АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СЕЛЕКТИВНОГО ВЫЗОВА НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ SELCAL

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СЕЛЕКТИВНОГО ВЫЗОВА НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ SELCAL

Авторы публикации

Рубрика

Инженерия

Просмотры

463

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (144), Ноябрь ‘23

Дата публикации 27.11.2023

Поделиться

В данной статье рассмотрена автоматизация связи по линии «самолет-земля» с применением оборудования селективного вызова SELCAL, а так же его принцип работы, достоинства и недостатки.

Введение

Система селективного вызова (SELCAL – selective calling system) является важной частью оборудования на борту воздушного судна. Она обеспечивает автоматизированную связь между пилотами и диспетчерами, пилотами и представителями авиакомпании эксплуатанта, а также другими самолетами в воздухе. Системой SELCAL оборудованы многие средне- и дальнемагистральные авиалайнеры, административные самолеты, некоторые военные самолеты.

Принцип работы

SELCAL использует специальные коды, которые позволяют пилотам получать информацию о погодных условиях, предупреждения о безопасности и другую важную информацию.

Каждому индивидуальному воздушному судну присваивается код SELCAL после подачи заявки в регистратор кода SELCAL, Aviation Spectrum Resources, Inc. (ASRI).

Код селективного вызова состоит из двух радиоимульсов длительностью по 1 с, импульсы разделены паузой 0,2 с.

Код технически присваивается владельцу - эксплуатанту воздушного судна, а не самому воздушному судну; если самолет продан, новые владельцы - эксплуатанты должны подать заявку на новый код.

Код представляет собой последовательность из четырех букв, записанных или переданных в виде двух упорядоченных наборов по две буквы в каждом (например, AB-CD). Буквы выбираются из подмножества латинского алфавита, содержащего от A до S, за исключением I, N и O. Буквы в данной паре записываются или передаются в алфавитном порядке (например, AB-CD - допустимый отдельный код SELCAL, как и CD-AB, но CD-BA - нет). Данная буква может использоваться только один раз в коде SELCAL; буквы не могут повторяться (например, AB-CD допускается, но не AA-BC и AB-BC).

Каждая буква обозначает определенную частоту звукового тона (рис. 1).

Рисунок 1. Алфавитно-звуковые эквиваленты частоты

 

Система SELCAL контролирует три радиостанции ОВЧ-диапазона и две радиостанции ВЧ - диапазона. (Рис. 2)

Когда система получает вызов с земли, то экипаж уведомляется о готовности связи с использованием конкретной радиостанции (включается соответствующий индикатор).

Рисунок 2. Блок SELCAL и его индикация о готовности.

Для передачи вызова в эфир используется сеть станций частного провайдера – корпорации ARINC. Когда с земли хотят вызвать на связь конкретный самолет, то по телекоммутационному каналу сообщение поступает в центр управления связью корпорации ARINC, откуда пересылается разбросанным по всему миру станциями. Станции передают вызов в эфир. 

Декодер системы SELCAL (рис.3) подключен к бортовым радиостанциям, и если в эфире на контролируемой им частоте передается код данного самолета, декодер оповещает экипаж о вызове на связь (звуковые и визуальные сигналы). Декодер либо сам выдает эти сигналы (звук типа «гонга» выдается на аппаратуру внутренней связи, также декодер включает светосигнальное табло), либо используется система электронной индикации и сигнализации (СЭИС) (если она есть). В этом случае декодер выдает цифровой код в СЭИС, а уже та выводи сообщение на экран и речью предупреждает экипаж о вызове: «SELCAL, SELCAL!»

Декодер способен контролировать одновременно несколько частотных каналов в ожидании вызова.

 

 

Рисунок 3. Декодер SELCAL.

Вывод

Таким образом, система селективного вызова SELCAL имеет ряд достоинств, которые обеспечивают автоматизацию радиосвязи по линии «самолет-земля». Так, экипажу нет необходимости прослушивать нужную частоту в ожидании возможного вызова.

Но есть и недостатки – коды SELCAL – не индивидуальные для каждого ВС. Возможно повторение кодов для двух разных самолетов, так как самолетов с системой̆ SELCAL в три раза больше, чем самих кодов (10920). Поэтому стараются распределять одинаковые коды в разные регионы мира. Но все равно есть возможность, что ВС «близнецы» окажутся рядом.

 

Список литературы

  1. Кучерявый А.А. Авионика. – СПб, Лань, 2016. – 452 с.
  2. Кульчицкий, В. К. Авиационная электросвязь : учебное пособие / Санкт-Петербург : СПбГУ ГА, 2018. — 208 с.
  3. Przemysław Dymarski , Enhancement of Ground-to-Aircraft Communication Using Audio Watermarking, Institute of Telecommunications, Faculty of Electronics and Information Technology, Warsaw University of Technology, Nowowiejska 15/19, 00-665 Warsaw, Poland
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее