ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (147), декабрь ‘23

Дата публикации 14.12.2023

Поделиться

Статья посвящена изучению факторов восприятия образа мужчины и женщины. В статье представлены результаты исследования представлений о мужчине и женщине людьми разного пола, возраста, состоящими и не состоящими в браке. Для этого в нашей работе был использован метод семантического дифференциала. В результате чего нами было выделено несколько факторов, влияющих на восприятие образа мужчины и женщины: пол, возраст, семейное положение.

Вопрос поиска сути, квинтэссенции смыслов находит своё отражение в одном из самых уникальных научных направлений современности – «психосемантике». Как отмечал известный исследователь В.Ф. Петренко «Психосемантический подход к личности ещё нов, но открываемый им путь к изучению личности через анализ ее индивидуального сознания перспективен и обладает широкими возможностями операционализации смысловых единиц анализа структуры личности» [2, с. 387].

Основные положения психосемантики представлены, в первую очередь, исследованиями психологов МГУ (В.Ф. Петренко, Е.Ю. Артемьева, А.Г. Шмелёв, В.В. Столин, О.В. Митина, А.А. Нистратов, В.И. Похилько).

Психосемантика исследует вопросы, касающиеся субъективной сферы личности, её индивидуального сознания. По мнению исследователя П.Н. Ермаковой и В.А. Лабунской, «три момента психосемантики имеют прямое или опосредованное отношение к проблеме смысла и смыслообразования» [3, с. 153].

Во-первых, отметим, что «происходящие в сознании человека процессы, такие как: коммуникативное действие, процесс функционирования словесного образа (символа) и т.д., зависят от индивидуальной значимости восприятия человеком мира, других людей, самого себя» [2, с. 22]. «Субъект что-либо классифицирует, оценивает, шкалирует, выносит суждения о сходстве и различии объектов». Значения, приобретающие в сознании человека смысловую для него ценность, являются, таким образом, стимуляторами классификаций.

Во-вторых, в психосемантике представлен достаточно убедительный вариант генезиса субъективного смысла, находит отражение своеобразная интериоризация объективных значений, «сбрасывание» ими знаковой формы, переход в «живые» смыслы. «Генетическая последовательность смыслообразования выглядит как предсмыслы – образованные следы, зафиксированные в модальных свойствах (слой перцептивного мира), смыслы – следы внутри семантического слоя и личностные смыслы – составляющие образа мира, элементы ядерных структур субъективного опыта» [1, с. 124].

В-третьих, психосемантика привлекает теоретической и практической значимостью классификации образуемых смыслов. Создав «концептуальный остов психологии субъективной семантики» [1, с. 125], представители этого направления расклассифицировали смыслы, образующие семантический слой субъективного опыта, по основанию их вклада в целостный смысл предмета.

Целью нашего исследование стало изучение содержания и факторов восприятия образа мужчины и женщины.

С помощью анкетирования и метода семантического дифференциала мы изучили анкетные данные респондентов (пол, возраст, семейное положение и др.) и характеристики образа «мужчины» и «женщины», описанные испытуемыми. В данной статье опытным путём мы выделили особенности влияния на представления человека о мужчине и женщине таких факторов как пол, возраст и семейный статус (находится ли человек в браке или нет). Мы изучили, как люди разных поколений в условиях современности (быстро меняющаяся система ценностей и социальных стереотипов) могут охарактеризовать два обыденных понятия – «мужчина» и «женщина».

Скажем, что из литературной классики мы всегда черпаем представления о том, что женщина – создание, зачастую, «хрупкое», «нежное», «ранимое». Мы читаем о том, что девушка выходит «замуж», то есть встаёт за спину мужа, покоряется ему. Вспомним здесь одну из цитат Ф.М. Достоевского, психолога души человеческой: «Жизнь всякой женщины, что бы она там ни проповедовала, это – вечное искание, кому бы подчиниться». В то время как «мужчину» представители женского пола воспринимают как «защитника», «надёжное плечо»: «Быть мужчиной – значит быть ответственным» (Антуан де Сент-Экзюпери). Работают ли данные категории и социальные установки в обыденной жизни?

В соответствие с классификацией возрастных периодов Э. Эриксона молодость (как шестая стадия жизненного цикла человека) начинается в 20 лет и заканчивается в 24 года. «Основные задачи такого возраста – поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими: могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Уверенный в своей идентичности молодой человек или девушка проявляет психологическую интимность, душевную теплоту, понимание, доверие. Человек, не уверенный в своей идентичности, избегает близких отношений, его отношения с другими становятся безликими и стереотипными, он приходит к изоляции. Принимая близость в противовес изоляции, человек обретает любовь» [4, с. 214].

Следующая стадия в классификации Э. Эриксона – зрелость (от 25 до 50 лет). Этот этап жизни «связан с решением противоречия между способностью к развитию и личностным застоем: что я могу предложить будущим поколениям? Поднимаясь над уровнем идентичности, обращая больше внимания на нужды и проблемы других людей, человек позитивно решает свою задачу развития. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов часто приводят к поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои потребности, уберечь свой покой. В этом случае происходит личностное опустошение. В противостоянии творчества и застоя должно родиться положительное качество – забота» [4, с. 215].

Так, опираясь на возрастную классификацию исследователя, мы можем выделить три возрастные группы, для которых актуален образ «мужчины» и «женщины», в контексте решения их жизненных задач: 20-25 лет, 25-35 лет, 35-45 лет.

Всю выборку нашего исследования мы разделили на эти три возрастные группы, с учетом пола (мужчины и женщины) и семейного положения (состоят или нет в браке). Для исследования представления образа мужчины и женщины мы обратились к методике психосемантического дифференциала. Были выделены 40 личностных характеристик с разными полюсами (положительные и отрицательные), респонденты оценивали эти характеристики в контексте образа мужчины или женщины от 0 до 3 баллов.

Представим результаты анализа характеристик образа женщины глазами мужчин.

Рис. 1. Распределение мужчин разных возрастных групп по указанным ими доминирующим характеристикам в образе женщины

Среди приоритетных характеристик в образе женщины, мужчины всех возрастных групп чаще всего выделяли нежность (24%), искренность (21%), забота (18%), хозяйственность и успешность (по 14%), жертвенность (9%).

Выделим доминирующие особенности, характерные для образа женщины (с точки зрения представителей мужского пола) у холостых мужчин в стадии молодости (по Э. Эриксону) от 20 до 25 лет. В представлении о женщине наиболее часто в их оценках встречаются такие качества как искренность, настойчивость, понимание, нежность и живость натуры. Такие качества как хозяйственность и успешность женщины не являются основополагающими, они ниже оцениваются мужчинами этой возрастной группы.

Отметим, что мужчины в данном возрасте, в жизни которых не было отца, выделяют среди прочих важных качеств в женщине надёжность и жертвенность характера, дают более высокие оценки этим характеристикам в образе женщины. Далее укажем на то, что представители мужского пола (20-25 лет), находящиеся в браке, делают акцент в ряду перечисленных качеств ещё на хозяйственность и надёжность партнёра.

Мужчины следующей возрастной группы (от 25 до 35 лет) наиболее часто отмечают в женщине такие качества как искренность, понимание, разговорчивость и живость. Хочется обратить внимание на то, что мужчины ни в одной возрастной категории не обозначили ключевым или наиболее важным качеством в образе женщины «яркость» представительницы противоположного пола.

В выборе основополагающих качеств в образе женщины мужчины третьей возрастной категории (от 35 до 45 лет) делали акцент на следующих характеристиках: порядочность, надёжность и хозяйственность. Следует отметить, что мужчины, находящиеся в браке, в большей степени указывают на то, что женщина не должна быть требовательной и прихотливой. В ходе исследования представления образа женщины (с точки зрения представителей мужского пола всех возрастных групп), мы установили следующий круг признаков, наиболее часто встречающийся у испытуемых: нежность, искренность, забота, хозяйственность, успешность, жертвенность.

Рис. 2. Распределение женщин разных возрастных групп по указанным ими доминирующим характеристикам в образе мужчины

 

У большинства женщин не зависимо от возраста в приоритете оказались такие качества личности мужнины как смелость (19%), сила (16,5%), зрелость (15%), неприхотливость (14%), исключительность (13%), порядочность (12,5%).

У незамужних женщин в стадии молодости (по Э. Эриксону) от 20 до 25 лет наблюдаются следующие тенденции в представлении о мужчине- доминирование таких качеств как: смелость, сила, ветреность, заносчивость, небрежность и эгоизм. Отметим, что женщины в данном возрасте, в жизни которых не было отца, наиболее часто выделяют среди прочих качеств в мужчине такие как: преданность и нежность. Далее укажем на то, что представительницы женского пола (20-25 лет), находящиеся в браке, делают акцент в ряду перечисленных качеств ещё на хозяйственность спутника.

Женщины следующей возрастной группы (от 25 до 35 лет) наиболее часто отмечают в мужчине такие качества как: искренность, понимание, разговорчивость и живость. Хочется обратить внимание на то, что женщины ни одной возрастной категории не обозначили ключевым или наиболее важным качеством «яркость» представителя противоположного пола.

В выборе основополагающий качеств в образе мужчины женщины третьей возрастной категории (от 35 до 45 лет) делали акцент на следующем: сила, неприхотливость, хозяйственность и искренность.

Итак, в ходе исследования образа мужчины (с точки зрения представительниц женского пола всех возрастных групп), мы установили следующий круг признаков, наиболее часто встречающийся у испытуемых: смелость, сила, зрелость, неприхотливость, порядочность и исключительность партнёра в жизни женщины.

Таким образом, было установлено, что такие факторы как пол, возраст и семейное положение человека влияют на восприятие образа мужчины и женщины.

Мы выделили доминирующие характеристики в восприятии образа женщины с точки зрения мужчины: нежность, искренность, забота, хозяйственность, успешность, жертвенность.

 Приоритетными характеристиками в образе мужчины в видении женщин являются смелость, сила, зрелость, неприхотливость, порядочность и исключительность партнёра в жизни женщины.

Список литературы

  1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. – М.: Наука: Смысл, 1999. – 350 с.
  2. Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. – М.: Эксмо, 2010. – С. 387.
  3. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007 – 653 с.
  4. Эриксон Э. Детство и общество. / Пер. с англ. – СПб.: ЛЕНАТО, 2011. – 592 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary