В условиях глобализации мировой экономики, глубоких социально-экономических преобразований сфера услуг развивается наиболее динамично, и от ее правильного правового обеспечения зависят рост национальной экономики и повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках услуг.
Однако действующие законодательные акты, устанавливающие общие положения об обязательствах, договорах оказания услуг и договорах оказания отдельных видов услуг, не всегда образуют четкую и последовательную систему регулирования, что порождает многочисленные коллизии и противоречия, является причиной формирования неоднозначной практики разрешения споров, возникающих из-за надлежащего исполнения договорных обязательств по оказанию услуг[1].
Эволюционным процессом развития экономического и договорного регулирования сферы услуг является возникновение договорных структур, объединяющих элементы различных услуг (комплексных договоров) или интегрирующих элементы договора оказания услуг с элементами договоров других видов (комплексных договоров), смешанные контракты. Правила о договорах, элементы которых они объединяют, применяются в соответствующих частях к указанным договорным конструкциям. Сложные и смешанные контракты создают возможность наиболее эффективной и полной реализации потребностей участников хозяйственного оборота.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что сегодня развитие сферы услуг происходит по нескольким направлениям: глобализация сферы услуг и либерализация мировой торговли услугами; повышение роли услуг в национальной экономике и увеличение темпов роста внутренней и внешней торговли ими; значительное расширение номенклатуры услуг за счет появления новых услуг и активной персонификации и выделения услуг, ранее носивших внутрифирменный вспомогательный характер (маркетинг, реклама, аудит, бухгалтерские услуги, инжиниринг и т. д.), в самостоятельные отрасли; увеличение доли информационных услуг в третичном секторе экономики; организация интегрированных компаний, предоставляющих потребителю «пакет» услуг; переход от традиционного способа оказания услуг к более сложным формам сотрудничества в рамках экономического оборота; повышение наукоёмкости сферы услуг; усиление конкуренции, индивидуализация спроса заказчиков (потребителей) услуг и, как следствие, повышение требований к их качеству и т. д.
Поэтому масштаб и функциональная неоднородность услуг, современные тенденции развития сферы услуг в целом актуализируют необходимость четкого разграничения границ отраслевого правового регулирования договорных отношений по оказанию услуг и усиливают необходимость его улучшения.
Признание услуги самостоятельным объектом, относительно которого участники хозяйственного оборота вступают в хозяйственные и договорные отношения, подтверждается законодательным признанием одним из основных принципов управления свободным перемещением капитала, товаров и услуг на территории РФ.
С экономической точки зрения экономическая услуга – это товар, представляющий собой диалектическое единство экономической деятельности, связанной с оказанием соответствующих видов услуг, и результата, достигаемого в процессе такой деятельности. С юридических подходов экономическая услуга представляет собой одновременно экономическую операцию (совокупность последовательных действий, собственно составляющих ее содержание), и объект, относительно которого взаимодействуют участники экономических отношений как продавцы (поставщики услуг) и покупатели (заказчики услуг)[2].
Заказчик (покупатель) экономической услуги имеет цель получения желаемого результата, ради чего он вступает в соответствующие договорные отношения. Относительно квалификации такого результата в доктрине существуют две противоположные точки зрения. Согласно одному из них, предметом договора оказания услуг является сама услуга, но не как деятельность, а как результат, средство достижения которого служит эта деятельность. Согласно другой точке зрения, интерес получателя услуги всегда удовлетворяется непосредственным поведением ее исполнителя, а основной характеристикой услуги является негарантированность ее результата. Но эффективность самой услуги как показатель ее качества следует отличать от требуемого заказчиком конечного результата, достижению которого услуга только способствует. Например, в целях повышения собственной конкурентоспособности на соответствующем товарном рынке, популяризации товара среди потребителей и увеличения объема его реализации, производитель указанного товара может вступить в хозяйственные и договорные отношения с целью получения рекламы, консалтинговые, маркетинговые услуги и т. д. Однако получение требуемого заказчиком результата от вышеуказанных услуг зависит не только от правильного выполнения действий, составляющих их содержание, но и напрямую связано с рядом факторов, не зависящих от действия их исполнителей (фактическое качество товара, общий уровень спроса и предложения на такой товар, общий уровень доходов тех категорий субъектов, для которых этот товар предназначен и т.п.)[3].
Требования к качеству услуг устанавливаются национальными стандартами, документами международных, в том числе профессиональных, организаций, правилами, разрабатываемыми национальными саморегулируемыми организациями и профессиональными объединениями, а также формулируются в рамках систем качества, действующих на предприятии, обеспечивающем услуги.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // «Российская газета», № 238-239, 12.08.1994.
- Образцова В. И. Понятие и признаки потребительского договора // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 48-52.
- Яковлев И. С. Содержание договора об участии в долевом строительстве и проблемы его реализации // Энигма. 2020. № 18-1. С. 95-112.