ГРАФФИТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ГРАФФИТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (150), Январь ‘24

Дата публикации 03.01.2024

Поделиться

В статье рассматривается значимость граффити в современном мире, причины его возникновения, а так же основные виды граффити (tagging, bombing, scratching (scrabbing), writing). Описаны шрифтовое и сюжетное направления в искусстве граффити. Дана характеристика двух школ граффити (old school, new school) и 5 стилей (bubble, Broadway, wild style, 3D, сharacter).

Граффити — явление современных городов, которое было порождено, как и любое искусство социальным потрясением, неравенством, протестным движением. В частности, граффити преображает городскую среду, меняет внешний вид жилых районов с однообразными многоэтажными домами. С каждым годом количество разрисованных стен в наших городах стремительно увеличивается. Это значит, что искусство граффити привлекает все больше и больше людей. Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное.[2] Если опираться на точный перевод этого слова, то все, что нацарапано или нарисовано на стенах в пределах видимости, является граффити. Первые рисунки на стенах появились несколько тысяч лет назад в пещерах, населенных первыми людьми. За этим последовали греческие, римские и египетские жители. Эти изображения позволяют получить много исторической информации. Например, граффити на стенах пирамиды в Гизе предполагают, что рабочие в эпоху фараонов любили работать на короля и их не заставляли и не пытали. Граффити в том виде, в котором мы его знаем появились в конце 20-го века и в основном использовались для различного рода политических заявлений или отмечали границы районов, контролируемых разными городскими группировками.[2] Особенностью данного вида искусства является то, что людям не нужно идти в галерею, на выставку, покупать билет. Граффити украшают вид городских стен, строительных заборов, заброшенных зданий. Как правило граффити рассматривается в контексте социально-культурного символизма. Сегодня поднимается вопрос о легализации стрит арта, но споры о том является ли граффити искусством или вандализмом продолжаются. Активное развитие социальных сетей поспособствовало тому, что граффити вышло из андеграунда и стало важной вехой в развитии современной массовой культуры. Сегодня стрит-арт очень быстро становится неотъемлемой частью городов, гармонично сочетаясь с урбанистическими ландшафтами и тесно переплетаясь с дизайн-кодом. Как результат — работы наиболее талантливых художников перекочевали со стен обычных домов в специализированные галереи. Более того, они стали заполонять крупные города, и теперь их включают в туристические карты и маршруты, считая полноценными достопримечательностями. Другой чертой граффити как искусства является то, что некоторые работы уходят за огромные деньги с молотка аукционов. А некоторые граффити и вовсе с налетом времени становятся лишь ценнее. За примером идти далеко не нужно: фургон, разрисованный легендарным Бэнкси еще в конце 90-х, в 2015 году был продан на парижском аукционе Drouot за 850 тысяч долларов. А в 2019 году на британском аукционе Bonhams появился другой лот этого райтера: 17-тонный Volvo FL6, стоимость которого оценили в 1,3–2 миллиона долларов. Таким образом, появляется тенденция инвестирования в граффити как в долгосрочный актив. [5] Но несмотря на это основным компонентом этого вида искусства всегда был и остаётся азарт мелких преступлений и самоутверждения. Именно поэтому настоящие граффитчики даже сегодня избегают контактов с властями, даже когда те идут к ним на встречу, редко дают интервью и избегают связей с публикой.

Предпосылкой становления граффити в России стала отстраненность молодежи от общественной жизни, налаженной когда-то в Советском союзе. Пионеры и Комсомол ушли в прошлое, различные спортивные школы и кружки требуют финансового напряжения родителей и ещё больше увеличивают социальное неравенство. Обилие свободного времени, так называемая анархия городской среды и романтизация преступного мира в фильмах и книгах, дали огромный толчок развитию граффити. К счастью, из-за отсутствия среды, питающей этнические противостояния (даже в Москве), граффити не приобрели функциональности знаков границ конфликтующих районов. Часто, сопоставляя какие-либо явления, мы поневоле оставляем достижения России на втором плане. Просто потому, что они не такие впечатляющие. Еще лет 10–20 назад это касалось бы и граффити, но сейчас всё изменилось. Стрит-арт в необъятной интенсивно развивается, и этому есть множество доказательств. На данный момент в России проводятся многочисленные фестивали уличного искусства, такие как: «Морфология улиц», «Место», Artemoff, «Карт-Бланш» и т.д. Всеобщий интерес к граффити не мог остаться незамеченным для крупных компаний и брендов. Так, например, известный российский граффитчик Покрас Лампас за последние годы успел поработать с итальянским домом моды Fendi, создать уникальные принты для Adidas и принять участие в коллаборациях с Lamborghini, Альфа-Банком и IKEA. Так же, как и за границей, в России стали массово появляться галереи, ярмарки и частные коллекции с произведениями уличной культуры. Среди них музей «Гараж», RuArts, «Триумф», Cosmoscow, Street Art Museum, музей уличного искусства в Санкт-Петербурге, Центр современного искусства «Винзавод» и множество других. В то же время официально не закреплено, какие рисунки можно считать вандализмом, а какие — искусством. Так, в Санкт-Петербурге в день 80-летия Иосифа Бродского появилось граффити с его изображением. Однако на следующий день граффити закрасили. Понятие граффити воспринимается по-разному: для одних — это искусство и модный стрит-арт объект, для других — вандализм. Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог автора с другими членами общества.[1]

1. Writing – это один из основных стилей нанесения граффити. Всех художников-граффитистов называют “райтерами”. Это направление можно считать основоположником всех стилей. Здесь нет ограничений или какой-то определенной техники; художник сам определяет для себя в каком стиле ему лучше рисовать. аботы выполненные в этом стиле принято называть скетчами. Sketch может быть подготовлен заранее на бумаге или при использовании специальной программы.

2. Tagging – используется для обозначения имени и зачастую применяется в качестве подписи к работе. Здесь очень часто применяется техника каллиграфии и смешанные технологии райтинга. Причем, теги можно ставить только под собственными работами, хаотичное нанесение собственной подписи на разные объекты принято относить к вандализму.

3. Bombing – это экстремальное направление граффити. Суть этого метода заключается в том, чтобы нарисовать изображение как можно быстрее на движущихся объектах или в опасных условиях. Например, на краю моста или на высоком балконе. Этому стилю свойственно иметь плохую прорисовку мелких деталей, так как у граффитистов не хватает времени и возможности прорабатывать мелкие детали.

4. Scrabbing – подразумевает нанесение изображений посредством царапин. Такая манера исполнения не очень уважается среди райтеров. Такой стиль всегда подразумевает порчу поверхности различных предметов и объектов, и большинство граффитистов сходятся во мнении, что такой стиль не приведет ни к чему достойному.

5. Clean Advertising – это сравнительно новое направление, которое относится к коммерческой деятельности; очередной способ размещения рекламы, а также источник заработка для коммерческих художников.

Стили граффити

1. Bubble Letter – “bubble” в переводе с английского означает “пузырь”. И, как становится ясно из названия, для этого стиля характерны круглые и дутые формы. В таком стиле выполняются примитивные рисунки и создаются слова. Также один из первых видов граффити. При использовании техники Bubble Letter комбинируются два схожих цвета, которые придают рисунку объем.

2. Throw-up – этот стиль граффити принято относить к одному из самых простых. Впервые он появился в Нью-Йорке. Характерная черта для этого стиля выражается в использовании двух цветов и простых линий. Такие рисунки бывают как правило очень крупными и объемными.

3. Blockbusters – был придуман в Лос-Анджелесе. Использовался уличными группировками для того, чтобы обозначить свои территории. Ключевая особенность этой манеры рисования заключается в использовании одного или двух цветов. Рисунок при этом должен быть максимально простым и лаконичным, отображать символику авторской группировки.

4. Characters – нанесение различных персонажей из мультфильмов, известных фильмов и книг. К этому направлению можно причислить и персонажей созданных самостоятельно в иной вселенной, например, в комиксах. Это один из самых сложных стилей, так как он требует художественных навыков. Часто при этой технике используется тонкая игла с краской для прорисовки мелких деталей.

5. Messiah Style – это направление graffiti было придумано известным райтером из Нью-Йорка по кличке Vulcan. В этом стиле используются буквы с эффектом, похожим на наложение слоев.

6. Wild Style – один из самых сложных для прочтения стилей. При его создании используется от трёх и более цветов. Зачастую переплетение оказывается настолько сложными, что их могут разобрать только сами авторы. Подготовка такого рисунка занимает достаточно много времени и требует высокого уровня мастерства. Даже после того, как рисунок будет продуман до мельчайших деталей, понадобится большое количество времени для реализации изображения.

7. Computer Roc Style – авторская идея еще одного исполнителя из Нью-Йорка под псевдонимом Case2. Второе название этого стиля “перел”. Для этого стиля характерно разделение разных фрагментов рисунка и наклонение их в разные стороны.

8. 3D / FX Style – одна из новых (сравнительно) разновидностей, которая подразумевает нанесение изображений в формате 3D. Оптические иллюзии очень выгодно выглядят на поверхностях стен; именно по этой причине многие граффитисты создают работы именно в этом стиле.

Каждый день разрабатываются новые техники рисования и развитие этого направления искусства не стоит на месте. Возможно, в будущем мы сможем увидеть новую манеру исполнения и самые дерзкие решения.[4]

Стиль и техника граффити как особого вида городского «андеграундового» искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того, как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити. В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых коллекционеров.

Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов.[3] Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами общества. Авторы граффити, как правило, скрываются за псевдонимами, прозвищами, кодами и символами. Более настойчивые в своих желаниях «засветиться» оригиналы или просто умеющие красиво распылять струи добиваются привлекательности своих tag'ов. Их стараниями мы обязаны тому, что в нынешней молодежной культуре граффити занимает далеко не последнее место. Сегодня граффити нередко является формой социальной рекламы. В пандемию на улицах стали появляться изображения врачей, которые работали в красных зонах. И несмотря на то, что не существует точных критериев искусства, граффити могут являться им как минимум потому, что эти изображения являются осмысленными.

Список литературы

  1. Высотский С. Киевские граффити XI—XVII вв. — Киев, 1985.
  2. Граффити [интернет ресурс] //Википедия,Режим доступа — http://ru.wikipedia.org/ wiki/graffiti
  3. Есаков Г. А. Вандализм. // БРЭ Т.4 с.576, — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.
  4. Кодекс граффитчика [интернет ресурс] // Всё о граффити, Режим доступа — http://graffiti.sitecity.ru
  5. Wikipedia [интернет ресурс] // Бэнкси, режим доступа —https://ru.wikipedia.org/wiki/Бэнкси
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее