Реформирование Системы Образования В 1940-1950-Х Годах.

Реформирование Системы Образования В 1940-1950-Х Годах.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

12

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (145), Декабрь ‘23

Дата публикации 01.12.2023

Поделиться

В статье рассматривается опыт реализации раздельного обучения мальчиков и девочек в сталинский период.

Дореволюционная отечественная школа строилась согласно принципу раздельного обучения. С 1918 система образования пришла на совершенно другую идеологическую основу, связанную с классовым и партийным подходом к воспитанию и образованию детей. Сторонники совместного обучения считали, что эта форма работа школы оптимальна для гендерной социализации в условиях построения социализма.

Центральным звеном реформы системы образования являлось создание единой трудовой школы. Программа декларировала введение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет. Правильная организация воспитательной работы требовала учета особенностей физического характера и развития девушек, в соответствии с которыми юноши и девушки должны были быть подготовлены к трудовой деятельности. [10]

Отметим, что при введении совместного обучения в документах подразумевалась необходимость учёта половых различий в подходе к учащимся. В связи с этим изменялась трактовка роли воспитания. Современная педагогика призывала уделять особое внимание воспитательным функциям школы, которые были пренебрегаемы в пользу обучения, интеллект стал важнее, в то время как развитие характера и воли были забыты. [5, c.78]

Постановление в области образования 1930-х годов возродило опыт дореволюционных учебных заведений. С 1930/31 учебного года повсеместно вводилось всеобщее начальное обучение детей, а в городах — семилетнее всеобщее обучение. В свою очередь раздельное обучение стало элементом возвращения к старым традициям.

Впервые вопрос о введении раздельного обучения был поставлен накануне Великой Отечественной войны. В мае 1941 года по личному указанию секретаря ЦК ВКП (б) А. С. Щербакова Отдел школ ЦК ВКП(б) совместно с Народным комиссариатом просвещения РСФСР обязали подготовить рассмотрение этого вопроса на Оргбюро ЦК ВКП(б). Это изначально было сделано для улучшения военно-физкультурной подготовки.

В.П. Потемкин ссылался на мнение И.В. Сталина, высказанное в личной беседе при подписании указа о раздельном обучении: «Будет спокойнее в крупных городах разделить мужские и женские школы». [13] Однако, начало войны помешало осуществлению данных планов. К идее раздельного обучения вернулись лишь в конце 1942 - середине 1943 годов. Главным фактором, повлиявшим на введение раздельного обучения, являлся государственный заказ, определенная трансформация идеологических установок, касающихся образования.

Раздельное обучение вводилось в школы РСФСР поэтапно.

На основании Постановления № 1729 Совета Народных комиссаров от 24 октября 1942 года вводилась военно-физическая, начальная и допризывная военная подготовка учащихся гражданских учебных заведений. В 1943 г. ЦК ВКП (б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР была подготовлена докладная записка «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР».

Одним из главных сторонников использования опыта дореволюционного образования был Владимир Петрович Потёмкин, ставший народным комиссаром просвещения РСФСР в 1940 году. В своей речи 7 февраля 1943 г. он признал действия по раздельному обучению недостаточными: «Мальчики и девочки оставлены в одном здании. Я оцениваю это как полумеру... С осени необходимо провести вполне последовательное раздельное обучение, разместив мальчиков и девочек по разным зданиям. На этот счет имеется и соответствующее указание правительства». Говорилось также и о масштабности предполагаемого мероприятия: «Мы намерены не ограничиваться Москвой при осуществлении раздельного школьного обучения молодежи, предлагаем правительству провести раздельное обучение на всем пространстве республики в больших городах; за большими городами перейти к средним городам и рабочим поселкам; постепенно распространить раздельное обучение и на сельскую школу, где это окажется технически осуществимым». [3, c. 63]

В ЦК ВКП(б) и Народном комиссариате просвещения РСФСР понимали, что повсеместно и сразу организовать раздельное обучение не удастся. Первым городом, где было введено раздельное обучение, была Москва.

Сторонники раздельного обучения утверждали в 1943 году, что правильная организация учебно-воспитательной работы требует учета особенностей физической природы и развития девочек. [12]

Оргбюро ЦК ВКП (б) постановило:

1. Утвердить проект постановления Совнаркома СССР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/1944 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик».

2. Придавая большое государственное значение введению раздельного обучения в школах ЦК ВКП (б) обязывает обкомы, крайкомы ВКП(б) и ЦК компартий союзных республик взять под свой контроль проведение в жизнь конкретного постановления и оказать органам народного образования необходимую помощь в деле осуществления раздельного обучения мальчиков и девочек. [1]

16 июля 1943 г. данное постановление было утверждено Политбюро ЦК ВКП (б) и в тот же день вышло в свет соответствующее постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/1944 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных республик и крупных промышленных городов».

Советские педагоги ссылаясь на опыт дореволюционной русской школы, полагали, что введение раздельного обучения требует внесения существенных изменений в учебный план женских школ и в программы всех предметов (сокращение курсов математики, физики, усиление предметов гуманитарного и эстетического циклов и тд.) Однако это точка зрения встретила возражения.

Далеко идущая дифференциация учебных планов и программ женских и мужских школ неизбежно затруднили бы девушкам доступ в высшую техническую школу, на физико-математические факультеты и тд. Между тем опыт многолетней работы советской школы показывал, что женщины успешно овладевают всеми профессиями, прежде считавшимися исключительно мужскими. Война с особой убедительностью показала, что нет такой области общественного труда, в которой женщина не могла бы заменить мужчину.

Отсюда можно сделать вывод, что учебный план и программы женских и мужских школ ничем не должны отличаться, за исключением программы по военно-физической подготовке. Однако и эта точка зрения встретила возражения. [7, c. 601] Если на первом этапе государство добивалось полного и скорейшего уничтожения в сознании людей и на практике социального неравенства полов и достигло этого, в частности, путем совместного обучения в школах мальчиков и девочек, то теперь, когда эта цель достигнута, появились новые, не менее важные задачи. Не допуская никаких ограничений в общеобразовательной подготовке девушек, школа должна вместе с тем учитывать половые различия обучающихся и готовить людей разного пола с учетом возможности наиболее рационального их использования. Это обязывало построить учебный план и программы школ так, чтобы те и другие школы обеспечивали одинаковый уровень общего образования, в то же время не были совершенно тождественны.

В связи с этим, сохранялись в мужских и женских школах одинаковые программы по всем предметам, за исключением программ по военной подготовке. Некоторые различия были и в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека. Дополнительно к предметам, изучаемым в мужских школах, в учебный план женских школ предполагалось ввести курс домоводства для рационального ведения домашнего хозяйства.

Как уже говорилось выше, в действующем учебном плане отсутствовали некоторые из перечисленных предметов, преподавание которых необходимо для полноты общего образования. Часть этих предметов (психология, логика, педагогика) могла быть введена в школы в ближайшее время, так как по ним были составлены учебные программы и учебники. Что касается таких предметов, как техника и домоводство, к их введению школы еще не были готовы, так как не было учебных программ, оборудования, подготовленных учителей.

В проекте учебного плана, разработанном Учебно-методическом советом Наркомпроса, техника и домоводство указаны в качестве факультативных предметов, преподавание которых может быть разрешаемо в каждом отдельном случае органами народного образования при наличии в школе соответствующих условий. Введение в жизнь нового учебного плана, включающего все перечисленные предметы, по мнению М.Н. Скаткина должны были содействовать повышению уровня общего образования в стране. [11, c. 11-20]

Раздельное обучение позволяло учителям лучше ориентироваться в своих задачах и более точно определять индивидуальные потребности каждого учащегося. Это также способствовало формированию у учеников чувства ответственности за свои успехи и ошибки, что положительно влияло на их мотивацию к обучению. Являясь составной частью непрерывного образования, раздельное обучение становилось не только средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, но и средством развития личности.

Список литературы

  1. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: сборник документов за 1917-1947 гг. Вып.1, 2 / сост. И.И. Болдырев. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. – с. 224.
  2. Иванова Г. М. Советская школа в 1950 – 1960-е годы. М.: Фонд «Московское время, 2018. 432 с., ил.
  3. Потёмкин В.П. Статьи и речи по вопросам народного образования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. С. 163.
  4. Проблемы сексуальной педагогики: Труды конференции по вопросам сексуальной педагогики. - М., 1930. С.7.
  5. Пыжиков, A.B. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика. 2004. № 5.-С. 78.
  6. Равкин, З.И. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: монографический сборник. 1 т. - М., 1994. С. 24.
  7. Раздельное обучение // Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. C. 601.
  8. Раскин Л.Е. Проблема мальчиков и девочек в воспитании / Народный комиссариат просвещения РСФСР. -М-Л.: Гос. изд-во, 1929. С. 124.
  9. Речь Н.К. Крупской на совещании педагогов-коммунистов и пионерских работников // Комсомольская правда. - 1928. - 21 марта. - С. 2.
  10. Рожков, А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов: В 2 т. — Краснодар: Перспективы образования, 2002. Т. 2 / 208 с.
  11. Скаткин, М.Н. Содержание общего образования // Советская педагогика 1945 № 9 С. 11-20.
  12. Цитата по Ивановой Г.М. Указ.соч., с. 34.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее