ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ С САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ У ЖЕНЩИН УСПЕШНО САМОРЕАЛИЗУЮЩИХСЯ В БЬЮТИ-СФЕРЕ

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ С САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ У ЖЕНЩИН УСПЕШНО САМОРЕАЛИЗУЮЩИХСЯ В БЬЮТИ-СФЕРЕ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (148), декабрь ‘23

Дата публикации 21.12.2023

Поделиться

В статье рассматривается проблема взаимосвязи самоактуализации с саморегуляцией. Авторами была обоснована актуальность обращения к теме данного исследования, сформулирована цель, дана характеристика методов исследования и выборки, представлены результаты исследования женщин самореализующихся в бьюти-сфере. С помощью методов математической статистики были установлены статистически значимые связи между такими показателями самоактуализации: ориентации во времени; шкала поддержки; шкала ценностной ориентации; шкала гибкости поведения; шкала сензитивности; шкала спонтанности; шкала самоуважения; шкала самопринятия; шкала представлений о природе человека; шкала синергии; шкала принятия агрессии; шкала контактности; шкала познавательных потребностей; шкала креативности и стилями саморегуляции поведения.

Понимание и восприятие успеха и успешности у каждого человека свое, оно индивидуально и субъективно. И эти представления во многом определяют наше профессиональное будущее, становление нас как личности, психологическое, эмоциональное благополучие. Для современного человека успех имеет высокую значимость на протяжении всей его жизни

Обращаяськпроблемеизучениясамореализацииличности, нельзянекоснутьсяпроблемысодержанияданноготермина. ВработахЛ.А. Коростылевой, Е.А. Денисовой, С.И. Кудинова отмечается факт первичного приведения термина «самореализация» (self-realisation) в Словаре по философии и психологии 1902 г. издания, определяемогокак «осуществлениевозможностейразвития «Я» [1].

Исходя из вышесказанного целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи самоактуализации с саморегуляцией у женщин успешно самореализующихся в бьюти-сфере.

Методики исследования: Самоактуализационный тест (CAT) Э. Шострома, адаптированный Л.Я. Гозманом; Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98»В.И. Моросановой.

Выборку исследования составили 20 женщин успешно самореализующихся в бьюти-сфере.

Результаты диагностики самоактуализации представлены на графике 1.

 График 1. Показатели самоактуализации

На вышепредставленном графике видно, что у группы наших респондентов преобладают такие показатели самоактуализации как ориентация во времени, ценностная ориентация, спонтанность, самоуважение, представления о природе человека, синергия, контактность, познавательные потребности, креативность.

Результаты диагностики саморегуляции представлены на графике 2.

График 2. Стили саморегуляции поведения

На вышепредставленном графике видно, что в группе наших респондентов преобладают такие стили саморегуляции как планирование, оценивание результатов, программирование им очень высокий уровень саморегуляции.

Далее для достижения поставленной цели исследования, с помощью методов математической статистики, нами были установлены статистически значимые корреляционные связи между показателями самоактуализации и стилями саморегуляции поведения. Выявленные нами статистически значимые связи представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты математического анализа (выборочные данные)

 

   

Планирование

Оценивание результатов

Моделирование

Гибкость

Программирование

Самостоятельность

ОУ саморегуляции

Ориентация во времени

R

-,773**

-,875**

-,561**

,696**

 

 

-,821**

p

,000

,000

,004

,000

 

 

,000

Поддержка

R

-,794**

-,698**

-,618**

 

 

-,441*

-,986**

p

,000

,000

,001

 

 

,031

,000

Ценностная ориентация

R

-,625**

-,742**

 

 

 

-,688**

-,493*

p

,001

,000

 

 

 

,000

,014

Гибкость поведения

R

-,851**

-,616**

-,702**

 

 

-,448*

-,971**

p

,000

,001

,000

 

 

,028

,000

Спонтанность

R

-,907**

-,419*

-,657**

,718**

,548**

 

-,462*

p

,000

,041

,000

,000

,006

 

,023

Самоуважение

R

-,433*

 

 

 

-,616**

-,582**

-,868**

p

,035

 

 

 

,001

,003

,000

Самопринятие

R

-,485*

 

-,470*

 

-,500*

-,591**

-,851**

p

,016

 

,021

 

,013

,002

,000

Принятие агрессии

R

-,836**

-,616**

-,627**

,857**

,585**

 

 

p

,000

,001

,001

,000

,003

 

 

Контактность

R

-,647**

 

-,530**

 

 

 

-,638**

p

,001

 

,008

 

 

 

,001

Познавательные потребности

R

-,682**

-,657**

-,727**

 

 

-,500*

-,806**

p

,000

,000

,000

 

 

,013

,000

Креативность

R

-,455*

 

 

,783**

,563**

,500*

 

p

,026

 

 

,000

,004

,013

 

 

По результатам математической статистики и выявленным положительным и отрицательным корреляционным связам нами были сделаны следующие выводы:

Судя по большому количеству отрицательных корреляционных связях саморегуляция не способствует, а только осложняет процесс самоактуализации, то есть человек стремящийся к актуализациисобственного «Я» более хаотичен, свободен и творчески не организован.

Только такие стили как гибкость, программирование и самостоятельность способствуют прогрессу креативности, а все остальные стили осложняют ориентацию во времени, обращение к поддержке, актуализации ценностных ориентаций, гибкости поведения, спонтанности, самоуважению, самопринятию, принятию агрессии, контактности и даже реализации познавательных потребностей.

Список литературы

  1. Шинкоренко, А. В. Самоактуализация как фактор профессионального развития педагога общеобразовательной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. 1. Пермь: Меркурий, 2011. С. 189-192.
  2. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2011. 304 с.
  3. Балл Г. А. Концепция самоактуализации личности в гуманистической психологии / Балл Г. А. – К. – Донецк: Ровесник, 2013. – 32 с.
  4. Тимербулатова Э.С. Влияние профессиональной деятельности женщин-матерей на уровень их удовлетворенности жизнью // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary