Аспекты дополнительного образования для пенсионеров и «предпенсионеров»

Аспекты дополнительного образования для пенсионеров и «предпенсионеров»

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

42

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (148), декабрь ‘23

Дата публикации 21.12.2023

Поделиться

В статье рассматривается дополнительное образование для пенсионеров и «предпенсионеров».

Знания и профессиональные навыки имеет тенденцию устаревать, поэтому непрерывное образование взрослых становится одной из национальных задач государства. Последние годы выявлена тенденция старения населения земли. По прогнозам ученых доля людей старше 60 лет в мире к 2050 году удвоится [1]. Эта проблема делает необходимым развитие дополнительного образования для людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Флагманом образования для взрослых является Германии, у которой существует более вековой опыт в этой области. Серебряные университеты являются составляющей частью образовательной политики страны. Продвигается концепциянепрерывного образования, которое включаетпереобучение современным навыкам и компетенциям, а также получение новых специальностей. Это дает возможность обеспечивать конкурентоспособность немолодым соискателям на рынке труда в условиях глобализации общества.

В Германии компании направляют своих работников в различные учебныецентры, специализирующиеся на обучении взрослых. А также образовательные услуги предоставляют сельскохозяйственные, промышленные образовательные центры, университеты, торговые союзы. Центры помощи для потерявших работу сотрудничают с университетским сообществом, занимаясь правовым сопровождением учебного процесса лиц старшей возрастной группы. Так воплощается в жизнь общественный заказ на профессиональную реализацию взрослых через получение дополнительного профессионального образования.

 

История обучения взрослых в Германии в 20 веке берет начало в Гёттингенском университете, где были организованы семинары для лиц старшей возрастной категории. В 1976 году был принят государственный закон, обязывающий все немецкие университеты предоставлять образование людям серебряного возраста. Большей частью оно имеет вид неформального образования, что позволяет использовать формат «вольных слушателей». В течении семестра человек самостоятельно различные курсы лекций, практик, не связанных с наличием высшего или среднего образования. Он получает допуск для посещения библиотеки, аудиторий информационным оснащением, методических кабинетов. «Обучение 50 плюс» для людей старших возрастных категорий, которые могут прослушать дисциплины и циклы согласно своим предпочтениям и интересам на некоммерческой основе, по окончанию учебного модуля сертификат и диплом не выдается. Но исследования среди безработных старшей возрастной категории показали, что люди после такой подготовки проще и быстрее находят желаемую работу. Люди предпенсионного возраста обладают необходимым жизненным опытом, мотивированы на обучение, что позволяет короткие сроки получить все необходимые навыки и достичь положительных результатов, так как они относятся к своему образованию большой ответственностью. Оставаться востребованным на рынке труд в старшем возрасте, вот чему способствует модель образования,котораяпродолжает совершенствоваться и развиваться в Германии.

В 2012 в России был принят федеральный закон о дополнительном профессиональном образовании. В нем было отмечено, что важна не толькопереподготовка и повышение квалификации, но и целостное развитие взрослого человека. Государство акцентирует внимание на следующих направлениях: социальной и трудовой мобильности, а также гражданской активности. Непрерывного образования гарантировано каждому гражданину нашей страны Законом «Об образовании в Российской Федерации». В нем дано определение образовательным стандартам и учебным программам, которые реализуются для взрослых людей всех возрастов. Постоянное обучение в течении жизни позволяет человеку найти персональную нишу на рынке труда, реализуя свою социальную активность. Профессиональные компетенции подвержены постоянному изменению, что ставит задачу сделать дополнительное образование многообразнее и доступнее.

Какими способами взрослый человек может получить новые знания:

  1. Формальное образование — учебный процесс осуществляется организациями, за которыми законодательно закреплено право на осуществление учебной деятельности.
  2. Неформальное образование — передачу знаний осуществляют организации культуры, спорта, труда, социальной защиты. Процесс направлен на развитие личности и повышения общекультурного уровня человека.
  3. Информальное образование — самостоятельная деятельность граждан, которые делятся своим опытом и знаниями посредством социальных сетей, это могут быть лидеры мнений, блогеры, деятели кино и телевидения.

Термин «непрерывное образование» (англ. Life long learning) не новый — он появился в 1968 году в материалах конференции ЮНЕСКО. Он до сих пор в тренде и означает необходимость учиться в любом возрасте, чтобы успевать за изменениями в технологиях [2].

Непрерывное образование прежде всего  — это результат сплоченной  деятельности федеральных органов  и органов местного самоуправления, осуществляющих  управление в сфере образования, организаций занимающиеся подготовкой педагогического состава, научных организаций, занимающиеся обеспечением образовательной деятельности и оценкой качества образования, объединений юридических лиц, действующих в сфере образования и общественных организаций, специализирующиеся на образовании взрослых.

Еще в 2018 году министр труда Максим Топилин подчеркнул, что «Мы разрабатываем программу повышения квалификации для тех лиц, которые окажутся в предпенсионном возрасте. Правительство на это выделит соответствующие средства, сейчас мы исходим из того, что это может быть около 5 млрд руб. в год»[3].

Многие люди после 50 лет сталкиваются с трудностями при поиске работы. На современном рынке труда увеличивается конкуренция, возрастают требования к соискателю. От соискателя вакансии нужен творческий подход к решению задач, а самое главное — стремление учиться и осваивать новые алгоритмы работы. У людей старшего поколения таких практических навыков нет, ведь опыт их работы проходил в советский и постсоветский период времени. Сейчас пенсионеры являются одной из наиболее социально незащищенных социально-демографических групп. Следует помнить, что от их социального самочувствия и качества жизни сильно зависит устойчивое социально-экономическое развитие страны и даже ее социально-политическая стабильность. В октября 2018 г. Президентом РФ был подписан Закон № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который регулировал повышение пенсионного возраста в стране, появилась категория граждан с новым статусом «предпенсионер». Это привело к увеличению кадров на рынке

трудовых ресурсов, но также усилило конкуренцию.

Сегодня в России проводятся разнообразные мероприятия и научно-практические конференции, посвященные проблемам образования людей пенсионного и предпенсионного возраста. Во всех институтах дополнительногопрофессионального образования есть слушатели старшего возраста. Как правило это «предпенсионеры» и работающие пенсионеры, которым нужно повышать свои профессиональные компетенции, ввиду изменившимся нормам и требованиям. Однако существует масса примеров неформального дополнительного образования людей серебряного возраста. Кто же является амбассадором в реализации дополнительного профессионального образования для лиц пенсионного и предпенсионного возраста?

  1. Университеты и институты, организующие очное, заочное и дистанционное обучение.
  2. Общероссийская общественная организация «Общество «Знание», которое имеет опыт предоставления дополнительного образования для взрослых еще с времен Советского Союза.
  3. Библиотеки, дома культуры и творчества.
  4. Общественные организации.

Проекты для лиц старшего возраста часто называют «Народный университет», «Университет серебряного возраста». Так при Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики был создан онлайн университет третьего возраста, для формирования информационной культуры у старшего поколения. На базе Центра подготовки кадров высшей квалификации Казанского федерального университета было принято решение расширить переподготовку кадров, создать направление, занимающееся образованием людей от 45 лет и выше на основе проведенных исследований рынка труда, дополнить обучение современными навыками, такими как: работа с информационными технологиями, уверенное владение офисными программами, работа в Интернете.

В Москве центр «Профессионал» помогает горожанам старшего поколения осваивать современные профессии и остаться востребованными специалистами на рынке труда. Слушатели могут бесплатно усовершенствовать свои компетенции, освоить цифровые навыки и изучить современное программное обеспечение по смежным направлениям работы или в новой для себя сфере. Программа рассчитана на людей от 50 лет, еще не достигшим пенсионного возраста, а также работающим пенсионерам. Столичная прописка не обязательна, достаточно работать в московской компании. Среди более 60 существующих курсов большей популярностью пользуются программы по цифровым компетенциям, «1С: бухгалтерии», охране труда, управлению закупками, ремонту и обслуживанию электрооборудования. Срок обучения от одной недели до трех месяцев. Для удобства слушателей введен режим онлайн занятий. Карьерные консультанты «Профессионала» курируют выпускников,которые находятся в поиске работы. Оказывается помощь в составлении резюме и поиске вакансий. Также есть целевые образовательные программы, где группы сразу набираются под запрос работодателей столицы и гарантируется трудоустройство уже сразу после обучения.

Пять лет назад мэр Москвы Сергей Собянин предложил социальный проект для лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Более 30 направлений активностей открыто очно в каждом районе столицы и онлайн. Очные занятия проходят в помещениях организаций-поставщиков и на свежем воздухе. Посещайте спортивные тренировки, творческие и образовательные классы бесплатно в компании единомышленников.

За это время участниками проекта стали более 20000 человек, кто-то из выпускников проекта сможет найти дополнительный заработок, так наиболее востребованными стали направления экскурсоводов и бебиситтеров «бабушка на час».

Дополнительное образование для людей старшего поколения — это вопрос самоопределения, самоощущения и новых впечатлений. Люди после того, как окунулись в новую тему, не спешат расставаться. Обучение может сдружить целую группу — человек 40–60. Студенты общаются в социальных сетях, обменивались лекциями, “обкатывают” свои идеи, организуют творческие мероприятия.  дополнительное образование помогает людям старшего возраста сохранять социальную активность, продолжать участвовать в общественной жизни.

Список литературы

  1. ВОЗ: к 2050 г. число людей старше 60 лет удвоится; необходимы кардинальные социальные перемены / [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru/news/item/30-09-2015-who-number-of-people-over-60-years-set-to-double-by-2050-major-societal-changes-required (дата обращения: 07.12.2023).
  2. Как учиться всю жизнь и не уставать от этого / [Электронный ресурс] // Блог Яндекс Практикум: [сайт]. — URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-nepreryvnoe-obuchenie/ (дата обращения: 11.12.2023).
  3. На повышение квалификации пожилых людей планируют выделять 5 млрд рублей в год / [Электронный ресурс] // Коммерсантъ : [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3688047?ysclid=lq8axm0jpq596558961 (дата обращения: 09.12.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее