ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

36

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (148), декабрь ‘23

Дата публикации 29.11.2023

Поделиться

В данной статье мы рассмотрим понятия инвентаризации и документации как важнейших элементов бухгалтерского учета, а целью данной научной работы является исследование роли и места инвентаризации и документации в финансово-хозяйственной деятельности организации.

Инвентаризация основных средств - это процесс учета и проверки всех материальных активов, которые используются в производстве или предоставлении услуг организации. Основные средства могут включать в себя здания, оборудование, транспортные средства и другие материальные ценности, которые имеют длительный срок службы.

Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и т. п.), сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета и уточнить их. Перед началом инвентаризации следует проверить:

  • наличие и правильное оформление документов по учету основных средств (инвентарных карточек и других регистров аналитического учета), кроме того, и технической документации;
  • документы на арендованные основные средства, полученные и переданные в аренду, а также на ответственное хранение (в случае их отсутствия следует их оформить либо получить).

В соответствии со ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (в редакции Минфина РФ от 30.12.99 ПБУ 6/01 (с изменениями и дополнениями) количество проводимых в отчетном году инвентаризаций основных средств, даты их проведения и перечень проверяемых объектов определяются самой организацией. Однако инвентаризация основных средств может осуществляться не реже одного раза в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет, исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно:

  1. При передаче объектов основных средств в аренду, при их выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  2. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, имея в виду, что организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало года) производить переоценку основных средств по восстановительной стоимости;
  3. При смене материально ответственных лиц (на день приемки- передачи дел);
  4. При установлении фактов недостачи, хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  5. В случаях пожара, стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций;
  6. При ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях в соответствии с законодательством;
  7. При проведении переоценки основных средств по решению организации собственника (не чаще одного раза в год) на начало года;
  8. При передаче организаций, их структурных подразделений, а также зданий и сооружений другому собственнику.

Инвентаризация проводится либо постоянно действующей, либо рабочей инвентаризационной комиссией, утвержденной приказом руководителя организации, которая проверяет наличие и использование основных средств, выявляет неиспользуемое имущество (оборудование, машины и т.д.) и составляет инвентаризационную опись основных средств.

При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений и т.д.), а также земельных участков комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности на это имущество. Процесс инвентаризации основных средств включает в себя следующие этапы:

  • Подготовка к инвентаризации - определение перечня основных средств, подготовка необходимых документов и инструкций для проведения инвентаризации.
  • Проведение инвентаризации - фактическая проверка наличия, состояния и местонахождения основных средств с помощью инвентаризационной комиссии.
  • Составление отчета - подведение итогов инвентаризации, составление отчета о результатах проверки, выявление расхождений и причин их возникновения.
  • Корректировка учета - внесение изменений в учетные записи о наличии и стоимости основных средств на основании результатов инвентаризации.

Инвентаризация основных средств является важной процедурой для обеспечения точности учета и защиты активов компании от утраты или порчи.

Таблица 1

Особенности проведения инвентаризации основных средств

Особенность

Ее сущность

1

2

Специализированный подход

Инвентаризация основных средств требует специальных знаний и навыков, поэтому обычно проводится специальной комиссией или сотрудниками, имеющими опыт в данной области.

Тщательная проверка

В процессе инвентаризации основных средств необходимо тщательно проверить каждый объект, убедиться в его наличии, состоянии и соответствии учетным записям.

Использование специального оборудования

Для проверки состояния и работоспособности оборудования может потребоваться использование специальных технических средств, например, для проверки работоспособности транспортных средств.

Соблюдение законодательства

При проведении инвентаризации необходимо соблюдать требования законодательства и регуляторных органов, чтобы избежать возможных штрафов или проблем с документацией.

 

Оформление инвентаризации ОС начинается с составления описей по форме ИНВ-1. 

Инвентаризационная опись составляется по местонахождению объектов основных средств и материально ответственным лицам. При этом по неиспользуемым объектам составляется отдельная опись. Все описи подписываются членами комиссии, материально ответственными лицами и передаются в бухгалтерию.

Если же в ходе инвентаризации выявлены расхождения между фактическими данными и учетными, то дополнительно оформляется сличительная ведомость по форме ИНВ-18. 

Инвентаризация основных средств является важной частью финансового управления компании и помогает обеспечить точность учета и защиту активов от потерь. Поэтому важно также обеспечить доступность всех необходимых документов для  инвентаризации.

Список литературы

  1. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"
  2. Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  3. Приказ Минфина России от 29.07.98 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
  4. Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» (утвержден приказом Минфина России от 13.01.2023 № 4н)
  5. Методические указания по инвентаризации, утвержденные Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее