, практические, статистический анализ данных.
Здоровье представляет собой важный компонент жизнедеятельности человека, включая в себя не только свободу от болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие [1].
Понятие "здоровье" включает в себя состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Здоровье состоит из пяти основных составляющих, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга (рисунок 1).
Согласно представленному рисунку 1, можно заметить, что основные компоненты здоровья — это физическое, психическое, социальное, профессиональное и духовное здоровье.
Физическое здоровье, в свою очередь, подразумевает собой состояние физического тела и его непосредственного функционирования, включающее в себя хорошую физическую форму, сильную иммунную систему, адекватный вес, здоровое сердечно-сосудистое функционирование и нормальные показатели кровяного давления.
Следующая составляющая – эмоциональное здоровье, которое предполагает состояние психического благополучия, эмоциональной стабильности и психологического функционирования. Включает в себя позитивное самочувствие, уверенность в себе, способность справляться со стрессом и проблемами, а также наличие поддерживающих отношений и умение выражать и управлять своими эмоциями [3].
Рис. 1. Составляющие здоровья личности
Социальное здоровье – это стояние благополучия и гармонии в социальных отношениях и взаимодействии с окружающими, включающее в себя наличие поддержки со стороны семьи, друзей и сообщества, умение устанавливать и поддерживать здоровые отношения, участие в социальных активностях и ощущение принадлежности к социальной группе.
Под профессиональным же здоровьем предполагают состояние активного интеллектуального развития, умственной гибкости и когнитивной способности. Включает в себя постоянное обучение и саморазвитие, умение принимать рациональные решения, критическое мышление и способность к самообразованию [3,4].
И последняя составляющая, духовная, включает в себя наличие личных ценностей, установленных жизненных целей, эмоциональной удовлетворенности и духовной практики.
Все эти составляющие крепко взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние друг на друга. При условии, что одна из них находится в дисбалансе, то подобное негативно сказывается на общем состоянии здоровья человека. Поэтому важно стремиться к достижению и поддержанию гармонии во всех представленных аспектах для сохранения общей работоспособности и благополучия личности.
В свою очередь, работоспособность человека определяется несколькими факторами: внутренними и внешними. Они представлены на рисунке 2.
Однако при занятии физическими упражнениями важно не только следить за состоянием тела, но и не терять мотивацию. И в этом контексте смех и юмор играют особую роль.
Рис.2. Факторы работоспособности человека
Смех и юмор являются двумя основополагающими и значимыми компонентами благоприятного воздействия на психику личности. Гормон, отвечающий за общее настроение человека и его благополучие, называется бета-эндорфином, он, в свою очередь, оказывает определенный эффект на эмоциональную составляющую. Исследования показали, что обладает мощным эйфорическим эффектом и помогает преодолеть депрессию, достичь эмоционального равновесия. Стоит отметить, что его уровень значительно повышается после беговой активности. Через 10 минут после проведения физической нагрузки, содержание бета-эндорфина в крови увеличивается на 42%, а через 20 минут оно достигает показателя сверх нормы - 110%. Более продолжительные тренировки, нацеленные на развитие выносливости, имеют больший эффект на уровень бета-эндорфина, чем кратковременные упражнения [5].
Смех и юмор могут служить источником мотивации для занятий спортом и физическими упражнениями [6]. Когда тренировки становятся тяжелыми и утомительными, смех и юмор могут помочь снять напряжение и усталость. Они создают положительную атмосферу, поднимают настроение и позволяют людям более эффективно выполнять упражнения. Это особенно важно для тех, кто только начинает заниматься спортом, так как смех и юмор помогают преодолеть первоначальные трудности и сомнения.
Кроме того, смех и юмор имеют огромное значение для психологического благополучия. Исследования показывают, что смех способен снижать уровень стресса, улучшать настроение и повышать общую жизненную удовлетворенность. При занятиях спортом и физическими упражнениями смех и юмор могут стать средством для преодоления тревоги и нервозности, которые могут возникнуть перед соревнованиями или значимыми тренировками. Они также помогают улучшить взаимоотношения между участниками и тренерами, способствуют созданию дружественной и поддерживающей обстановки [7].
Вдобавок к представленной выше информации, смех и юмор способствуют укреплению тела и улучшению его функций. Смех вызывает сокращение мышц, стимулирует дыхание и улучшает кровообращение. При этом, физические упражнения, сопровождаемые смехом, могут быть более эффективными и интересными, что стимулирует участников заниматься спортом более регулярно [8].
Основные положительные аспекты эффекта таких компонент, как юмор и смех, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Положительные аспекты влияния юмора и смеха на физическую активность человека
Способы повышения мотивации |
Суть |
Повышение настроения |
Смех выпускает эндорфины - гормоны радости и удовольствия. Это помогает улучшить настроение и создает позитивную эмоциональную атмосферу во время тренировки. Юмористические элементы, такие как шутки, мемы или забавные ситуации, могут помочь разрядить напряжение, расслабиться и повысить мотивацию для дальнейших упражнений. |
Создание позитивного отношения к тренировкам |
Смех и юмор могут помочь изменить отношение к самой идее тренировки. Они могут сделать упражнения более интересными и увлекательными, что позволяет рассматривать физическую активность как нечто приятное и забавное, а не как обязательство или тяжелую работу. Это способствует длительной мотивации и постепенному развитию здорового образа жизни. |
Усиление социальной связи |
Смех и юмор способствуют созданию позитивной атмосферы и сплочению в группе или команде, что может быть особенно полезным во время групповых тренировок. Когда все люди смеются вместе, создается чувство взаимной поддержки и положительной энергии, что также может служить источником вдохновения и мотивации. |
Такие феномены, как юмор и смех, свойственные каждой личности и появляющиеся при любых обстоятельствах коммуникации, способны оказывать благоприятное влияние на возможности человека. Исследователи отмечали положительные стороны воздействия феноменов на состояние личности, например значительное улучшение физического самочувствия со стороны эндокринной системы, рост творческого потенциала личности, а также повышение адаптивных возможностей при занятии физической активности [10].
Исследование, проведенное психологами из Центров управления полетами, на основе контент-анализа непосредственной коммуникации с космонавтами, выявило интересные результаты. Стоит понимать, что в процессе проведения долгосрочных миссий космонавтам приходится сталкиваться с различными стрессовыми ситуациями, такими как ограниченное пространство, длительное отсутствие семьи и близких, а также ответственность за жизнь и безопасность экипажа и миссии в целом. В таких условиях необходимо поддерживать психологическое благополучие экипажа.
Согласно полученным данным исследования, соотношение тем, посвященных рабочим моментам и тем, представляющихся шутливыми по собственной тематике, составляло 1:2,5 при условии, что команда в количестве четырех представителей мужского пола от 27 лет до 42 находились в полной изоляции от внешней среды на протяжении 110 дней [11].
На основании субъективных отчетов участников эксперимента, исследователи утверждают, что добрый юмор и шутки играют важную роль в снятии напряжения и выполняют регуляционно-коммуникативную функцию в профессионально-стрессовом обстоятельстве.
Таким образом, в проделанной работе было изучено влияние смеха и юмора на физическую активность и психологическое благополучие личности. Исследования показали, что смех и юмор могут оказывать положительный эффект на оба этих аспекта.
Так, использование смеха и юмора в физкультуре может улучшить социальные взаимодействия и укрепить позитивные связи между участниками. Это может способствовать формированию более поддерживающей и мотивирующей обстановки, что, в свою очередь, может повысить уровень участия и удовлетворенность физкультурными занятиями.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает положительную роль смеха и юмора в физической культуре. Элементы смеха и юмора не только стимулируют физическую активность, но и способствуют улучшению психологического благополучия личности. Однако, необходимо провести дальнейшие исследования для более глубокого понимания механизмов влияния смеха и юмора на эти показатели, а также для разработки эффективных программ и тренировок, которые максимально использовали бы эти положительные эффекты.
Список литературы
- Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
- Гаврилов, Н. В. Влияние физической культуры и спорта на психологическое состояние человека / Н. В. Гаврилов // Вестник науки и образования. – 2021. – № 17-2(120). – С. 139-142.
- Лызь, Н. А. О структуре психического здоровья человека (обзор исследований) / Н. А. Лызь // Известия ТРТУ. – 2004. – № 6(41). – С. 241-251.
- Мацумото, Д. Психология и культура [Текст] /Психология и культура под ред. Д. Мацумото - СПб.: Питер, 2008. – С.712
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003. 352 с.
- Маглатюк, Т. В. Влияние спорта на эмоциональное состояние / Т. В. Маглатюк // Развитие современного образования: от теории к практике : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 23 декабря 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. – С. 295-297.
- Кардаков, Л. Д. Влияние физической активности на психологическое состояние студентов Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера / Л. Д. Кардаков, А. С. Загумённов, Е. А. Пестерев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 481-484.
- Ильин Е.П. Психология спорта. СПб., 2010. С. 43.
- Абдуллаева, М. М. Возможности юмора как регулятора стресса / М. М. Абдуллаева // Прикладная юридическая психология. – 2009. – № 4. – С. 117-128.
- Jourdan-Ionescu C. Юмор как фактор защиты молодежи от рисков в их окружении//Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма. Сб. науч.статей Первого Международного Форума.-СПб.: ООО «Книжный дом», 2006. 304 с. С. 73-76.
- Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 474 с.