ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УФСИН РФ

ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УФСИН РФ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (147), декабрь ‘23

Дата публикации 17.12.2023

Поделиться

Данная статья посвящена необходимости борьбы с коррупцией в системе исполнения наказаний, особенно в УФСИН РФ, и о том, что для эффективной борьбы с коррупцией необходимо провести анализ и оценку основных причин ее совершения. Автор выделяет объективные и субъективные факторы, которые могут влиять на появление коррупционных проявлений среди должностных лиц в этой сфере. Объективные факторы включают деформацию правосознания, моральные качества, ценностные ориентации и профессиональную деформацию сотрудников, а также недостаток материального обеспечения. Субъективные факторы включают низкую квалификацию и отсутствие необходимых знаний в области права у должностных лиц. Также указывается на целесообразность принятия мер по улучшению работы системы исполнения наказаний и повышению профессионального уровня сотрудников, чтобы противостоять коррупции.

Противодействие коррупции является основополагающим элементом реализации государственной политики в различных сферах жизнедеятельности общества. Несмотря на наличие огромного числа нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование функционирования антикоррупционного механизма, данная проблема всё ещё остаётся наиболее актуальной [1].

 

Сфера исполнения наказаний занимает одно из ключевых мест в системе органов власти, призванных реализовывать государственную политику в сфере противодействия преступности. ФСИН России придает большое значение повышению профессионального и морально-нравственного уровня сотрудников уголовно-исполнительной системы. Проблема коррупции в этих учреждениях является актуальной и приоритетной.

 

Для выстраивания эффективной модели противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений среди должностных лиц УФСИН РФ целесообразно в первую очередь установить причины совершения коррупционного правонарушения или преступления. Все коррупционные проявления в рядах сотрудников пенитенциарных учреждений имеют системный характер, сопряжены с воздействием различных факторов. Вся коррупционная деятельность во многом зависит от объективных и субъективных причин, в виду чего, требуется тщательный анализ и оценка основных коррупционных факторов не только при функционировании исправительного учреждения, но и наличие таких факторов в системе законодательства. Особое значение необходимо уделять мотивам преступного поведения должностных лиц УФСИН РФ.

 

Среди объективных факторов в первую очередь можно назвать деформацию правосознания, отклонение социально-ориентированного поведения должностных лиц УФСИН РФ. кроме этого, объективными установками также являются моральные качества должностных лиц, мировоззренческие установки, ценностные ориентации личности сотрудника исправительного учреждения. Кроме этого может также особое значение иметь профессиональная деформация, которая является первоосновой в преступном поведении личности с целью достижения своих корыстных побуждений, наживы и получения лёгкого денежного вознаграждения. Также среди таких факторов можно обозначить и низкий уровень материального обеспечения должностных лиц исправительных учреждений, недостаточный уровень заработной платы и финансового благосостояния сотрудников [2].

 

 Субъективные факторы совершения коррупционных преступлений главным образом сопряжены с низкой квалификацией должностных лиц, что обуславливается отсутствием основных профессиональных навыков и умений, знаний в области права, неэффективной кадровой политики пенитенциарного учреждения, низкий уровень правосознания и пр.

Среди первостепенной причины свершения должностным лицом УФСИН РФ коррупционного преступления можно назвать нравственно-психологические отклонения в поведении личности. Антикоррупционная деятельность в данном случае существенно осложнена, поскольку как должностное лицо, так осужденный не рассматривают совершённое противозаконное деяние в качестве преступления.

 

Важно обозначить, что в настоящее время разработан и принят соответствующий правовой акт, в сфере противодействия  коррупции должностных лиц УФСИН РФ – «План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 - 2024 годы» (утв. ФСИН России 17.09.2021).

 

Данный правовой акт включает в себя основные меры и мероприятия по совершенствованию антикоррупционного механизма. В частности, устанавливается необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере противодействия коррупции. Данное направление предусматривает необходимость устранения противоречий, пробелов в антикоррупционном законодательстве. а так же разработку ведомственных правовых актов, которые будет направлены на предупреждение коррупционных проявлений следи должностных лиц УФСИН РФ.

 

Особое значение данный правовой акт уделает мероприятиям, направленным на противодействие коррупции при реализации контрольно-надзорных функций, а также предусматривает необходимость проведения оценок коррупционных рисков.

 

Особое значение так же имеет и совершенствование кадровой политики пенитенциарных учреждений, что требует повышение эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений [3].

 

Исключение конфликта интересов на службе также является эффективным предупредительным механизмом, ввиду чего требуется повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обеспечение соблюдения работниками УИС запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

 

Вопросы повышения эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд также нуждаются в тщательной проработке. В данном случае требуется организация и проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов УИС, проверок в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд и аудиторских мероприятий.

 

Особое значение в предупредительных мерах имеет тесное взаимодействие учреждений и органов УИС с институтами гражданского общества и гражданами, создание эффективной системы обратной связи, обеспечение доступности информации о деятельности учреждений и органов УИС [4].

 

Важно уделить особое внимание проблеме повышения квалификации и профессионализма должностных лиц. В данном случае требуется усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение работниками УИС запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, повышение эффективности образовательных и иных мероприятий учреждений и органов УИС, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов.

 

Таким образом, коррупционные преступления остаются серьезной проблемой в системе УИС и требуют принятия мер для их предотвращения. Одним из способов борьбы с коррупцией является контроль доходов и расходов сотрудников УИС, который позволяет обнаружить незаконные доходы и подозрительные траты. Кроме того, необходимо уделять внимание работе с кадрами, проводить ротацию кадров и более детально изучать личностные качества сотрудников, чтобы избежать назначения на руководящие должности недобросовестных лиц. Регулярная просветительская работа и огласка фактов коррупционных преступлений также могут способствовать формированию негативного отношения к коррупции среди сотрудников УИС. В целом, предупредительные меры должны быть систематическими и комплексными, чтобы свести к минимуму коррупционные преступления и риск их дальнейшего развития.

Список литературы

  1. Ваганов А.Б. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее профилактика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2012. – 265 с.
  2. Гирько С.И. Расследование дел о пенитенциарных преступлениях: организация и пределы участия // Научный портал МВД России. – 2020. – № 1 (49) – 61-66 c.
  3. Гирько С.И. Криминальная ситуация в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и профилактические меры, предпринимаемые органами и учреждениями системы по ее изменению // Научный портал МВД России. – 2021. – № 19. – 46-58 c.
  4. Громов В.Г. Профилактика преступлений осужденных в исправительных учреждениях // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2013. – № 1 (11). – 41-45с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary