Проблемы, вызванные повышением степени автоматизации кабины пилотов

Проблемы, вызванные повышением степени автоматизации кабины пилотов

Авторы публикации

Рубрика

Космос и Авиация

Просмотры

3

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (145), Декабрь ‘23

Дата публикации 03.12.2023

Поделиться

Целью предоставленного в статье исследования было изучение проблемы в навыках ручного пилотирования в связи с высокой автоматизацией воздушных судов и ее влияние на пилотов.

Анализ позволяет констатировать, что формирование устойчивых навыков ручного пилотирования, а также отработки отказов будет положительно и эффективно влиять на уровень подготовки пилотов независимо от степени автоматизации.

 

В последние годы авиационная промышленность сделала существенные шаги в направлении автоматизации кабины пилотов. Это позволяет улучшить безопасность полетов и повысить эффективность рейсов. Однако автоматизация также создает ряд проблем, которые необходимо учитывать и решать.

Ограничение навыков и опыта пилотов:

Одной из главных проблем, вызванных повышением автоматизации кабины пилотов, является снижение необходимости и возможности для пилотов развивать и поддерживать свои навыки. Современные автоматические системы контролируют и управляют отдельными аспектами полета, что позволяет пилотам делегировать большую часть работы системам. Однако это может привести к потере навыков и опыта пилотов, что может иметь негативное влияние на их способность адекватно реагировать на нештатные ситуации.

Зависимость от технических систем:

С автоматизацией кабины пилотов возникает проблема зависимости от надежности и исправности технических систем. Если одна или несколько систем выходят из строя, пилоты могут оказаться в ситуации, когда им не хватает опыта или навыков для взятия контроля над полетом. Это может привести к серьезным проблемам и опасным ситуациям.

Неоднозначность автоматических систем:

Современные автоматические системы в кабине пилотов могут порождать некоторую неоднозначность в отношении операций, которые они выполняют. Например, подобные системы могут действовать иначе в разных режимах полета, что создает риск неправильного понимания этих систем пилотами. Это может приводить к ошибкам в управлении самолетом и потенциально опасным ситуациям.

Создание зависимости пилотов от автоматических систем:

Автоматизация кабины пилотов может создать зависимость пилотов от систем автоматизации. Это может привести к снижению их активности и внимания, так как они полагаются на системы контроля и управления полетом. Это может стать опасным, так как пилоты могут потерять навык ручного пилотирования самолетом и не иметь достаточной реакции на нештатные ситуации.

Уязвимость к кибератакам

С автоматизацией появляется новая уязвимость к кибератакам, так как компьютерные системы могут быть скомпрометированы и контролироваться злоумышленниками, что представляет угрозу безопасности полёта.

Затраты на обучение и обслуживание

Внедрение и поддержка автоматических систем в кабине самолета требуют значительных затрат на обучение пилотов и техническое обслуживание, что может быть финансово невыгодно для авиакомпании.

Сокращение рабочих мест

Автоматизация в кабине самолета может привести к сокращению рабочих мест для пилотов и другого персонала, что может вызвать социальные и экономические проблемы.

Следует соблюдать следующие рекомендации при использовании автоматических систем управления:

  • Знание и понимание системы: Пилот должен быть полностью ознакомлен с функциями и возможностями системы. Это включает в себя понимание работы различных режимов и настроек.
  • Следование процедурам: Пилот должен строго придерживаться всех процедур, связанных с использованием данной системы. Это включает в себя правильное включение/выключение системы, калибровку и настройку перед полетом.
  • Постоянное наблюдение: В то время как АСУ может выполнять большую часть работы, пилот должен постоянно наблюдать за системой и оставаться готовым к вмешательству в случае необходимости.
  • Активный мониторинг полета: Пилот должен активно следить за настройками и убедиться, что они являются правильными и соответствуют требуемым параметрам полета.
  • Ограничение использования автоматических систем: В критических ситуациях необходимо иметь возможность быстро перейти в ручной режим управления.
  • Регулярная практика: Пилоты должны регулярно тренироваться в использовании систем и быть готовыми к оперативному взаимодействию во время полета.

Заключение:

Автоматизация кабины пилотов является важным шагом в развитии авиационной промышленности, но также вызывает ряд проблем. Необходимо разрабатывать и реализовывать стратегии, которые позволят пилотам поддерживать и развивать свои навыки пилотирования, а также иметь возможность реагировать на нештатные ситуации в случае выхода из строя автоматических систем. Автоматизация должна быть рассмотрена как дополнение к существующим навыкам и опыту пилотов, а не как их замена.

Всегда необходимо помнить, что автоматизированные системы управления – это инструменты, а не замены опыту и навыков пилота. Правильное использование систем требует профессиональной подготовки и хорошего понимания структуры управления и ее возможностей.

Список литературы

  1. Проблемы, вызванные повышением степени автоматизации кабины пилотов: https://scilead.ru/article/3248-problemi-vizvannie-povisheniem-stepeni-avtoma
  2. Рассмотрение и классификация автопилотов, применяемых на различном транспорте https://scilead.ru/article/3102-rassmotrenie-i-klassifikatsiya-avtopilotov-pr
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее