ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

51

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (146), декабрь ‘23

Дата публикации 07.12.2023

Поделиться

В статье раскрывается проблема логопедической работы по формированию форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В последние десятилетия психологические, лингвистические и психолингвистические исследования высветили важную роль усвоения процессов словоизменения и словообразования в нормальном развитии устной речи детей. Доказано, что от полного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие беглости речи ребенка и его языкового общения в целом.

Количество детей с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Значительную часть из них составляют дети в возрасте от 6 до 7 лет, которые не овладевают звуковой стороной речи в установленные законом сроки и обладают полноценным слухом и интеллектом. Это группа детей с общим недоразвитием речи.

Основной задачей коррекционной педагогики на современном этапе ее развития является совершенствование работы логопеда, которая направлена на поиск всех возможных средств и решений для успешного преодоления грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. 

Многие выдающиеся исследователи, такие как А. Н. Гвоздев, н. Л. Евзекова, Г. И. Жеранкова, н.С. Жукова, Р. И. Лалаева[2], Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, интересовались проблемой формирования грамматической структуры языка, но, несмотря на это, вопрос об их изучении остается актуальным и по сей день.  С развитием века компьютеризации увеличивается количество детей с нарушениями речи, что делает необходимым изучение этой проблемы со стороны.

По словам Лопатиной Л. В., во время речевого онтогенеза собственная речь долгое время остается грамматически неформатированным[3]. Большинство исследователей также считают, что без «последовательного овладения средствами языковой коммуникации процесс овладения грамматической стороной языка детьми будет отставать». Для ребенка первых двух лет жизни объективное значение слова важнее его грамматического оформления.

Исследователи речевых моделей формирования речи детей в их нормальном развитии, проанализировав процесс овладения ребенком грамматической структурой речи, отмечают, что первые признаки грамматического словоизменения при построении высказывания появляются только к концу второго года обучения. жизнь.

Многие исследователи связывают этот процесс с овладением ребенком ранними формами фразеологической речи, а также с появлением в речи первых предложений по смыслу грамматического предложения. 

Одна из первых периодизаций развития грамматической структуры языка представлена в работах А. Н. Гвоздева[1]. Несмотря на то, что выводы данных работ основаны на результатах анализа речи ребенка, данная периодизация является основой для оценки уровня образованности грамматической структуры речи дошкольников. Психологи и логопеды опираются на периодизацию А. Н. Гвоздева для оценки речи детей с нормальным и нарушенным речевым развитием[1].

Мы решили более подробно изучить проблему нарушения предложных форм и падежей существительных у детей с ОНР. Это одно из наиболее актуальных, но в тоже время недостаточно разработанных в теории и практике Российской логопедии.

Теоретическое значение данной проблемы в возможности исследования заключается в том, что удается выявить свойства и установить механизмы нарушения развития предложно-падежных конструкций существительных, имеющих пространственное значение, у детей дошкольного возраста с ОНР во впечатляющем и выразительном языке. Кроме того, разработать различные направления и систему коррекционной работы по их устранению.

Практическая значимость исследования заключается в том, что при анализе полученных данных были выявлены симптомы и выявлены механизмы нарушения образования предложных форм и падежей существительных, а также развит этап формирования корректирующей логопедической работы.

Психолингвистический подход к изучению предложных форм и договоров существительных, имеющих пространственное значение, позволяет распознать качественные особенности нарушений, связанных с нарушениями операций соотнесения языковых средств (предлогов, флексий) как самостоятельных разрывных знаков и последующее сочетание смысловых и образующих морфем в грамматическом изображении от имени как

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений предложных конфигураций и падежей существительных, имеющих пространственное значение, обязательно должна проводиться с учетом нарушенных действий грамматического структурирования высказывания, должна быть направлена на преодоление нарушений как в импрессивной, так и в экспрессивной речи и являться фрагментом системной логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.

Список литературы

  1. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Ч.1-И М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Союз, 2001.-224с.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена - Союз, 2001. -191с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее