Исторически сформированный уникальный образный строй современного Екатеринбурга стал отражением крупнейших политических, экономических, социальных и, как следствие, пространственных преобразований. Возникший в XVIII в. как город - крепость и завод, он сыграл важную роль в промышленной модернизации России, определив пути развития современной отечественной экономики
Планировочная структура города и живописный природный ландшафт являются ключевыми факторами для развития системы пешеходного движения. Во-первых, речь идет о создании единого пешеходного каркаса, улучшающего экологическую обстановку в городе и обеспечивающего всех горожан местами отдыха. Во-вторых, о развитии приоритетных коммуникационных коридоров, проложенных через основные точки притяжения по многофункциональным улицам.
Рис. 1. Схема существующих связей районов г. Екатеринбурга
Одним из основных препятствий для развития пешеходного движения является крупная и несвязная планировочная структура города. Пешеходное движение концентрируется вдоль улиц со сосредоточением коммерческих функций и основных артерий общественного транспорта. Модель «центр-периферия» вызывает необходимость развивать пешеходные пути на уже существующих связях районов города с центральным планировочным районом. Важно также создать маршруты для немоторизованных передвижений, связывающие соседние районы между собой. Любое прерывание или ухудшение качества инфраструктуры (пешеходных и велосипедных дорожек) приведет к снижению их привлекательности.
Приоритетные коммуникационные коридоры.
Для достижения цели разработчиками проекта были определены коммуникационные коридоры, на основе следующих критериев:
- Необходимостью обеспечить один коридор в каждый район города;
- Обеспечить связность коридоров между собой;
- Избегать улиц и дорог с высоким автомобильным трафиком;
- Включить коридоры, в которых улучшения вело-пешеходной инфраструктуры окажут относительно небольшое влияние на движение автотранспорта;
- Включить в коридоры улицы и общественные пространства, которыми люди уже активно пользуются для пешеходных и велосипедных перемещений;
- Подключить коридоры к основным пунктам притяжения, включая вокзалы, центры занятости, крупные объекты образования и торговли.
Целенаправленное формирование водно-зеленого каркаса города позволяет значительно улучшить связность городской ткани, качество городской среды, обеспечить экономический и социальный эффект. Развитие водно-зеленого каркаса должно быть направлено на повышения качеств уже существующих зеленых пространств связывания их в единую систему.
Районы Екатеринбурга имеют характерную планировочную структуру, которая должна быть поддержана и развита за счёт концентрации активности вдоль ключевых планировочных элементов, реконструкции объектов общественного обслуживания и общественных пространств.
Рис. 2. Схема доминант района
В границах района Виз выявлен один наиболее крупный локальный центр, расположенный на Верх-Исетском бульваре в районе парка 22 съезда. Свой локальный центр имеет Уральский технический институт связи и информатики. Другой локальный центр, где сосредоточены сервисные и торговые учреждения расположен на пересечении улиц Заводская и Ключевская.
Существующий культурный центр района функционирует в области Дворца молодёжи, который пользуется большой популярностью среди гостей и жителей города. Другая точка притяжения — это Центральный стадион, который готовится для проведения ЧМ по футболу в 2018 году.
Потенциал для формирования культурных центров содержится в преобразовании библиотеки, а также Верх-Исетский Центр культуры и искусств. Высотные доминанты района расположены в области Центрального стадиона — это жилые дома с административными помещениями высотой до 30 этажей. Район также содержит значительные разрывы в городской ткани за счёт лесного массива и промзон.
Рис. 3. Каркас общественных пространств района
Существующий каркас района формирует Верх-Исетский бульвар и улица Репина, которые также обеспечивают хорошую связь с центральной частью города. ВИЗ-бульвар имеет трамвайную ветку, которая соединяет Малый и Большой Конный полуостров с тканью города.
Развитие районного каркаса должно быть направлено на водный ресурс данной территории. Внутреннюю связность каркаса данного района обеспечат улицы Татищева, Токарей и Крауля
Список литературы
- Дьяченко Е.В. Архитектурно-ландшафтная организациятуристических маршрутов (на примере города Москвы): дис.… канд. архитектуры: 05.23.22. М., 2010. 150 с.
- Закирова Ю.А. Градостроительная реконструкция системы пешеходных прогулочных пространств в центральной исторической части города: автореф. дис. … канд. архитектуры: 18.00.04. М., 2009. 138 с.
- Маршрут «Зеленая линия» в Иркутске // Irkutsk. Tourist information ofice – Информационно-туристическая служба города Иркутска [Электронный ресурс]. URL: http://irkvisit.info/interactive/green-line/ (20 янв. 2015).
- Мониторинг рынка туристических услуг г. Иркутска [Электронный ресурс]. URL: http://ramina.ru/esmi3/files/irktur/otcet_po_monitoringu_555_(1).doc (20 янв. 2015).
- Большаков А.Г., Гладышева Ю.Б. Методика формирования туристических маршрутов и градостроительные принципы экспозиции объектов культурного наследия г. Читы // Вестник ИрГТУ. 2014. № 11 (94). С. 144–150.