Мотивация – это внутренняя энергетическая сила, которая определяет аспекты поведения человека, влияет на то, как он думает, чувствует и взаимодействует с другими людьми. В спорте мотивация рассматривается в качестве важнейшей предпосылки для реализации спортсменами своего потенциала. Однако, учитывая его изначально абстрактную природу, используется она не в полной мере. Соревновательная дистанция в спортивном ориентировании сопровождается чередой внезапных и частых изменений ситуаций, в которых спортсмену-ориентировщику приходится интенсивно мыслить в состоянии большого эмоционального напряжения. Спортивное ориентирование предъявляет высокие требования ко всем сторонам психической деятельности спортсмена [8].
Проявление спортсменом-ориентировщиком в соревнованиях различного уровня всех своих физических и интеллектуальных качеств, воспитание их в процессе спортивной тренировки, а также влияние мотивации на данную деятельность являются одними из наиболее актуальных и недостаточно изученных вопросов в спортивном ориентировании.
Деятельность спортсмена-ориентировщика складывается из многих отдельных действий, соединенных в единое целое. В спортивном ориентировании соревновательная деятельность бегуна включает в себя, прежде всего, отдельные технико-тактические действия: работа с картой, компасом, легендой, отметка на контрольном пункте (далее КП), перемещение в пространстве и т. д. В подготовительном (чаще всего на учебно-тренировочном сборе) и соревновательном периодах спортсмен-ориентировщик может стартовать на преодоление дистанции два или даже три раза за один день и по различным дисциплинам спортивного ориентирования. Таким образом, каждый забег и каждую дистанцию можно рассматривать как отдельное событие, важное для него с различных сторон. Спортсмен не только анализирует и переживает предыдущую соревновательную ситуацию, но и настраивается на предстоящий забег, как на последний. В таких ситуациях большая роль в успешности деятельности отводится мотивации достижения.
Мотивация может быть вовлечена в практику спорта в различных своих формах. Участие спортсмена в соревнованиях может отвечать непосредственному поиску гедонического ощущения, которое дает его деятельность, или потребности в принадлежности к чему-либо, или желанию показать высокий результат в соревновании – все это является мотивацией достижения.
Мотивация достижения характеризуется поведением, которое проявляют люди, когда они примеряются к правильному выполнению задачи, поиску стандартов, требований для исполнения или в постановке высоких целей. Это определение, по-видимому, вполне соответствует особенностям спортивной практики элитных спортсменов. По той же логике можно приравнять спорт высокого уровня к контексту достижения, как его определяет Х. Хекхаузен [7].
Данная потребность полностью подтверждается американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном, которыми была разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей [3].
Данные о развитии мотивации достижения в спорте подтверждают также важность социокультурной среды, включая социальный класс, уровень образования и религию. Другие факты свидетельствуют о том, что для формирования мотивации достижения важно влияние родителей. Матери, стремящиеся рано сформировать независимость у ребенка, воспитывают детей с более высоким уровнем мотивации достижения, чем матери, ограничивающие поведение ребенка. Кроме того, первые дети в семье (мальчики) и дети, принадлежащие к более высоким социально-экономическим группам и к этническому и расовому большинству общества, также обладают высоким уровнем мотивации достижения [1].
Анализ других исследований, проведенных Н. Смитом и Х. Хекхау зеном, позволяет заключить, что для вызова контекста мотивации достижения необходимо выполнить несколько условий.
Первое условие. Прежде всего, задачи, которые должны быть выполнены в этом контексте, должны быть завершены объективной и идентифицируемой целью. Так обстоит дело в спортивной деятельности, достижение целей оценивается с точки зрения производительности.
Одним из методов развития внутренней мотивации является обязательное определение цели. При этом постановка цели не всегда может оказывать положительное воздействие на мотивацию. В случае, когда цели оказываются адекватными, реальными и достижимыми, формируется устойчивая мотивация. Если же по каким-либо причинам (травма, недостаточная подготовленность, нехватка времени и т. п.) цели становятся недостижимыми, мотивация может резко снизиться. В спорте часто наблюдается ситуация, когда человек по пути к своей цели уже достиг определенного уровня, но перед началом соревнований получил травму. Результатом является отсутствие у спортсмена шансов добиться успеха. Таким образом, цель становится недостижимой, что влечет за собой отсутствие уверенности, чувство тревоги, невысокие результаты на тренировках и дальнейших выступлениях. Такой ситуации можно избежать или минимизировать ее отрицательные воздействия, если цели тщательно структурировать.
Такие цели, как, например, «бежать как можно быстрее» или «взять все контрольные пункты», являются общими. Более подходящими и контролируемыми для спортсмена-ориентировщика являются цели типа
«выбрать вариант взятия КП» или «сконцентрироваться на деталях карты вокруг КП» [6]. Отсюда можно сделать вывод, что более подходящими и реальными целями для спортсмена будут краткосрочные, на день или на неделю. Такие краткосрочные цели позволяют лучше сосредоточиться и направить свои усилия в нужное русло. Если цель для спортсмена является реальной и достижимой и воспринимается им как таковая, то прилагается больше усилий, упорства, появляется уверенность, успешность. В этой связи рекомендуется ставить много краткосрочных, реальных, достижимых целей, которые спортсмен мог бы сам контролировать.
Укрепляет уверенность в себе успех в спортивной деятельности. Большое количество краткосрочных, реальных и подконтрольных спортсмену целей позволит определить среднесрочные цели. Затем уже ставятся и долгосрочные – на два-три года вперед – цели. Каждому спортсмену стоит ставить свои собственные цели, но при этом обсудить их с тренером или преподавателем, поскольку тот будет следить за их выполнением. Цели спортсмена не должны идти в угоду родителям или тренерам, они должны носить индивидуальный и реалистичный характер. Краткосрочные цели должны включать в себя все аспекты подготовки: физический, технический и психологический и не должны ограничиваться временными рамками. Только в этом случае спортсмен будет сам управлять собственным процессом подготовки.
Для спортсменов-ориентировщиков необходимо уметь сочетать несколько видов целей: результата, выступления и процесса.
Цели результата, как правило, не контролируются спортсменом и связаны с достижением победы или проигрышем на соревнованиях. Результат состязания не зависит от уровня подготовленности спортсмена- ориентировщика. Он связан с выступлением и других участников.
Цели выступления, наоборот, не зависят от выступления соперников. Они ставят задачу достижения определенных стандартов. Например, передвижение с определенной скоростью на определенном участке дистанции. Эти цели измеримы и их достижение сопряжено с субъективным контролем спортсмена.
Цели процесса не поддаются измерению и связаны с уровнем технической подготовленности, опытом, способами подключения психологического состояния во время соревнования. В качестве примера можно привести умение спортсмена сконцентрироваться, сосредоточиться в начале («ошибка 1 КП») и на последнем участке дистанции. Это наиболее проблематичные участки дистанции, требующие наибольшего внимания. Таким образом, спортсмены-ориентировщики ставят перед собой одновременно три цели на соревновании.
Второе условие. Должна быть возможность оценить количество усилий, необходимых для выполнения поставленной задачи, что также предполагает оценку со стороны того, кто занимается этой задачей, собственной компетентности с учетом сложности этой задачи. Спортивные мероприятия предоставляют спортсмену множество возможностей для проверки своих навыков и оценки усилий, необходимых для достижения результатов, которые он может считать бесполезными с учетом воспринимаемых трудностей и его личных целей.
Содержание цели должно быть одновременно высоким, сложным и достижимым. Известно, что слишком легкие цели не стимулируют человека к их достижению, слишком трудные и завышенные – могут охладить
пыл спортсмена и их достижение будет невозможным. Необходимо учитывать постулат, согласно которому успех порождает уверенность в себе. В этой связи становиться очевидным, что спортсмену-ориентировщику необходимо собственные цели формировать под руководством педагога или тренера. Постановка собственных целей всегда понятна человеку, тогда как навязывание чьих-либо целей делает их непонятными и трудно достижимыми.
Третье условие. Поведение, проявляемое индивидами, способно привести как к неудаче, так и к успеху. К сожалению, нетрудно понять, что нестабильность результатов в спорте, это вполне частое явление, которое имеет пагубные последствия.
Отмечено, что спортсмены-ориентировщики, имеющие высокую внешнюю мотивацию на соревнованиях, трудно переживают и справляются с проигрышем. Эти люди привыкли побеждать и добиваться признания любым путем, для них проигрыш подобен катастрофе. В то же время спортсмены, имеющие внутреннюю мотивацию, легче справляются с проигрышем, так как они нацелены на развитие навыков и рост мастерства. Следовательно, спортсмену необходимо обладать одновременно и внутренней, и внешней мотивацией. Например, во время тренировки, мотивация может быть внутренней, а на соревнованиях – внешней.
Различие мотивов ярко наблюдается у ориентировщиков-профессионалов и любителей. Для достижения успеха в соревновательной деятельности спортсмен-ориентировщик должен иметь комплекс мотивов, внутренних и внешних. Сохранение баланса мотивов (желанием победить и держать под контролем ситуацию с помощью техники и спортивного мастерства) особенно важно для развития и использования значимых психологических навыков.
Четвертое условие. Количество затраченных усилий, а также оценка сложности должны соответствовать стандартам передового опыта. Эти стандарты могут быть социальными, личными или объективными, ссылаясь на других, на свою предыдущую работу или на выполнение задачи. Опять же, спортивные мероприятия предоставляют множество возможностей для калибровки этих стандартов в соответствии с каждым из этих трех способов, даже если конкуренция предпочитает ссылку на социальные стандарты.
Пятое условие. Производительность, осуществляемая индивидом, должна быть в значительной степени результатом его собственных действий, хотя могут вмешиваться и внешние по отношению к субъекту факторы. Спортсмен несет ответственность за свои результаты, но иногда в некоторых видах деятельности эта ответственность частично разделяется с тренером, партнерами и/или противниками, а также некоторыми экологическими факторами (арбитраж, общественность и т. д.)
Благодаря наличию многих характеристик, роль которых обусловливается средствами массовой информации, финансовыми и политическими проблемами, которые возникают в современном соревновании, спортивный контекст интенсивно запрашивает и определяет мотивацию достижения спортсмена. Эта мотивация поддерживает множество связей с его исполнением, вмешиваясь во все моменты спортивной жизни (не только во время соревнований, но и после них), что уже является предпосылками будущего.
Влияние на производительность может быть прямым и точным: по регуляции активации, внимания и тревоги. Мотивация выступает в основном как непрерывный процесс, косвенно участвующий в исполнении деятельности. Это влияние проявляется в актуализации целей, выбранных спортсменом, интенсивности его усилий и настойчивости в тренировках, а также в приверженности образу жизни, совместимому с требованиями высокой конкуренции (семейным и профессиональным самопожертвованием, аскезой и т. д.) Таким образом, эти переменные, зависящие от мотивации достижения, отвечают за качество физической, умственной, технической и тактической подготовки спортсмена, которое в свою очередь определяет уровень мастерства, приобретенного в каждом из аспектов мотивации достижения.
В основе всех факторов, непосредственно участвующих в спортивных достижениях, лежит мотивация достижения, поэтому она является ключевым элементом психической подготовки спортсмена. Создание и поддержание наиболее адаптивного мотивационного отношения к производительности является одним из объектов умственной подготовки. В силу постоянства действия таких установок данный вид подготовки следует понимать как реальный образовательной процесс.
В этой связи мотивацию (в зависимости от направленности) можно разделить на оперативную (для отдельных технико-тактических действий), текущую (для отдельных дистанций и забегов) и этапную (для соревнований и турниров или определенных этапов подготовки).
Выявление особенностей текущей мотивации на предстоящий старт показало, что в среднем около 30 % спортсменов преодолевают дистанцию с определенным планом на нее, стараясь строго придерживаться его, то есть борясь за удачную реализацию варианта движения на каждом КП. Еще около 30 % спортсменов, умея собраться и настроиться на старт, успешно выступают в основном в начале и конце дистанции. Свыше 40 % спортсменов преодолевают дистанцию с переменным успехом, то есть исход забега определяется складывающимися в процессе преодоления соревновательной дистанции обстоятельствами, которые попеременно определяются то активными действиями соперника (в эстафете), то нацеленными на победу действиями спортсмена или иными причинами (погодные условия, неточность карты, плохая подготовка или поломка оборудования).
В оперативной мотивации при преодолении дистанции ведущее значение приобретает умение спортсмена успешно реализовать вариант движения вне зависимости от предыдущих взятых КП, даже если взятие не всегда было удачно. Более 70 % спортсменов при выборе пути движения ориентируются на результативность предыдущих взятых КП, анализируют и часто негативно или позитивно переживают свои удачи или ошибки. Таким образом, они пытаются корректировать технику и тактику бега, что в определенной степени отрицательно сказывается на эффективности взятия следующего КП. Лишь около 30 % спортсменов выбирают путь движения вне зависимости от предыдущих результатов взятия КП, ориентируясь лишь на общую стратегию преодоления дистанции.
Спортивное ориентирование является игровой формой проведения соревнований, включающей в себя соревновательный момент и общение в процессе многодневных стартов.
По мере участия в соревнованиях по спортивному ориентированию и росту спортивного мастерства спортсмен не только совершенствует свои технико-тактические действия, волевые качества и, в первую очередь, самообладание, которое позволяет подавить отрицательные эмоции, вызывающие нежелательные для спортсмена побуждения и мотивы, но и постоянно развивает мотивационную сферу и меняет в ней свои приоритеты. Однако необходимо указать на негативную роль ранней специализации в спорте, которая обычно приводит к более быстрому начальному росту результатов, но меньшему уровню достижений в конечном итоге [2].
Преобладающие мотивы у спортсменов-ориентировщиков различной квалификации, выявленные с помощью методики А.Н. Николаева
«Мотивы спортивной деятельности» [5], представлены в таблице.
Значения показателей мотивов спортивной деятельности, занимающихся спортивным ориентированием в зависимости от спортивного разряда, балл
Мотивы спортивной деятельности |
Разряды, звание |
Средние показатели вида спорта |
||
II–III р. |
I р. |
КМС, МС |
||
Процесс занятий спортом |
7,5 |
7 |
7,56 |
7,3 |
Спортивные результаты |
5,3 |
6,42 |
7,27 |
6,77 |
Самосовершенствование |
8,1 |
7,75 |
8,19 |
7,93 |
Общение |
7,9 |
7,04 |
7,18 |
7,21 |
Долженствование |
3,5 |
5,28 |
5,6 |
5,53 |
Материальное вознаграждение |
6,4 |
5,73 |
6,05 |
5,9 |
У спортсменов, занимающихся спортивным
Ориентированием, наиболее выражены следующие мотивы: «самосовершенствование» (7,93 балла), «процесс занятий спортом» (7,3 балла) и «общение» (7,21 балла).
Самую высокую оценку получили мотивы «самосовершенствования». Это объясняется тем, что в спортивном ориентировании спортсмен- ориентировщик прежде всего соревнуется сам с собой. Соревнования в данном виде спорта сопряжены с высокой умственной деятельностью, высоким эмоциональным накалом на фоне физической активности. Такая деятельность часто приводит к ошибкам, которые дают о себе знать во время прохождения дистанции. По этой причине каждые соревнования влекут за собой очередную работу над ошибками, которые были допущены на предыдущих стартах.
Особенность соревнований по спортивному ориентированию заключается в их игровом характере. Это выражается в свободе передвижения, творческом решении задач на фоне соперничества. Такая особенность является особо привлекательной как для детей, так и для взрослых. Таким образом, мотив «процесс занятий спортом» имеет также достаточно высокие показатели по шкале оценок.
Значимость показателей мотива «общение» обусловлена тем, что проживание по несколько дней в полевых условиях, общение со старыми и новыми друзьями, обмен опытом и неформальное общение всегда являются очень привлекательным для людей. По этой причине многодневные летние соревнования всегда пользуются у ориентировщиков различного стажа и уровня спортивной квалификации большой популярностью, а мотив «общение» имеет высокую оценку.
Положительная динамика показателей мотивов «спортивные результаты» и «долженствование» указывает на следующий факт. Вместе с повышением уровня спортивного мастерства появляется стремление продемонстрировать более высокий результат на соревнованиях. Также возрастает ответственность перед товарищами по команде за свой вклад в успех общего дела.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что знание факторов, влияющих на мотивационную сферу спортсмена, особенностей мотивации соревновательной деятельности и выявление ведущих мотивов позволит тренеру более эффективно использовать потенциал ориентировщика при формировании его мотивационно-ценностной сферы личности.
Список литературы
- Донцов В.В. Влияние мотивации и уровня тревожности на результативность соревновательной деятельности в спортивном ориентировании // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 2 (75). С. 213–23.
- Козлова Ю.А. Особенности мотивационной сферы учащихся групп начальной подготовки в изучении основ спортивного ориентирования // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: сб. материалов 9-й Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т.Г. Арутюняна. Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2019. С. 242–244.
- Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007. 665 с.
- Мухамитянов Ф.Д., Захарова Е.А. Особенности мотивации к занятиям по спортивному ориентированию // Актуальные проблемы физического воспитания, здорового и безопасного стиля жизни в образовательных учреждениях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Т.В. Кугушевой. Пермь: Изд-во «От и До», 2017. С. 124–127.
- Николаев А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 30-й науч. конф. СПб., 2003. Вып. 7. С. 55–58.
- Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. М.: Физкультура и спорт, 1978. 112 с.
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 240 с.
- Яблонских А.М. Корреляционный анализ спортивного результата и уровня личной тревожности спортсмена-ориентировщика // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сб. науч. тр. молод. ученых, посв. 50-летию УралГУФК. Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2020. С. 248–251.