ИСПОЛЬЗОВАНИЕ TPR (МЕТОД ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ) В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ TPR (МЕТОД ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ) В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

325

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (148), декабрь ‘23

Поделиться

Данная статья посвящана методу полного физического реагирования при обучении английскому языку. Автор рассматривает основные принципы подхода и продуктивные приемы его использования.

На сегодняшний день владение иностранным языком, особенно английским, является необходимым даже для повседневной жизни. Знание иностранного языка значительно облегчает понимание различных типов дискурса, ведь многие термины имеют иностранные корни. Владение иностранными языками формирует квалифицированных специалистов во всех сферах деятельности, которые способствуют выведению своих стран на новый уровень на мировой арене. Необходимо осознавать, что предпосылки к успешному и мотивированному овладению иностранным языком закладываются в дошкольном и раннем школьном возрасте. Обучение иностранному языку в начальной школе отличается от обучения ему в средней школе. Прежде всего, необходимо сфокусироваться на психологических особенностях младших школьников, которые влияют на процесс изучения иностранного языка, помня о том, что смысл имеет, прежде всего, процесс ее достижения, а не результат. Одна из особенностей обучения детей в том, что они, находясь в языковой среде, в том числе и искусственно созданной, вынуждены понимать язык из контекста и исходя из того, как учителя говорят с ними. Им дается время разобраться в языке, осознать, что они слышат и понимают, пока они не будут готовы начать использовать его для выражения своих мыслей. Как следует из вышесказанного, акцент при изучении иностранного языка на начальном этапе делается на устное общение.

Метод полного физического реагирования (далее TPR) включает в себя теории психологии развития, гуманистической педагогики, а также театральный характер изучения языка. Общие цели TPR заключаются в обучении устной речи на начальном уровне. Однако немаловажным моментом является уменьшение стресса, который люди испытывают при изучении иностранных языков, и повышение мотивации изучения иностранного языка сверх начального уровня владения. 

Основная идея TPR основана на принципе установления психомоторных ассоциаций для облегчения изучения языка. Учитель представляет язык в форме команд, которые им демонстрируются и моделируются, и выполняются учащимися индивидуально и в группах. Смысл становится ясен благодаря представлению действий. Глагол в повелительном наклонении считается центральной лингвистической единицей, вокруг которой организовано использование языка и его изучение, поэтому обучение строится на командах, используемых в классе. Что касается изучения абстрактных понятий, то его следует отложить до тех пор, пока учащиеся не усвоят подробную когнитивную карту изучаемого языка. Как только учащиеся усвоят языковой код, абстракции могут быть введены и объяснены на изучаемом языке. Хотя метод TPR основан на структуре и ориентирован на грамматику, акцент делается на значении, а не на форме. Язык представлен фрагментами, чтобы он усваивался как целое, а не как отдельные лексические единицы. 

TPR берет свое начало в поведенческой психологии. Для усиления запоминания TPR сочетает в себе двигательную активность (выполнение команд вслед за учителем) и словесное повторение (слушание модели учителя и высказывание, когда человек готов к выступлению). Такая комбинация может быть обозначена как упражнение, основанное на действии, в повелительной форме. TPR основан на воссоздании процесса изучения первого языка на уроках второго языка, потому что человеческий мозг и нервная система биологически запрограммированы на овладение языком в определенном режиме. Последовательность развивает понимание на слух, прежде чем вырабатывать навыки речепроизводства, а режим – синхронизацию языка с движениями тела.

Остановимся на основных принципах метода:

1) Стимулирование памяти с помощью психомоторных ассоциаций: язык в форме команд учителя синхронизирован с движениями тела. 

2) Понимание перед говорением: от учеников не требуется говорить на иностранном языке до тех пор, пока они сами не решат, что готовы. Вводимый материал (новый языковой материал) становится понятным благодаря прослушиванию и наблюдению за тем, как учитель моделирует команды, а затем выполняет эти команды.

3) Снижение тревожности и стресса учащихся: это достигается за счет того, что от учащихся не требуется выступать на новом языке до того, как они почувствуют себя готовыми. Кроме того, команды учителя предлагаются в форме игры и с юмором, чтобы сделать изучение языка максимально приятным. Учащиеся сначала выполняют команды вместе с учителем и в группах и, на начальном этапе, ошибки не исправляются. 

4) Использование индуктивного метода при изучении грамматики: язык представлен фрагментами, основное внимание уделяется смыслу, а не форме.

5) Ненавязчивое исправление ошибок на ранних стадиях: более важно позволить детям просто поговорить, чтобы снизить их беспокойство по поводу совершения ошибок. Как только их уверенность в разговорной речи станет высокой, их можно будет настроить таким образом, чтобы они воспроизводили тонкости речи, приближенные к речи носителя языка. 

6) Выбор грамматических особенностей и словарных единиц из непосредственного окружения в классе: в первую очередь это императивы и конкретные существительные. При наличии воображения практически любой аспект лингвистического кода для целевого языка может быть передан с помощью команд. Абстрактные существительные вводятся на более поздних этапах, как только учащиеся будут готовы к пониманию грамматической структуры языка.

Среди наиболее эффективных приемов данного метода можно выделить следующие: использование команд в последовательностях действий, смена ролей, разговорные диалоги и ролевые игры, разыгрывание сказки, песни, рассказа.

В заключение, хочется отметить, что благодаря содержанию изучаемого, метод наиболее эффективен на начальном уровне обучения. Но и на более старших уровнях его применение вполне уместно. Так он подойдёт при изучении различных видов «ходьбы», или глаголов «готовки». Не всё можно изучить с помощью метода TPR и при излишнем использовании он теряет свою эффективность, но, в сочетании с другими методиками, TPR способен внести элемент развлечения, сделать процесс усвоения новой информации максимально продуктивным.

Таким образом, метод полного физического реагирования может занять место и в российской системе образования, так как он полностью отвечает запросам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Список литературы

  1. Архипова М.В., Жулина Е.В., Шутова Н.В. Информационное общество и образовательный процесс // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 56-59
  2. Быковская, Е. В. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста //методическое пособие.- М.: Владос, 2018.
  3. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Сиднева А.Н., Пшеничнюк Д.В. От чего зависит желание младших школьников учиться? Структура предметной мотивации школьников, обучающихся в рамках разных образовательных систем // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. – 2019. – Т. 4, № 4 (104). – С. 25–34
  4. Asher J. Learning Another Language through Actions: The Complete Teacher‘s Guidebook. – Los Gatos-California: Sky Oaks Production, 1982. - P. 54-56.
  5. Asher J. Language by command. The Total Physical Response approach to learning language // The way of learning – 1984 – P. 35
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее