Понимание и восприятие успеха и успешности у каждого человека свое, оно индивидуально и субъективно. И эти представления во многом определяют наше профессиональное будущее, становление нас как личности, психологическое, эмоциональное благополучие. Для современного человека успех имеет высокую значимость на протяжении всей его жизни
Обращаяськпроблемеизучениясамореализацииличности, нельзянекоснутьсяпроблемысодержанияданноготермина. ВработахЛ.А. Коростылевой, Е.А. Денисовой, С.И. Кудинова отмечается факт первичного приведения термина «самореализация» (self-realisation) в Словаре по философии и психологии 1902 г. издания, определяемогокак «осуществлениевозможностейразвития «Я» [1].
Исходя из вышесказанного целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи самоактуализации с саморегуляцией у женщин успешно самореализующихся в бьюти-сфере.
Методики исследования: Самоактуализационный тест (CAT) Э. Шострома, адаптированный Л.Я. Гозманом; Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98»В.И. Моросановой.
Выборку исследования составили 20 женщин успешно самореализующихся в бьюти-сфере.
Результаты диагностики самоактуализации представлены на графике 1.
График 1. Показатели самоактуализации
На вышепредставленном графике видно, что у группы наших респондентов преобладают такие показатели самоактуализации как ориентация во времени, ценностная ориентация, спонтанность, самоуважение, представления о природе человека, синергия, контактность, познавательные потребности, креативность.
Результаты диагностики саморегуляции представлены на графике 2.
График 2. Стили саморегуляции поведения
На вышепредставленном графике видно, что в группе наших респондентов преобладают такие стили саморегуляции как планирование, оценивание результатов, программирование им очень высокий уровень саморегуляции.
Далее для достижения поставленной цели исследования, с помощью методов математической статистики, нами были установлены статистически значимые корреляционные связи между показателями самоактуализации и стилями саморегуляции поведения. Выявленные нами статистически значимые связи представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты математического анализа (выборочные данные)
Планирование |
Оценивание результатов |
Моделирование |
Гибкость |
Программирование |
Самостоятельность |
ОУ саморегуляции |
||
Ориентация во времени |
R |
-,773** |
-,875** |
-,561** |
,696** |
|
|
-,821** |
p |
,000 |
,000 |
,004 |
,000 |
|
|
,000 |
|
Поддержка |
R |
-,794** |
-,698** |
-,618** |
|
|
-,441* |
-,986** |
p |
,000 |
,000 |
,001 |
|
|
,031 |
,000 |
|
Ценностная ориентация |
R |
-,625** |
-,742** |
|
|
|
-,688** |
-,493* |
p |
,001 |
,000 |
|
|
|
,000 |
,014 |
|
Гибкость поведения |
R |
-,851** |
-,616** |
-,702** |
|
|
-,448* |
-,971** |
p |
,000 |
,001 |
,000 |
|
|
,028 |
,000 |
|
Спонтанность |
R |
-,907** |
-,419* |
-,657** |
,718** |
,548** |
|
-,462* |
p |
,000 |
,041 |
,000 |
,000 |
,006 |
|
,023 |
|
Самоуважение |
R |
-,433* |
|
|
|
-,616** |
-,582** |
-,868** |
p |
,035 |
|
|
|
,001 |
,003 |
,000 |
|
Самопринятие |
R |
-,485* |
|
-,470* |
|
-,500* |
-,591** |
-,851** |
p |
,016 |
|
,021 |
|
,013 |
,002 |
,000 |
|
Принятие агрессии |
R |
-,836** |
-,616** |
-,627** |
,857** |
,585** |
|
|
p |
,000 |
,001 |
,001 |
,000 |
,003 |
|
|
|
Контактность |
R |
-,647** |
|
-,530** |
|
|
|
-,638** |
p |
,001 |
|
,008 |
|
|
|
,001 |
|
Познавательные потребности |
R |
-,682** |
-,657** |
-,727** |
|
|
-,500* |
-,806** |
p |
,000 |
,000 |
,000 |
|
|
,013 |
,000 |
|
Креативность |
R |
-,455* |
|
|
,783** |
,563** |
,500* |
|
p |
,026 |
|
|
,000 |
,004 |
,013 |
|
По результатам математической статистики и выявленным положительным и отрицательным корреляционным связам нами были сделаны следующие выводы:
Судя по большому количеству отрицательных корреляционных связях саморегуляция не способствует, а только осложняет процесс самоактуализации, то есть человек стремящийся к актуализациисобственного «Я» более хаотичен, свободен и творчески не организован.
Только такие стили как гибкость, программирование и самостоятельность способствуют прогрессу креативности, а все остальные стили осложняют ориентацию во времени, обращение к поддержке, актуализации ценностных ориентаций, гибкости поведения, спонтанности, самоуважению, самопринятию, принятию агрессии, контактности и даже реализации познавательных потребностей.
Список литературы
- Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2011. 304 с.
- Балл Г. А. Концепция самоактуализации личности в гуманистической психологии / Балл Г. А. – К. – Донецк: Ровесник, 2013. – 32 с.
- Тимербулатова Э.С. Влияние профессиональной деятельности женщин-матерей на уровень их удовлетворенности жизнью // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012.
- Шинкоренко, А. В. Самоактуализация как фактор профессионального развития педагога общеобразовательной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. 1. Пермь: Меркурий, 2011. С. 189-192.