Современные женщины в большинстве своем хотят быть реализованными в профессиональной деятельности. При этом часть женщин, обладая определенными личностными особенностями, легко справляются с профессиональными задачами, удовлетворены своей реализацией в профессии и получают высокую оценку со стороны руководителей. В связи с этим является актуальной проблема выявления психологических особенностей личности женщин, успешно самореализующихся в профессиональной деятельности.
Рассмотрим полученные нами результаты по Фрайбургскому личностному опроснику.
График 1. Личностные свойства и состояния женщин самореализующихся в бьюти-сфере
На вышепредставленном графике видно, что у группы наших респондентов преобладают такие личностные свойства и состояния (перечислим в порядке убывания): открытость, экстраверсия-интроверсия, раздражительность, невротичность, уравновешенность, спонтанная и реактивная агрессивность, депрессивность, общительность и эмоциональная лабильность. Такие свойства как застенчивость и маскулинизм-феминизм на проявлены.
График 2. Шкалы самоактуализации у женщин самореализующихся в бьюти-сфере
На вышепредставленном графике видно, что у группы наших респондентов преобладают показатели по таким шкалам самоактуализации как ориентация во времени, ценностная ориентация, спонтанность, самоуважение, представления о природе человека, синергия, контактность, познавательные потребности, креативность.
Выявленные нами статистически значимые связи представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты математического анализа (выборочные данные)
|
ОВ |
П |
ГП |
Сп |
Су |
Спр |
ПА |
К |
Кр |
|
Невротичность |
R |
-,851** |
-,841** |
-,794** |
|
-,574** |
-,522** |
-,515* |
|
|
p |
,000 |
,000 |
,000 |
|
,003 |
,009 |
,010 |
|
|
|
Спонтанная агрессивность |
R |
|
|
|
|
-,456* |
-,493* |
|
|
,672** |
p |
|
|
|
|
,025 |
,014 |
|
|
,000 |
|
Раздражительность |
R |
|
-,577** |
-,585** |
|
-,893** |
-,907** |
|
|
,469* |
p |
|
,003 |
,003 |
|
,000 |
,000 |
|
|
,021 |
|
Общительность |
R |
,618** |
,543** |
,493* |
|
|
|
|
,543** |
|
p |
,001 |
,006 |
,014 |
|
|
|
|
,006 |
|
|
Уравновешенность |
R |
,970** |
,765** |
,731** |
,563** |
|
|
,672** |
,500* |
,500* |
p |
,000 |
,000 |
,000 |
,004 |
|
|
,000 |
,013 |
,013 |
|
Реактивная агрессивность |
R |
|
-,577** |
-,585** |
|
-,893** |
-,907** |
|
|
,469* |
p |
|
,003 |
,003 |
|
,000 |
,000 |
|
|
,021 |
|
Открытость |
R |
|
|
|
,548** |
|
|
,493* |
|
|
p |
|
|
|
,006 |
|
|
,014 |
|
|
|
Эмоциональная лабильность |
R |
-,582** |
-,406* |
|
|
|
|
-,500* |
|
|
p |
,003 |
,049 |
|
|
|
|
,013 |
|
|
Примечание:
ОВ – ориентация во времени
П – поддержка
ЦО – ценностные ориентации
ГП – гибкость поведения
Сп – спонтанность
Су – самоуважение
Спр - самопринятие
ПА – принятие агрессии
К - контактность
Кр – креативность
По результатам математической статистики и выявленным положительным и отрицательным корреляционным связам нами были сделаны следующие выводы:
Высокая невротичность осложняет ориентацию во времени, возможность обратиться за социальной поддержкой – женщины в таком состоянии как будто не видят к кому можно обратиться за помощью, поведение становится стереотипным, шаблонным, снижается самоуважение и самопринятие, они перестают принимать как свою агрессию, так и окружающих.
Спонтанная агрессивность снижает самоуважение и самопринятие, мешает креативности.
Раздражительность способствует креативности, но снижает самоуважение и самопринятие, мешает гибкости поведения и не позволяет обращаться к поддержке.
Общительность способствует ориентации во времени, помогает обратиться за поддержкой, способствует гибкости поведения и контактности.
Уравновешенность способствует ориентации во времени, помогает обратиться за поддержкой, способствует гибкости поведения, спонтанности, принятию агрессивности, контактности и креативности.
Реактивная агрессивность способствует креативности, но снижает самоуважение и самопринятие, осложняет гибкость повежения и возможности обращаться к поддержке.
Открытость способствует спонтанности и принятию агрессии.
Эмоциональная лабильность осложняет ориентацию во времени, возможность обратиться к поддержке и принятие агрессии.
Список литературы
- Алиулова Г. М. Женская успешность – самореализация и удовлетворенность // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. Т.4. №1. С. 9-13.
- Денисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин // Концепт. 2015. №4. С. 1-7.
- Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 2009. – 478 с.
- Плотникова Е. С., Гордеева В. В. Гендерные различия самореализации и самоактуализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т.9. №2(31). С. 358-362.