Психолого-педагогическая диагностика обучающихся различных нозологических категорий в зависимости от специфики и выраженности нарушения

Психолого-педагогическая диагностика обучающихся различных нозологических категорий в зависимости от специфики и выраженности нарушения

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

94

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (144), Ноябрь ‘23

Дата публикации 27.11.2023

Поделиться

В статье представлены общие сведения о работе педагога-психолога ресурсных классов. Цель статьи рассказать о структурной работе психолого-педагогической службы, включающей в себя диагностическую и коррекционную работу обучающихся различных нозологических категорий в зависимости от специфики и выраженности нарушения.

Мы решили раскрыть данную проблему, потому что с каждым годом детей с расстройством аутистического спектра рождается все больше и так как мы работаем в парадигме ресурсного класса и с детьми данного расстройства, то решили описать работу педагога-психолога.

Начнем с того, что ребенок, поступив в школу имеет заключения ТПМПК (Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия), где указан вариант программы, по которой будет обучаться ребенок. Существует 4 варианта начального общего образования. 8.1 и 8.2 – цензовый уровень. 8.3 и 8.4 – не цензовый уровень. При переходе ребенка на основное общее образование остается цензовый уровень, где с ребенком работают по адаптированной общеобразовательной программе (АОП) в классе, в который он зачислен, а также нецензовый уровень – вариант 1 (обучающиеся по АОП с УО (интеллектуальными нарушениями)) и вариант 2 (обучающиеся по специальной индивидуальной программе развития – СИПР).

Как строится работа психолога? У нас есть несколько направлений: диагностический, коррекционный, консультативный и просветительский.

В Диагностическую работу для цензового уровня мы будем использовать методики для исследования познавательных процессов (памяти, внимания, мышления и восприятия), которые подходят для детей без нарушения психофизического развития. Это стандартные методики, которые можно использовать в работе, а также использовать любые рекомендованные и доказанные инструменты. Нужно учитывать, что некоторые диагностики приходится адаптировать, но не всегда можно понять, насколько будет объективна данная методика, ведь адаптированная методика возможно становиться не валидна.

Для не цензового уровня подбираются такие методики как: методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти (10 слов), таблицы Шульте (упрощенный вариант), 4й лишний, нелепицы. Чаще всего для данного уровня наиболее эффективно будет использовать метод наблюдение.

Основной уклон для оценки навыков мы делаем на оценочную шкалу ABBLS-R («Оценка базовых речевых и учебных навыков»). Это оценочная шкала знаний, система навыков и умений для детей с речевыми расстройствами. В диагностике используется 4 блока: оценка базовых речевых навыков и умений, оценка учебных навыков и умений, оценка навыков самообслуживания, оценка навыков двигательной активности [7]. ABAS-3 («Система оценки адаптивного поведения»). Данная диагностика охватывает 10 областей адаптивных навыков, это коммуникация, общественные места, функциональные академические навыки, домашние дела, здоровье и безопасность, досуг, забота о себе, самодисциплина, социальные навыки, работа, в которые включены навыки повседневных действий, необходимых для функционирования, удовлетворения требований окружающей среды, ухода за собой и эффективного и независимого взаимодействия с другими [6]. CALS (Проверочный лист адаптивных навыков) предназначен в качестве критериальной оценки успеваемости учащихся в четырех широких областях таких как: Личные жизненные навыки; Навыки ведения домашнего хозяйства; Навыки жизни в сообществе; Навыки трудоустройства. После данной диагностики психолог берет для коррекционной работы следующие направленности — это вся мыслительная сфера, визуальное восприятие, социальные и коммуникативные навыки, игровые навыки, навыки сотрудничества [8].

В ресурсном классе педагог-психолог выполняет не только педагогическую работу, но и выполняет функцию поведенческого аналитика. Мы используем АВС формат, в котором мы прописываем А – антецедент, то, что произошло до поведения, В – поведение, С – последствие после поведения.

Скатер-плотт, лист, в котором мы отслеживаем количество (частоту) эпизодов определенного поведения в определенный промежуток времени.

Опросник для определения функции поведения- «Мотивационная шкала» (МАS). Мотивационная шкала — это опросник, который позволяет быстро определить функцию проблематичного поведения. С помощью данной шкалы можно определить предшествующие условия, которые воздействуют на значимость последствий проблематичного поведения (Мотивационные операции), и в которых обычно возникает это нежелательное поведение. Мотивационная шкала содержит 16 вопросов, которые описывают различные ситуации, в которых может возникнуть нежелательное поведение.

После того как психолог провел диагностическую работу он составляет протокол психодиагностического обследования, для того чтобы сделать выводы о внимании, памяти, мыслительной сферы учащегося, выявить и описать сильные и слабые стороны.

Также педагог-психолог составляет информационный лист, который позволяет сразу взглянуть на все навыки и уровень развития ребенка и увидеть объективную оценку поведения, знать необходимые требования в его работе или взаимодействии с ним. Информационным листом может воспользоваться любой педагог ресурсного класса, чтобы объективно взглянуть на оценку способностей ребенка.

На основании наших диагностик мы составляем программу коррекционно-развивающих занятий, в которую входит работа по формированию коммуникативных навыков ребенка, его сенсорного развития, развитие эмоционально-личностной сферы, развитие концентрации, устойчивости, переключения внимания, развитие кратковременной, долговременной памяти, ассоциативной памяти, развитие логического мышления, формирование понятий личность, индивидуальность, формирование понятий достоинств и недостатков, формирование умения определять эмоциональное состояние людей и свое эмоциональное состояние.

Коррекционная работа психолога может проводиться в индивидуальном формате, в малых и больших группах.  Например, социальное взаимодействие и коммуникацию мы развиваем в групповом формате приглашая детей из общеобразовательного класса на тренинги, это показывает нам огромную эффективность т.к. наши дети обучаются построению диалога, умению высказывать свое мнение, саморегуляции поведения, нормам и правилам групповой работы у своих сверстников.

Вместе с тем психолог может проводить свою работу во внеурочной деятельности для того, чтобы поддерживать создание условий для индивидуального развития каждого ребенка, для развития опыта в творческой деятельности, а также для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков в различных ситуациях.

Также педагог-психолог проводит просветительскую работу для учителей, рассказывая об особенностях детей с ментальными особенностями и спецификой работы с ними.

Таким образом, мы видим, что работа педагога-психолога в ресурсных классах включает в себя не одно, а несколько направлений, которые подразумевают взаимодействие не только с учащимися, но также с их родителями и педагогическим составом школы.  В работе психолога очень важно правильное проведение диагностических работ и подборка методик для исследования познавательных процессов и коммуникативных навыков обучающихся.

Список литературы

  1. Альберто, П. Прикладной анализ поведения: Учебно-методическое пособие для педагогов, учителей-дефектологов, психологов. Текст / П. Альберто, Э Траутман. – М.: Оперант, 2015. – 672 с.
  2. Довбня, С. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: Практики с доказанной эффективностью Текст / С. Довбня, Т. Морозова, А. Залогина, И. Монова. — М.: Альпина ПРО, 2022. — 168 с.
  3. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом Текст / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 287 с
  4. Овсянникова, Т. Организация работы с поведением детей с РАС в процессе обучения методами прикладного анализа поведения: методическое пособие [Текст] / Т. Овсянникова, Т Соломатина, Г. Дзерасса. – М.: Дружелюбная школа, 2022. – 34 с.
  5. Хаустов, А.В., Богорад, П.Л., Загуменная, О.В., Козорез, А.И., Панцырь, С.Н., Никитина, Ю.В., Стальмахович, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие Текст / Под общ. Ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 125с.
  6. ABAS-3 Система оценки адаптивного поведения 3 издание / Пэтти Л. Харрисон, Томас Оуклэнд.
  7. ABLLS-R Оценочная система уровня языковых и общих знаний и умений (переработанная) / Джеймс Партингтон
  8. CALS Проверочный лист адаптивных навыков (ПЛАН) / Lanny E. Morreau, Ph.D., Robert H. Bruininks, Ph.D.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее