Декоративно-прикладное искусство, или ДПИ, является одним из самых разнообразных видов искусства. Оно охватывает собой множество предметов, созданных в течение истории развития человечества. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждый предмет, будь то мебель, посуда или одежда, имеет определенное место в жизни человека, и это место связано с его духовным миром.
Народное искусство — значимая часть национальной художественной культуры, определяющая «лицо» каждого народа, отражающая его исторически сформировавшиеся представления об окружающем мире, нормах поведения, духовных ценностях, жизненных смыслах, вечных категориях бытия. Феноменологическими особенностями[1].
Согласно латыни, слово "decoro" переводится как "украшение", что объясняет его предназначение в данной области. Однако, слово «прикладное» не только дополняет первую часть определения, но и предлагает по-другому взглянуть на него.
Слово "декоративно-прикладное искусство" является обобщающим термином, объединяющим в себе два разных вида искусства: декоративное и прикладное. К нему можно отнести такие отрасли художественного творчества, которые включают в себя создание предметов с несколькими функциями. Эти изделия имеют возможность не только быть украшенными (декорированными), но и использоваться в качестве утилитарной функции. Те или иные проявления декоративно-прикладного творчества могут быть использованы в повседневной жизни.
По своей сути декоративно-прикладное искусство является народным. Люди создают вещи, люди находят им нужную форму и выражение, а также сохраняют красоту, которую они нашли в них. Все эти достижения передаются из поколения в поколение.
Сегодня невозможно воспитать настоящего гражданина, патриота без глубокого изучения духовных основ народа. С помощью сказок, загадок, колыбельных песен и игр, которые являются произведениями декоративно-прикладного искусства, этот процесс должен начинаться с самого детства, чтобы оставить глубокий след в памяти и вызвать интерес. В произведениях русских художников можно увидеть красоту природы, особенности быта и труда народа, его талант и трудолюбие. Они показывают нам истоки духовной жизни народа, его моральные и эстетические качества, дают возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, увидеть красоту окружающего мира.
Главной целью современного образования является соединение с культурой, повышение ее значимости в жизни человека, совершенствование теоретических и практических навыков. В решении этих вопросов декоративно-прикладное искусство играет ключевую роль. Его воздействие позволяет сделать из человека, который занимается самообразованием, увлеченного своим делом, стремящимся к получению новых знаний и навыков, способного применить свои навыки и умения в полной мере, сформировать внутренне свободного человека, который будет способен к дальнейшей трудовой деятельности.
Из-за того, что с наступлением определенного возраста у детей пропадает желание заниматься творчеством. Данное обстоятельство имеет отношение как к тому, что в школе уделяется большое внимание логическому аспекту мышления, так и к отсутствию стимулов для проявления творческой энергии. Для того чтобы развить творческое мышление, необходимо проводить занятия по развитию творческих способностей детей с помощью декоративно-прикладного и технического творчества. В связи с этим встает вопрос об использовании в обучении декоративно-прикладному искусству таких методов и форм, которые будут стимулировать у обучающихся желание создавать и воплощать свои идеи.
Организация занятий ДПИ основана на следующих принципах:
1) В целях создания благоприятного социально-психологического климата необходимо: обеспечить принятие других людей, их принятие и доверие; обеспечить психологическую безопасность и доверительные отношения между людьми.
2) Проявление любви и теплоты к творческим способностям ребенка, поддержка в виде материальных благ, позволяющая ребенку получать удовольствие от своих действий; максимально возможное использование возможностей, предоставляемых ребенком для реализации своих идей и решений.
3) Обеспечение возможности генерирования множества вариантов решения творческой задачи.
В работе педагога присутствует проблема, связанная с недостаточной разработанностью методик обучения детей в области декоративно-прикладного творчества с целью развития их духовной жизни, обогащения ее переживаниями и восприятиями мира, формирования эстетических способностей и художественного вкуса.
Успешное развитие системы дополнительного образования немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методика преподавания декоративноприкладного искусства и народного художественного творчества (НХТ). Методика преподавания [2].
Показатели, которые характеризуют виды и произведения народного ДПИ, имеют не только отношение к предметному миру, материальной культуре, но и к тому, что они являются памятниками культуры духовной.Духовная ценность предметов, созданных народным творчеством, в наши дни особенно возрастает. В нашей жизни появляется праздник, а также красота благодаря им. Все чаще мы используем их не как предметы, которые нужно утилизировать, а как произведения искусства, которые соответствуют нашим эстетическим идеалам и сохраняют связь времен.
Повышение уровня подготовки художников декоративноприкладного искусства — одна из важнейших задач, выдвинутых современным социумом. Такая установка связана с огромной ролью декоративно-прикладного искусства в создании предметно-пространственной среды. Видоизменяясь в соответствии с художественными тенденциями, возникающими в архитектуре, изобразительном искусстве и интерьерной среде в каждую историческую эпоху, декоративно-прикладное искусство привносит в окружающее человека жизненное пространство красоту и эстетичность. От украшений и чайных сервизов[3].
Искусство, связанное с декоративно-прикладным творчеством, является одним из факторов гармоничного развития личности. Данный процесс способствует обогащению души ребенка, а также привить ему любовь к родному краю. Народное искусство сохраняет и передает своим потомкам традиции национального характера, а также формы эстетического отношения к миру, которые были созданы народом. Благодаря народным мастерам, детям можно открыть мир прекрасного и развить у них художественный вкус.
В результате можно сделать вывод, что декоративно-прикладное искусство - это деятельность по созданию художественных предметов, которые имеют практическое применение в быту и обладают выразительной декоративной окраской (посуды, мебель, ткани, украшения, игрушки и т.д.). Каждый предмет, который окружает человека должен быть не только функциональным и удобным, но и красивым. В процессе работы художника всегда можно найти пользу и красоту. В этом случае он использует самые разнообразные материалы для создания предметов интерьера, которые являются произведениями искусства.
Список литературы
- Куракина, И. И. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. И. Куракина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13967-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 10 — URL: https://urait.ru/bcode/519153/p.10 (дата обращения: 05.12.2023).
- Миненко, Л. В. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов : учебное пособие для вузов / Л. В. Миненко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14427-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 3 — URL: https://urait.ru/bcode/496990/p.3 (дата обращения: 03.12.2023).
- Шокорова, Л. В. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в высшем образовании : учебное пособие для вузов / Л. В. Шокорова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 122 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12628-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 5 — URL: https://urait.ru/bcode/515496/p.5 (дата обращения: 29.11.2023).