Негативные аспекты ограничивающих убеждений (по Келли)

Негативные аспекты ограничивающих убеждений (по Келли)

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

103

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (148), декабрь ‘23

Дата публикации 19.12.2023

Поделиться

У нас у всех есть ограничивающие убеждения. Многие из них даже не подвергаются сомнению или критическому переосмыслению – мы просто привыкли так думать. Однако, часть наших собственных убеждений давно для нас не актуальны, они стали для нас ограничивающими. И порой они приводят к тому, что в жизни мы получаем совсем не то, что на самом деле хотели бы.

Проблема исследования: как ограничивающие убеждения влияют на нашу жизнь?

Цель исследования: на основании анализа методической, психологической литературы изучить негативные аспекты ограничивающих убеждений (по Келли) на жизнедеятельность человека.

Объект исследования: ограничивающие убеждения как негативный аспект жизни.

Предмет исследования: негативные аспекты ограничивающих убеждений, их влияние на жизнь человека.

Задачи исследования:

  1. изучить конструкты Келли, в частности, понятие «ограничивающие убеждения»;
  2. проанализировать негативные аспекты ограничивающих убеждений на жизнедеятельность человека.

Гипотеза: ограничивающие убеждения оказывают негативное влияние на жизнедеятельность человека.

Методы исследования: aнaлиз литерaтурных источников; теоретический aнaлиз; синтез; сравнение; обобщение; дедуктивный и индуктивный методы.

То, что люди – думающие существа, является фундаментальным фактом. Действительно, интеллектуальные процессы настолько самоочевидны, что фактически все персонологи сегодня так или иначе признают их воздействие на поведение человека[25]. Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека [14]. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним.

Одним из изучаемых Келли личностных конструктов являются ограничивающие убеждения человека.

Ограничивающие убеждения– это сидящие в нас убеждения и отношение к окружающему миру и себе, которые определяют наши действия, поступки, поведение и мировоззрение. Они как правило выборочны и ограничивают наши действия и наше мировосприятие[30].

Часто убеждение, которое рождается внутри одного человека или группы людей, становится достоянием общественности, иными словами, в него начинает верить все большее число людей. Соответственно, оно обрастает все новыми подкреплениями, и еще сильнее влияет на человека. И становится непреложным фактом по одной простой причине – «все так думают», «это общеизвестно».

Ограничивающие убеждения – это набор некоторых программ, которые действуют по строго определенным алгоритмам и выполняют возложенную на них функцию[37].

Рассмотрим функции ограничивающих убеждений.

  1. Информационный фильтр. Фильтруют, поступаемую в мозг информацию, выбирают только ту информацию, которая соответствует имеющимся убеждениям.
  2. Демотивация. Демотивируют нас, подсовывают нам аргументы, которые убеждают нас ничего не делать, ничего не менять или делать в соответствии со своими убеждениями.
  3. Формируют личность. Определяют наши действия, влияют на наш характер, систему ценностей, поведение.
  4. Определяют выбор. Оказывают решающее действие на выбор в различных жизненных ситуациях [34].

Ограничивающие убеждения складываются в целую систему, которая включает в себя: накопленный опыт, убеждения родителей, ближайшего окружения: других членов семьи, друзей, коллег, единомышленников, социума, той среды, того ментального пространства в котором живет человек.

Особую роль в формировании убеждений играют родительские наставления и установки. Для ребенка, познающего совершенно новый для него мир, родитель воспринимается как Бог. Он все знает, все умеет и от всего спасет. Поэтому большинство информации, поступающей от родителей, принимается на веру и становится для ребенка истиной [36].

Некоторые убеждения формируются в ходе приобретения собственного жизненного опыта. Ребенок развивается, учится всему новому, получает навыки, попадает в разные ситуации, учится правильно на них реагировать, и принимает подходящие знания и правила, складывающиеся в общую систему его убеждений.

В подростковом и взрослом возрасте человек продолжает постоянно получать новые знания. Он обучается, читает книги, общается с другими людьми. Пришедшиеся ему «по душе» и вписывающиеся в картину его реальности, знания, становятся его убеждениями.

Некоторые убеждения в процессе жизни могут исчезнуть или замениться на другие. Какие-то не изменяются в течение всей жизни. Чем человек взрослее, тем, обычно, сложнее ему поменять свои убеждения [36].

Убеждения образуются, чтобы упростить нашу жизнь. Они позволяют нам быстро и правильно разобраться в потоке поступающей извне информации без необходимости подвергать сложному анализу каждое слово или ситуацию. Благодаря нашим знаниям и убеждениям мы знаем, как нам надо воспринимать и реагировать на те, или иные внешние сигналы.

Опираясь на свои убеждения, мы можем позволить себе испытывать психологический комфорт и чувствовать себя в безопасности. Нам кажется, что мы все знаем и сможем справиться с любой (или почти любой) ситуацией. Особенно, если иметь убеждение, что «язык до Киева доведёт».

Механизм работы ограничивающих убеждений.

1. Наличие убеждения. Есть убеждение, к примеру: «счастье – это вымысел», «человек не может быть счастлив», «я не счастлив, потому что у меня нет денег», «мое счастье зависит от чего-то или от кого-то, но не от меня самого».

2. Фильтр. Сознание человека начинает фильтровать реальность в соответствии с собственными убеждениями. Человек начинает видеть все в сером цвете, не тех людей, которые счастливы, а которым также плохо, как и ему. Человек видит вокруг только бедных людей и старается быть в обществе таких же, как и он сам.

3. Подстройка. Подсознание начинает подстраивать реальность под это убеждение. Оно выстраивает границы реальности человека в соответствии с собственными убеждениями. И за эти границы человек выйти уже не может. Мир начинает отражать внутренне состояние, построенное согласно убеждениям такого человека.

4. Вторичные выгоды. В таком случае, не выгодно что-то менять в себе, потому что придется менять и свои убеждения. Выгодно оставаться в той зоне комфорта, которую уже создал этот человек. Так, не нужно идти туда, где лучше, человеку важно, чтобы не стало хуже.

5. Действия. У такого человеканет мотивации что-то менять в себе и в своей жизни, он бездействует.

6. Медленное разрушение. В итоге, подавленное состояние начинает угнетать весь организм. Человек устает так жить, но убеждения заставляют его жить именно так, как он живет. Он хочет что-то изменить, но не может, потому что его убеждения содержат в себе программу «человек не может быть счастлив» [41].

Одной из основных причин наших жизненных неудач являются именно ограничивающие убеждения, с которыми мы отождествляемся и делаем их своей собственной реальностью.

Существуют ограничивающие убеждения, направленные на себя. Во всех провалах и ошибках, и даже в том, что еще не свершилось, винят только себя.

Пример. «Я некрасива (кривые ноги, оттопыренные уши, узкие губы, нос горбинкой)», «У меня маленький рост, кому я нужен такой лилипут»; «Куда мне соваться в мои 40/50/60 (и так далее) лет»; «Я притягиваю только плохое» [42].

Ограничивающие убеждения про других людей связаны с оценочной позицией и навешиванием ярлыков со стороны оценивающего. При этом, учитывается лишь картина мира оценивающего человека и его собственное представление о том, какие люди должны быть. Поэтому складываются такие суждения, как «он бабник», «она глупая» и др.

Пример. «Не доверяй никому, тебя обязательно обманут»; «Если рискнешь высунуться, то добром это не кончиться»; «Говорила я тебе, не верь никому»; «Все новое и неизвестное – это опасно» [42].

Существует ряд негативных установок на непреодолимую внешнюю силу: «Чтобы я не сделал, мне все равно не повезет, ведь у меня рок такой»; «Как бы я не старался, от судьбы не уйдешь».

Одним из самых распространенных негативных убеждений является миф о том, что за счастье якобы нужно платить. Психологи называют причиной такого пессимистичного взгляда на жизнь банальную неспособность признать, что именно ты в ответе за свои эмоции. Если проще — многие люди просто склонны переоценивать силу негативных чувств. Им кажется, что после радостных моментов обязательно наступит так называемая черная полоса.

На самом деле счастливым можно (и нужно) быть просто так. Не стоит думать о последующей расплате. Иначе насладиться счастливым моментом такому человеку будет не суждено.

Выражение «Тише едешь — дальше будешь» - является также негативным убеждением.Ведь когда хочется достичь желаемой цели, а цель очень масштабная или требует от человека незамедлительных действий, необходимо засучить рукава и начать действовать. Нельзя откладывать все на потом и нельзя медлить, иначе место такого человека может занять кто-то другой.

Еще одним примером негативного ограничивающего убеждения является фраза «Бьет – значит любит». Железная логика от создателей «унижает — значит уважает» или «калечит — значит беспокоится о здоровье». Так не бывает. Либо человек относится к людям по-человечески, либо с таким человеком что-то не в порядке. Применение силы вовсе не красит, а скорее характеризует личность как человека, который не умеет держать себя в руках [40].

Неплохо, когда убеждения ограничивают нас в употреблении алкоголя: «пить много – вредно». Хуже, когда убеждения ограничивают количество твоих денег, которых тебе постоянно не хватает: «деньги – это зло».

Ограничивающие убеждения в контексте денег мешают нам иметь столько денег, сколько мы хотим иметь. Примеры: «я не могу быть богатым», «большие деньги – большие проблемы» и т.д.

В партнерских отношениях ограничивающие убеждения не дают нам возможности построения гармоничных отношений. Примеры: «я выбираю не тех мужчин/женщин», «мне не везет в отношениях», «я не могу быть счастливой» и др.

В профессиональной среде и взаимоотношениях в коллективе также существуют негативные установки: «По карьерной лестнице не пробиться, двигают только своих»; «Хоть сто пядей во лбу, начальник никогда тебя не похвалит (не заметит, не отметит)»; «На работе инициатива наказуема, лучше не бери на себя лишнего, не подводи коллег» и др.

В отношении здоровья, ограничивающие убеждения мешают нам иметь то тело, которые мы хотим. Примеры: «я толстая, потому что в нашем роду все толстые», «у меня нет силы воли», «это не излечимо» и др.

Ограничивающие убеждения мешают нам ставить цели и их достигать. Например: «я не ставлю себе больших целей, потому что они все равно не достижимы», «это нереально», «я не смогу» и др.[41].

Убеждения хранятся в нашем подсознании, поэтому обнаружить их бывает не всегда просто. Мы живем, чаще всего, не задумываясь о многих своих убеждениях и даже не отдавая себе отчета об их существовании. Большинство убеждений находятся не «на виду», наружу не озвучиваются в повседневной жизни.

Определить убеждение можно следующим образом: оно зарождается в наших мыслях, миллиарды из которых задерживаются в голове на считанные секунды, иногда часы, дни и даже месяцы или годы. Но должны пройти десятилетия — и, если одна из мыслей, стократно подтвержденная собственным и сторонним опытом, не выходит и головы, и человек постоянно прислушивается к ней — это и есть убеждение.

Существуют так называемые шаги для трансформации негативных ограничивающих убеждений человека [38].

Шаг 1.  Понять, какие убеждения нас ограничивают.

За собой наблюдать – это тяжкий труд. Внимание смещается в сторону «более важных» вещей. Человеку необходимо проследить за другими людьми, в своей семье, за друзьями. Найти в окружающих ограничивающие выражения. Психологами замечено, что иногда, вызывают раздражение те черты, которые присущи нам, и мы бы хотели из них избавиться. Но, к сожалению, в себе не находим.Как в поговорке: «В чужом глазу соринку видит, в своем бревно не замечает».

Шаг 2. Разобраться, что несут за собой.

По сути, любая внутренняя установка несет и плюс, и минус.

Плюс. Зачем? От чего ограждает и защищает?

Минус. Чем вредит?

Возьмем, к примеру, ограничивающее убеждение: «У меня это никогда не получиться».

От чего защищает? От возможных ошибок (которых, может и не быть, но все-равно страшно). Возможно, от чужих насмешек.

Чем вредит? Мешает развиваться, двигаться к цели. Получать новый опыт и знания. Быть уверенной в себе.

Получается, что часто защищает от надуманных возможных последствий, от страха движения вперед, от развития. Поэтому и называют эти негативные высказывания – ограничивающие.

Шаг 3. Переформулировать в позитивное выражение.

Этипереформулированные предложения можно назвать аффирмациями.

Пример 1. Старое ограничивающее убеждение: Мир делится на своих и чужих.

Новое позитивное убеждение: Любой человек в моей жизни – отражение моего уровня сознания. Чем больше в моей жизни людей, которых я пытаюсь оттолкнуть от себя, тем больше во мне непроработанных плохих состояний.

Пример 2. Старое ограничивающее убеждение: Кто-то может мне навредить (сглазить/подвампирить) и нужно защищаться от таких людей.

Новое позитивное убеждение: Любое отрицательное воздействие на меня – результат моих прошлых мыслей и поступков.

Все, что со мной происходит (как хорошее, так и плохое) – абсолютно справедливо и неслучайно [38].

Ограничивающее убеждение

Позитивное убеждение

Честных денег много не бывает

Я радуюсь любым деньгам. Деньги приходят в мою жизнь свободно, без чувства стыда, и без обмана.

Много везенья в жизни не бывает

Благодарна за добрый, хороший период в моей жизни.

Чтобы я ни начинал делать, всё заканчивается провалом

Я уверенно начинаю любое дело, а также спокойно отношусь к своим возможным ошибкам, и прощаю себя.

Я боюсь, что меня бросят

Люблю и радуюсь, наслаждаюсь теплотой наших отношений, забочусь сам и позволяю заботиться о себе.

Белая полоса в жизни обязательно сменяется черной полосой

Я получаю удовольствие от жизни здесь и сейчас. Тревожится рано, будем решать проблемы по мере их поступления.

Таблица 1 – Пример замены ограничивающих убеждений на позитивные

 

Чтобы избавиться от ограничивающих убеждений, в список которых входит тема дружбы, любви, карьеры, необходимо перепрограммировать сознание. Лучше всего является визуальный подход. К примеру: негатив у вас ассоциируется с серым, дождливым днем, цветением сирени или большим штормом на море. Перед наглядными символами словесные аргументы могут оказаться бессильными.

Когда мысли, которые доставляют дискомфорт, возникают в голове вместе с картинками-ассоциациями, отпустите их и представляйте только желаемое.

Таким образом, ограничивающие убеждения– это сформировавшиеся в ходе жизни человека устойчивые верования и знания, уже не требующие дополнительных подтверждений, определяющие его действия и поступки.

Ограничивающие убеждения, как и любые слова, могут быть самыми разнообразными. Некоторые убеждения присущи многим людям, например: «на сквозняке легко простудиться». Какие-то более редки, например: «если жабу взять в руки – будут бородавки». А некоторые — очень редки или даже единичны: «выше-лба-уши бывают» [35].

Фразы, которые ограничивают нас в том или ином, негативные убеждения, приобретенные в сознательном возрасте или детстве, взращенные временем и обстоятельствами, мешающие жить, работать, любить, достигать поставленных целей и вообще быть полноценными.

Постоянно думая о проблемах и неудачах, мы просто притягиваем их в свою жизнь. Поэтому крайне важно уметь прорабатывать все свои внутренние опасения, формируя правильный взгляд на жизнь.

Список литературы

  1. Аббасова К.Я. Когнитивная психология и философия: проблемы сосуществования // Вектор науки ТГУ. – 2010. – № 3. – С. 9–11.
  2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / – М.: Центр педагогического образования, 2000. – 186 с.
  3. Акопов Г.В. Социальная психология образования. Самара, 1996. – 246 с.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 424 с.
  5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: 1976. – 158 с.
  6. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Московский психиатрический журнал. Спецвыпуск по когнитивной терапии-1996.-№3.-С.40-49.
  7. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  8. Божович Л. И. Личность и ее формирование. – М.: Просвещение, 1986. – 312 с.
  9. Бондаренко Л.В. Я - мир (механизмы и этапы формирования мировоззрения личности) / Л.В. Бондаренко. – Киев: Высшая школа, 1990. – 132 с.
  10. Борбот А.Ю. Психология профессиональной деятельности /А.Ю. Борбот. – Мн.: Асвета, 2009. – 179 с.
  11. Братусь Б.С. Аномалии личности /Б.С.Братусь. – М.: Просвещение, 1988. – 285 с.
  12. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М. 2001. – 321 с.
  13. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия /– СПб.: Питер, 2000. – 968 с.
  14. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личностных конструктов. –СПб.: Речь, 2000. – 249 с.
  15. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. –М.: Наука, 1988. – 192с.
  16. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. –Спб. 2007.– 541 с.
  17. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1990. –229 с.
  18. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования/ Под ред. А.А.Бодалека, В.В.Столина. –М.: Изд-воМГУ, 1987. – 326 с.
  19. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. –256с.
  20. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики. (Учебное пособие для студентов психологических факультетов). – Набережные Челны, 1999. –134 с.
  21. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –НПО "МОДЭК", 1996. – 321 с.
  22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:/ Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 356 с.
  23. Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения //Вопросы психологии, 2003. – №3. – С 62-72.
  24. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е издание. – СПб.: Питер, 2006. –589 с.
  25. Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб. 2001. – 465 с.
  26. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. – 317 с.
  27. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. No. 95. P. 542-575.
  28. Janoff-Bulman, R., &Usoof-Thowfeek, R. (2009). Shifting moralities: Post 9/11 responses to shattered national assumptions. In M. Morgan (Ed.). The impact of 9-11: The day that changed everything? (vol. 5, pp. 81-96). NY: PalgraveMacmillan.
  29. Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719 - 727. Интернет- ресурсы
  30. Келли Дж. Когнитивная теория личности [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: http://ligis.ru/psylib/090417/books/hjelz01/txt23.htm/ (дата обращения: 29.08.2022).
  31. Лунева А. Как ограничивающие убеждения мешают нам достигать цели [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://www.b17.ru/article/284343/ (дата обращения: 25.08.2022).
  32. Маргалиева О. Как менять ограничивающие убеждения [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://www.b17.ru/article/113543/ (дата обращения: 27.08.2022).
  33. Минимулин А. Конструктивный детерменизм Келли. Теория личностных конструктов [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://shpargalum.ru/psixologiya-lichnosti/ (дата обращения: 27.08.2022).
  34. Монро И. Ограничивающие убеждения [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://www.b17.ru/article/51490/ (дата обращения: 26.08.2022).
  35. Ограничения в мышлении. Какие убеждения тянут вас назад? / Наша психология// [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://www.psyh.ru/ (дата обращения: 26.08.2022).
  36. Ограничивающие убеждения, которые мешают вам расти как личность / Шаг к здоровью [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://steptohealth.ru/ogranichivayushhie-ubezhdeniya-kotorye-meshayut-vam-rasti-kak-lichnost/ (дата обращения: 29.08.2022).
  37. Самортова А. Ограничивающие убеждения: откуда берутся и какие бывают [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://econet.ru/ (дата обращения: 26.08.2022).
  38. Соболевская Д.Шаги для трансформации ограничивающих убеждений [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://psy.systems/post/pyat-shagov-dlya-transformacii-ogranichivauschix-ubezhdenij(дата обращения: 27.08.2022).
  39. Фирмаль Л. Когнитивная психология Келли — Личностные конструкты [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://lfirmal.com/kognitivnaya-psihologiya-kelli-lichnostnye-konstrukty/ (дата обращения: 27.08.2022).
  40. Хопрининова М. Ограничивающие убеждения [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://www.b17.ru/article/329853/ (дата обращения: 29.08.2022).
  41. Что ограничивают ограничивающие убеждения /Психология [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://econet.ru/articles/165217-chto-ogranichivayut-ogranichivayuschie-ubezhdeniya (дата обращения: 29.08.2022).
  42. Эдвардз Д. Наши ограничивающие убеждения [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://naturalworld.guru/article_nashi-ogranichivayushchie-ubejdeniya.htm (дата обращения: 29.08.2022).
  43. Яковлева Е.Н. Метод структурных расстановок в работе с ограничивающими убеждениями [Электрoнный ресурс]. Режим дoступa: https://coachinstitute.ru/mediateka (дата обращения: 27.08.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее