Обеспечение национальной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности государственных органов Российской Федерации. Она выражается в защите граждан страны, интересов общества и государства от угроз внешнего и внутреннего характера, направлена на защиту прав и интересов каждого отдельного человека или социально-значимой группы. Основная цель национальной безопасности – сохранение суверенитета России, поддержание независимости и её целостности, а также устойчивое развитие государства в различных социально-правовых направлениях, в частности, в политическом, экономическом, правовом, социальном пространстве и др. [1, с. 269].
Россия является страной, которая привлекает большое количество мигрантов из других стран, в основном это страны с низкими уровне жизни, условиями для проживания и труда, к таким странам относятся Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Армения, Азербайджан. Как показывает опыт миграционных служб, основной целью миграции считается трудоустройство, и большой поток иностранных граждан всегда находится под пристальным вниманием правоохранительных органов.
Высокий спрос на миграцию иностранных граждан на территорию России заставляет государство регулярно обновлять законодательную базу и разрабатывать новые направления политики в отношении регуляции миграционных процессов, для того чтобы исключить нарушения безопасности и суверенитета страны. Анализ опыта зарубежных стран показывает, что высокий рост миграции из-за различных геополитических волнений, приводит к росту экстремизма, терроризма или даже к геноциду, что в свою очередь, увеличивает рост преступности.
Проведя мониторинг официальной миграции на территории России за последние 4 года, автор приходит к следующим выводам.
Во-первых, начиная с 2020 года трудно судить о реальной картине миграционных процессов, так как в период распространения коронавирусной инфекции Covid-19 как в законодательстве иностранных государств, так и на территории России были введены отдельные законодательные акты, которые запрещали, ограничивали или продлевали регистрационные действия мигрантов. Так, в 2022 году на территории России зарегистрировано 685 тыс. мигрантов, в 2021 году показатель составил 668 тыс., в 2020 году – 306 тыс., в 2019 – 696 тыс. [2, с. 2]
Во-вторых, даже несмотря на не четкую картину роста мигрантов, очевидно, что официальная статистика показывает высокий приток мигрантов, Но основной проблемой, которая ставит под угрозу национальную безопасность России является организация незаконной миграции.
Так, ст. 322.1 УК РФ под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в РФ, незаконного пребывания в РФ, незаконного транзитного проезда через территорию РФ, включая въезд в РФ иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории РФ в качестве транзитной [3]
Для того чтобы иностранный гражданин стал незаконным мигрантом, есть три способа:
1. Незаконное пересечение границы, то есть въезд на территорию РФ без действительных правоустанавливающих документов, как правило, это загранпаспорт.
2. Пересечение границы в законном порядке, но с нарушением оформления или действия правоустанавливающих документов, например, просроченный загранпаспорт, отсутствие штампа УФМС о регистрации, нарушение сроков визы.
3. Получение визы на учебу, но при этом нарушение данного вида деятельности и применение иного, например, используя свое нахождение на территории РФ с целью трудовой деятельности [4, с. 316].
Как считает Е. В. Филашов незаконные миграционные процессы являются высокой угрозой для национальной безопасности, так как содержат в себе ряд угроз [5, с. 161].
1. Например, это могут быть увеличение незаконной теневой экономики, что способствует высокому росту так называемых серых денег, которые не находятся в поле зрения налоговых и иных государственных органов, и в целом, негативно влияют на экономическое развитие страны.
2. Также, одной из основных угроз национальной безопасности при незаконной миграции является негативное влияние на политическое развитие страны, при этом нарушаются геополитическая обстановка, снижается статусность страны на уровне международных отношений.
3. В зоне риска находится и социальная ветвь развития страны, так как большое количество незаконно въехавших в страну мигрантов порождают рост безработицы среди российского населения, и как следствие, растет бедность населения и низкий уровень жизни.
4. Учитывая и без того высокий эпидемиологический индекс, при незаконной миграции возрастет риск распространения новых несвойственных для российского населения инфекционных заболеваний, что в значительной мере снижает общий иммунитет и здоровье населения.
В своих исследованиях Р. Б. Саитжанов отмечает, что на сегодняшний день противодействие незаконной миграции носит глобальный характер, и является социальной проблемой [6, с. 812].
На уровне России правовое регулирование, направленное на противодействие организованной миграционной политики, рассредоточены по разным нормативным правовым актам [7, с. 449]. Так, данный правой институт в рамках противодействия и обеспечения национальной безопасности, регулируется УК РФ, в частности, ст. 322.1. На сегодняшний день данная статья подразумевает санкции в виде лишения свободы на срок до 5 лет, группой лиц по предварительному сговору, или в целях совершения преступления на территории РФ или же при использовании служебного положения – лишение свободы на срок до 7 лет с штрафом до 500 000 рублей.
Но несмотря на уголовное наказание, практика показывает, что незаконная миграция имеет тенденцию к росту, а это значит, что имеющихся мер для противодействия недостаточно. На взгляд автора, необходимо разработать более эффективные меры, которые будут носить комплексный характер и иметь государственный контроль. К таким мерам необходимо отнести:
- ужесточение уголовного наказания в отношении как самих организаторов незаконной миграции, так и самих незаконных мигрантов, вплоть до депортации без права въезда в страну;
- ужесточить санкции для российских работодателей, которые принимают на работу иностранных граждан без регистрации или с нарушениями регистрационного процесса;
- усилить контроль и ввести санкции на пограничных пунктах контроля за организацию незаконной миграции иностранцев, которые основаны на взятках и сговоре;
- повысить престиж и значимость процесса миграции, путем реализации различных квот, привлечения высокопрофессиональных специалистов, упрощения процесса регистрации мигрантов.
Вышеуказанные меры могут значительно сократить рост незаконной миграции граждан, в связи с чем снизится потенциальная угроза для национальной безопасности страны.
Список литературы
- Бегеза В. В. Национальная безопасность: понятия, содержание, значение // Вестник Национального института бизнеса. 2017. С. 269-274.
- Ефремов И. А. Предварительные итоги международной миграции населения в России в 2022 году // Мониторинг экономической ситуации в россии №3 (168). С. 1-3.
- Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63–ФЗ // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
- Шемякина Л. Н. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации// Молодой ученый. 2020. № 51 (341). С. 316-318.
- Филашов Е. В. Понятие миграции, незаконной миграции и борьбы с незаконной миграцией //Образование и право. 2020. №3. С. 160-163.
- Саитжанов Р. Б. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Аллея науки. 2023. Т. 2. № 5 (80). С. 812-815.
- Чигирева М. А., Копылова О. П. Правовое регулирование миграции и нелегальной миграции // Science Time. 2017. С. 449-455.