БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

14

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (144), Ноябрь ‘23

Дата публикации 27.11.2023

Поделиться

Все организации с разной периодичностью обязаны проводить инвентаризацию. Серьезные последствия может повлечь за собой как не проведение, так и неправильное оформление результатов инвентаризации.  

В моей статье изложено, как и в каких случаях необходимо проводить инвентаризацию, как ее оформить документально и отразить результаты в учете.

Для начала нужно разобраться, что значит понятие инвентаризации.

Инвентаризация – это процесс проверки наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными указанными в документах.

Стоит отметить, что инвентаризации подлежит всё имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Имущество организации также называется активы. Под активами подразумевается: основные средства, готовая продукция, запасы необходимые для производства, денежные средства, дебиторская задолженность и т.д. К финансовым обязательствам относятся: кредиторская задолженность, и т.д.

Существует несколько видов инвентаризации, например, обязательная, когда инвентаризация проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством, или инициативная, проводимая по решению руководителя организации.

Необходимо также пояснить, что процесс инвентаризации не всегда является полной инвентаризацией всего имущества компании, и её  финансовых обязательств. Когда проверку проходит всё имущество организации, и это может занять длительное время. Такой тип проверки проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчётности, или как вид проверки факта хищений имущества и активов организации. Существует также и частичная инвентаризация, когда проверку проходит всего некоторое количество видов имущества и обязательств. Например, основные средства и производственные запасы.

Как я уже писал ранее, существует обязательная инвентаризация, которую необходимо проводить хотя бы раз в год. Однако прямой ответственности за не проведение инвентаризации не существует. Но, в случае если в бухгалтерской отчётности компании вследствие этого будут допущены серьёзные ошибки в расчётах или прочие не состыковки, вот за это уже законодательно предусмотрена ответственность в виде штрафа размером от 10 до 40 тысяч рублей. Но, даже руководствуясь чистой логикой и банальной эрудицией можно предположить, что любой здравомыслящий руководитель вряд ли допустит подобное. Какому руководителю будет неинтересно знать, что происходит с имуществом его компании?

Теперь отвечу на вопрос: кто же является членами инвентаризационной комиссии. Пункт 2.3 раздела 2 говорит о том, что: «В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты». На самом деле, можно сказать, что, как правило, инвентаризационная комиссия состоит из трёх лиц, а это, бухгалтер, материально ответственное лицо, (это лицо, имеющее непосредственную ответственность за активы организации, будь то кассир или кладовщик), и представитель администрации организации. Бухгалтер следит за наличием активов или финансовых обязательств, материально ответственное лицо находится в составе комиссии, для того, чтобы в случае отсутствия имущества указать причину, а представитель администрации организации следит за правильностью выполнения работы бухгалтером.

Инвентаризационная комиссия составляется непосредственно перед началом проведения инвентаризации приказом, например, генерального директора организации. Для этого существует отдельная форма документа ИНВ-22.

После этого начинается сам процесс инвентаризации. Представляет он собой непосредственно проверку либо отдельных видов активов и финансовых обязательств, либо полную проверку всего, если мы говорим о полной инвентаризации.

Если дело касается имущества организации, то тут всё просто, инвентаризационная комиссия в полном составе ходит по складу и иным рабочим помещениям организации и фактически указывает всё имущество в ведомость, которое увидит собственными глазами. Здесь кроется другая сложность. Ведь есть имущество, которое не числится в учёте. Например, хозяйственный инвентарь. В данном случае следует вести отдельный регистр, в котором указывать количественный учёт такого имущества в штуках.

А как обстоят дела с финансовыми обязательствами? В первую очередь проверку проходят расчёты с банками, покупателями, поставщиками, с персоналом, и дебиторские и кредиторские задолженности в том числе. Смысл инвентаризации финансовых обязательств, кроется в выявлении задолженностей и проверки правильности расчётов.

По окончанию проверки инвентаризационная комиссия оформляет протокол, в котором указываются результаты проведения инвентаризации. В случае если выявлена недостача или излишки, оформляется документ по форме ИНВ-26, в котором всё указывается. После этого руководитель организации издаёт приказ об утверждении результатов инвентаризации. Инвентаризация может длиться от 1 до 20 рабочих дней.

Список литературы

  1. Е.В. Железная, Е.И. Зацаринная, Н.В. Чумакова. Бухгалтерская технология проведения инвентаризации: Учебное пособие / Е.В. Железная, Е.И. Зацаринная, Н.В. Чумакова. – М.: Азово – Черноморский инженерный институт – филиал ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2016. – 2-10 с.
  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет / Кондраков Н.П. – М.: Проспект, 2009. – 12 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее