Проблемы трудоустройства выпускников педагогических вузов

Проблемы трудоустройства выпускников педагогических вузов

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

67

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (145), Декабрь ‘23

Дата публикации 01.12.2023

Поделиться

Выбор профессии имеет в жизни каждого человека значимую роль. Поэтому те выпускники, которые хотят связать свою жизнь с педагогикой могут столкнуться с рядом проблем, которые обозначены в данной статье.

Выбор своего профессионального пути является в жизни каждого человека одной из самых важных задач. В современном обществе наблюдается тенденция выбора будущей профессии не по призванию или предрасположенности к тому или иному виду деятельности (как это было в советский период), а на основании престижа профессии в обществе и уровня материального вознаграждения за труд. С каждым годом у выпускников общеобразовательных школ все менее востребованы профессии бюджетной сферы, среди которых есть учителя, а без их труда сложно представить современное общество.

Среди научных трудов различных авторов которые рассматривают проблему трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений в педагогические вузы можно выделить труды Рудневой М.С., Петровой Е.Г., Холиной О.А. В своих работах они делают акцент на проблемах и рассматривают различные пути их решения с учетом государственных программ поддержки молодых педагогов. Стоит заметить, что престиж профессии педагога терпит падение. По мнению Е.Л. Башмановой в современном обществе происходят «процессы дифференциации, дегуманизации, деградации» педагогической профессии, которые уже приводят к падению статуса педагогической деятельности [1, с. 227]. Поэтому выделим ряд проблем, которые потенциально отпугивают как будущих абитуриентов, так и выпускников педагогических вузов:

1. инновационные подходы к профессии педагога в интегрированном мире;

2. высокий уровень социальной загруженности преподавателя;

3. нахождение педагога в постоянном «стрессе», как итог – профессиональное выгорание;

4. ненормированный рабочий день;

5. сложность взаимоотношений между школой и родителями, учениками и социумом;

6. бюрократизация педагогической работы, наличие большого количества работы с отчетностью;

7. профессиональная аттестация педагогических работников [2, с.47].

Еще одна немаловажная причина, по которой выпускники педагогических направлений не желают идти работать по профессии – низкий уровень оплаты труда, что является серьезным барьером при выборе места трудоустройства для молодежи.

Но основная проблема относится к выпускникам школ и связана с получением образования. Правильность профессионального самоопределения выступает до сих пор важнейшей проблемой. Школьники старших классов при выборе ВУЗа не совсем четко представляют себе, где их дальнейшие знания могут пригодиться. Основными факторами при выборе учебного заведения, как правило, являются друзья, обучающиеся в данном учебном заведении, информация о преимуществах ВУЗа, расположение относительно места жительства, наличие средств на получение платного образования, поступление в ВУЗ с определенным проходным баллом ЕГЭ. Таким образом, большинство факторов не имеют отношения к профессиональному самоопределению и отодвигают в сторону основную цель поступления в ВУЗ - изучение дела, которому человек посвятит свою жизнь[3, с.163]. Выбор профессии, который осуществляется человеком в результате анализа его внутренних ресурсов, а также связи их с требованиями профессии, является основой человеческого самоутверждения в обществе и одним из важнейших решений в жизни. Выбор педагогической направленности, должен быть осознанным, основывающимся на личной направленности, качествах личности. Педагогическая профессия (учитель, воспитатель) весьма интересна, но вместе с тем сложна, требует от человека ответственность, внимательность, любовь к детям. Это под силу не каждому, поэтому тот, кто осознанно выбирает ее, как правило, остается в ней на протяжении всей жизни. Профессиональное самоопределение - это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности человека, от появления профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

 К самоопределению отнесем несколько шагов:

1. Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста) - недифференцированное понятие о мире профессии, ситуационное понимание внутренних ресурсов, необходимых для такого рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

2. Этап профессионального самоопределения (средний и старший школьный возраст) - возникновение и формирование профессиональных намерений и начальная ориентация в различных сферах деятельности;

3. Профессиональное образование проводится после школьного обучения для развития в выбранной профессии основывается на формировании индивидуального стиля деятельности;

4. Самореализация в работе - выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью. Из этого следует вывод, что профессиональное самоопределение пронизывает всю жизнь человека.

Чтобы не пополнить ряды незанятой молодежи, необходимо как можно раньше определить сферу своих интересов и осознанно выбрать ВУЗ и специальность. Нужно становится заинтересованным в своей профессии уже на уровне обучения, существует множество возможностей, которые облегчат жизнь будущему педагогу. Например, любой желающий может обратиться в центр занятости и встать на биржу труда в случае поиска работы, также есть органы управления образованием, в которые можно обратиться для предоставления данных в каких образовательных учреждениях есть вакансии и потребность в учителе той или иной дисциплине. Хорошие преимущества также будут у тех выпускников, кто будет учувствовать в программе «Молодой специалист» и «Земский учитель», так как существует большая потребность в молодых педагогах, как в городе, так и в Пермском крае. Федеральная целевая программа направлена на финансовую поддержку молодых людей, получивших высшее образование. Им предоставляются льготы, субсидии и трудоустройство в селах. Самой значимой помощью является так называемая «подъемная сумма» – это крупная субсидия, которую государство предоставляет специалистам для обустройства своей жизни в поселке. Трудоустройство в малых городах и селах из года в год становится все более престижной, так как многие люди в разных возрастных категориях предпочитают переезжать на постоянное место жительство подальше от крупных городов, именно поэтому там появляются новые предприятия, возрождаются учебные заведения, и, как следствие, возникает необходимость в рабочей силе. Также существуют целевые программы обучения, где абитуриенты смогут обучаться за счёт средств федерального бюджета на педагогов по целевому набору, а затем гарантированно трудоустроиться в школы. Выпускник, поступивший на целевое обучение, будет получать образование на бюджетной основе, а после обучения начнёт свою профессиональную деятельность в школе, которая направила его учиться. Таким образом, целевое обучение дает студентам гарантированное трудоустройство.

Список литературы

  1. Башманова Е.Л. Общественный статус учителя и престиж педагогической деятельности сквозь призму социально-стратификационного подхода// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – № 1. С. 227-232.
  2. Болотин И.С., Джамалудинов Г.М. Социология высшей школы: Монография. - М.: «Экономика и финансы». - 2003. –С. 163.
  3. Ендовицкий, Д.А. Востребованность выпускников вузов на рынке труда // Высшее образование в России: журнал. - 2010. - № 2. - С.47-56.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее